Смекни!
smekni.com

Функции оксюморона в лирике Анны Ахматовой (стр. 1 из 4)

Отдел образования администрации Центрального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Секция литературоведения

Контрольная работа по теме:

Функции оксюморона в лирике Анны Ахматовой

Новосибирск 2007

Введение

Серебряный век - это период расцвета культуры: музыки, театра, философии, искусства и литературы. Он длился с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. В это время появлялись разнообразные литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и другие. Символисты главным в искусстве провозглашали символ как некий знак, олицетворяющий то или иное явление, качество: утро - молодость, любовь – божественное начало. Футуристы же беспощадно критиковали классическое и современное реалистическое искусство, смело экспериментируя над русским словом. Сторонники же акмеизма относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а просто раскрытия. Религиозные поиски и желание преобразовать общество, в отличие от символистов и футуристов, были им чужды. Акмеисты ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях. Такое разное мироощущение поэтов Серебряного века явилось причиной огромной работы над русским словом, что открыло неизвестные до этого потенциальные возможности языка.

После XIX века, века гармонии, настал XX – век разрушений, сломов. Отношения человека с окружающим миром стали сложнее, что породило множество внутренних противоречий.

Оксюморон – это художественное средство языка, которое можно назвать своего рода противоречием. Оно сочетает в себе контрастные понятия, которые вместе составляют одно целое, как и сама эпоха Серебряного века. Главной целью нашего исследования будет определение функции, роли этого литературного приёма в разные периоды творчества Ахматовой.


1. Оксюморон в творчестве Анны Ахматовой

В основе жизни лежит двойственность: добро и зло, день и ночь, огонь и вода, небо и земля. На свете существует всего два начала: мужское и женское. В природе не существует другого, третьего рода. Наш мир дуалистичен.

О.В. Сливицкая в одной из своих работ по творчеству И.А. Бунина пишет, что существует схождение и расхождение противоположных полюсов: «Эти полюса то относятся друг от друга бесконечно далеко, то сближаются». Явления схождения этих полюсов в одной точке она называет оксюморонами. «Так появляется биполярность в мельчайших клеточках художественного организма».

В творчестве Анны Ахматовой довольно часто встречается этот приём. XX век, ярким представителем которого и являлась А.А. Ахматова, характеризуется различными течениями и направлениями в литературе, искусстве, общественной жизни: символизмом, акмеизмом, футуризмом, имажинизмом и многими другими. В ранней лирике Ахматовой заметны черты акмеизма. Для этого направления главными требованиями к языку были точность и ясность. Осип Мандельштам, который также был сторонником акмеистического ученья, в статье «Утро акмеизма» пишет:«Для акмеистов сознательный смысл слова, Логос, такая же прекрасная форма, как музыка для символистов» (с.336). Именно эти грани русского слова прекрасно раскрываются с использованием оксюморона.

Известный литературовед Б.В. Томашевский даёт следующее определение этому средству литературного языка: «Оксюморон – эпитет, противоречащий определяемому: жгучий холод, сладкая горечь и т.д. Чтобы оксюморон был осмыслен, необходимо, чтобы слова, его составляющие, были употреблены в переносном значении». В «Литературном энциклопедическом словаре» даётся похожее определение оксюморона: «Оксиморон (оксюморон) – сжатая и оттого парадоксально звучащая антитеза, обычно в виде антонимических существительного с прилагательным или глагола с наречием». И в том и в другом случае под оксюмороном подразумевают сочетание семантически контрастных слов, которые своим соединением создают новое смысловое единство. Только вместе эти слова открывают совершенно иной смысл. Явление оксюморона похоже на рождение ребёнка. Мужчина и женщина, два противоположных начала, соединяются друг с другом и на свет появляется что-то иное, новое, более прекрасное, необыкновенное – ребёнок. Так и оксюморон получается при сложении двух противоположных по лексическому значению слов, раскрывая невидимые ранее грани каждого из них, рождая прекрасный образ. Это художественное средство углубляет смысл, открывает какие-то новые, ранее невидимые истины. Этот процесс мы можем условно обозначить формулой: А+В=С.

В нашей работе мы условно разделим оксюморон на явный и неявный. Например, «горькая слава» (Анна Ахматова «Сколько просьб у любимой всегда», 1913 год), «Смотри, ей весело грустить//Такой нарядно-обнаженной» (Ахматова), - это явные оксюмороны, а «равнодушно жёлтый огонь» (Анна Ахматова «Песня последней встречи», 1911 год), «Мне муж – палач, а дом его – тюрьма» (Анна Ахматова «Тебе покорной?», 1921 год) – неочевидные, неявные. В явном оксюмороне пересекаются лексические значения слов, лежащие на поверхности, в неявном – переносные или «подводные» значения, о существовании которых можно догадаться, исходя из общего смысла текста.

Своим учителем Анна Ахматова считала Иннокентия Анненского (1856-1909), поэта и преподавателя из Царскосельской гимназии. Она говорила, что важную роль в её становлении как поэта сыграло первое знакомство с его стихотворениями. «Затем случилось следующее: я прочла (в Брюлловском зале Русского музея) корректуру “Кипарисового ларца” (когда приезжала в Петербург в начале 1910 г.) и что-то поняла в поэзии… Я сразу перестала видеть и слышать, я не могла оторваться, я повторяла эти стихи днём и ночью… Они открыли мне новую гармонию». Ахматова благодаря Анненскому научилась передавать простыми, порой будничными словами, очень тонкие оттенки внутренних переживаний современного поэта.

Для лирики Иннокентия Анненского характерно использование оксюморона. Например, в стихотворении «Noxvitae» («Ночь жизни») присутствует явный оксюморон «И вы, на мрачной белизне», в «Зимнем поезде» наше воображение поражает строчка «Снегов немую черноту», а в стихотворении «Зимние лилии» оксюморон «Рад я сладостной отраве». Так что можно предположить, что есть некая традиция между оксюмороном Анненского и Ахматовой, что она переняла, научилась каким-то неведомым для простых людей образом у поэта-учителя Иннокентия Анненского.

В ранних стихотворениях довольно часто встречается оксюморон наряду со сравнениями, в то время как метафоры, характерные творчеству символистов, почти отсутствуют. Б.М. Эйхенбаум в своей работе «Анна Ахматова. Опыт анализа» писал: «...символисты выделяют именно метафору... этот принцип экстенсивности, пользующийся ассоциативной силой слова, отвергнут Ахматовой... Неувязка между частями строф, резкость синтаксических скачков, противоречивость смысловых сочетаний – всё это уживается рядом с торжественной декламацией и создаёт особый стиль, основой для которого является причудливость, "оксюморонность", неожиданность сочетаний». В её творчестве оксюморон показан в разных своих ипостасях: от простого и сразу понятного содержания до философского подтекста. Таким образом, оксюморон "эволюционирует" в стихах поэта, перерастая в нечто большее, в поражающие воображения символы в «Поэме без героя», которую В.М. Жирмунский характеризовал как «сбывшуюся мечту символистов».

Рассмотрим значение оксюморона на примерах анализа стихотворений Ахматовой и попытаемся выявить его функции.


1.1 Оксюморон в ранней лирике

ахматова оксюморон лирика анненский

К ранней лирике Ахматовой относят сборники стихотворений, вышедшие в начале её творческого пути: «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917). Главной темой является любовь лирической героини во всех её проявлениях: от сумасшедшей страсти до боли и безутешной скорби. Многие исследователи творчества Анны Ахматовой отмечают особую искренность, камерность и интимность её ранних стихотворений.

«Сколько просьб у любимой всегда» - это одно из стихотворений о любви лирической героини Анны Ахматовой. Эта любовь, как и сама героиня, полна противоречий. И чтобы передать их наиболее точно, ясно и чувственно, в конце стихотворения поэт использует оксюморон «горькая слава».

Первые две строки, и уже явный контраст чувств. Это скрытое противоречие, скрытая борьба. «Сколько просьб у любимой всегда!» - здесь звучит неподдельная радость, восторг. Ведь там, где есть любовь, там счастье. Сами слова: «просьба, любимая, а значит и любовь, всегда» - говорят о вечном счастье, доверии, о нежных, близких и очень трепетных чувствах. Но вторая строка «У разлюбленной просьб не бывает» - словно крик души, потерявшей что-то близкое и родное. Нет рядом человека, которому можно доверить всё, рассказать о самом тайном. Героине просто больше не к кому обратиться, и тех самых просьб, этого доверия у неё просто не может быть, «не бывает».

Из этих двух строк уже становится понятно, что в стихотворении речь пойдёт о женщине, которую разлюбили. Но каковы её чувства? Она злится, ненавидит возлюбленного или не понимает произошедшего? Ничего подобного в её душе не происходит. Её чувства другие, противоречивые, как и она сама.

Она рада, что любовь проходит, как «…вода//Под бесцветным ледком замирает». Образ замирающей воды, которая совсем недавно лилась рекой, бурлила, волновалась, плескалась - это образ уходящей любви. Ей тяжело: «Христос помоги!», но даже в мыслях нет возможности вернуться. Это чувство было прекрасным, светлым и ломким, а теперь это лёд, это слишком сладостная страсть стала льдом. А всё потому, что в этой любви лирическая героиня была несвободна, любовь плотно сдавила её, мешая дышать, творить, а значит и жить. Хотя женщина уже и сделала свой выбор, но её сердце всё ещё желает этой любви, оно не спокойно. Теперь она свободна, у неё есть слава. Желание, что «…когда-нибудь имя мое//Прочитают в учебнике дети», исполнено. Любимый подарил ей свободу, а вместе с ней и славу. «Как я рада!» - восклицает в ответ возлюбленная. Но слава её горькая, ведь жертва, на которую героине пришлось пойти, любовь.