Смекни!
smekni.com

Функции оксюморона в лирике Анны Ахматовой (стр. 4 из 4)

Второй пример использования этого средства выразительности языка в поэме – это развернутый, запутанный, сложный, на первый взгляд, непонятный оксюморон «Общий баловень и насмешник,//Перед ним самый смрадный грешник - //Воплощённая благодать…». В этих строках грешник назван благодатью, словом, которое по своему лексическому значению полностью противоречит первому. «Баловень и насмешник», и даже «самый смрадный грешник», то есть человек, нарушающий Божьи предписания, правила, он всегда будет «воплощенной благодатью». Благодать - это «сила, ниспосланная человеку свыше [первоначально - для исполнения воли Бога]»*. Но в то же время из предыдущих строк становится понятно, что грешник противопоставляется ещё и Владыке мрака. Получается, что перед Сатаной, «Дьяволом, злым духом, противостоящим Богу»*, любой грешник – благодать. Этим подчёркивается, что хуже Владыки Мрака никого и ничего быть не может.

В позднем творчестве Анны Ахматовой меняется функция оксюморона, его назначение и тот контекст, в котором употребляется средство языка, темы, проблемы и идеи, освящённые с его помощью, становятся другими. Оксюморон уже несколько по-другому ведёт себя в текстах, он по сравнению с ранней лирикой освещает глобальные проблемы бытия, истории, творчества. С помощью оксюморона мы лучше, шире, глубже понимаем эти важные и философские вопросы, вместе с автором ища на них ответы.

Заключение

Проследив развитие оксюморона в творчестве Анны Ахматовой, можно сделать вывод: в разные этапы творчества поэта оксюморон играл различные роли, выполнял различные функции. Он стал сложнее, глубже. Если в ранней лирике Ахматова использовала его для выражения чувств лирической героини, а порой и героя, то в более поздних произведениях главной задачей этого литературного приёма стало изображение взглядов, мировоззрений поэта. Многие исследователи творчества Ахматовой отмечают камерность её ранних стихов: оксюморон показывает внутренний мир лирической героини, глубоко и широко раскрывая всю противоречивость её чувств. Но со временем этот художественный приём открывает нечто большее, у него появляется философский подтекст. Благодаря оксюморону, перед нами возникает прошлый XIX век и нынешний XX, гармония и разрушение, слом; трагедия поколений и счастье одного человека; жизнь и смерть; Бог и Дьявол. Глубокий смысл виден в поздних произведениях А.Ахматовой, дуалистичность окружающего мира подчёркивает оксюморон.

Порой очень сложно понять, оксюморон перед нами или нет, но красота создаваемых Ахматовой образов, глубина её мыслей поражает всегда.


Список литературы

1. БунинИ.А. PRO ET CONTRA. СПБ., 2001.

2. Добин Е.Ф. Поэзия Анны Ахматовой. Л., 1968.

3. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. Л., 1973.

4. Литературный энциклопедический словарь (под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева). М., 1987.

5. Мандельштам О.Э. Избранное. М., 2001.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М., 2000.

7. Томашевский Б.В. Краткий курс поэтики. М., 2006.

8. Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова Опыт анализа, 1923.