Смекни!
smekni.com

Из опыта комментирования «Войны и мира» Л.Н. Толстого: прототипы, реалии, обряды (стр. 3 из 6)

У И.П. Архарова устраивались домашние спектакли.

На «московских» страницах «Войны и мира» упоминается Саломони – оперная артистка, которая выступала зимой 1805 / 1806 г. в Москве в составе труппы немецкого театра К. Штейнеберга. «Бог даровал ей талант огромный — большой, гибкий и приятный голос, прекрасную наружность и много чувства: <…> нет сомнения, что в серьезных оперных партиях она может быть первоклассною певицею и актрисою» — записал в дневнике 12 января 1806 г. С.П. Жихарев, бывший заядлым театралом (Жихарев С.П. Записки современника. С. 161).

Как одно из развлечений москвичей Толстой упоминает гуляния в Подновинском. Подновинское (Новинское) — пустырь в Москве, на котором проходили праздничные гулянья на Святой неделе (под Новинским монастырем, упраздненным в XVIII в., между современной пл. Восстания и Проточным пер). Позднее на его месте был разбит Новинский бульвар. С.П. Жихарев, сведениями из дневника которого пользовался Толстой при написании «Войны и мира», так описывает это гуляние: «Гулянье под Новинским началось блистательно. Время стоит прекрасное; экипажам счета нет и кавалькад много» (запись от 12 апреля 1805 г.). — Жихарев С.П. Записки современника. С. 49. «Среди всех развлечений эпохи <…> наиболее объединяющими все слои общества были знаменитые гулянья, гулянья с их парадными кавалькадами, экипажами, <…> качелями, каруселями, <…> театрами и т. д. и т. д.» - писал историк русского театра (Всеволодский (Гернгросс) В. Театр в России в эпоху Отечественной войны. СПб., 1912. С. 11). См. описания Новинского гуляния: <Рихтер Н.> Москва. Начертание. Пер. с нем. СПб., 1801. С. 42—43; Пыляев М. И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. М., 1891. С. 106.

Дремлющий во фланкерской цепи (в охранном оцеплении) накануне Аустерлицкого сражения граф Николай Ростов то ли вспоминает о гусаре с большими усами, то ли видит его в полусне. Этот гусар ехал «против самого Гурьева дома»; вспоминает Николай и о «старике Гурьеве». Здесь Толстой, по-видимому, допускает исторический анахронизм: Гуревым домом («Гурьевкой») назывался роскошный дом, построенный по проекту М.Ф. Казакова на углу Тверской и Малого Гнездниковского переулка для московского главнокомандующего А. А. Прозоровского после 1778 г. (вероятно, в 1790—1795 гг.). Он принадлежал позднее княгине Голицыной, затем Куракиной; в руках «богатого помещика Гурьева, который его окончательно забросил», дом оказался только в 1840-х гг. «Дом стоял с выбитыми окнами и провалившейся крышей» (Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М., 2002. С. 227). Дом не сохранился. Николай Ростов, вероятно, вспоминает о графе (с 1819 г.) действительном статском советнике Дмитрии Александровиче Гурьеве (1751—1825), министре уделов (с 1806 г.), товарище (с 1802 по 1810 гг.) министра финансов. По мнению Л.И. Соболева, это «Гурьев Михаил Васильевич — надворный советник, старый москвич». См.: Толстой Л.Н. Война и мир. М., 2002. Т. 4. С. 342 (указатель собственных имен).

В «Войне и мире» описывается прием, данный московским дворянством генералу князю Багратиону после завершения кампании против Наполеона 1805 г. в Этот прием – факт исторический; одним из его организаторов был дед писателя граф Илья Андреевич Толстой, прототип графа Ильи Андреевича Ростова. Английском клубе. Английский клуб — аристократический дворянский клуб (основан в Москве в 1772 г.). В описываемое время (с 1802 по 1812 гг.) находился в доме князя Гагарина у Петровских ворот (Страстной бульвар, 15). Толстой упоминает о том, что старый граф «был его (Английского клуба. – А. Р.) членом и старшиною». Членство в Английском клубе осуществлялось посредством выборов (голосования, баллотировки), в которых участвовали кандидаты; старшина — член-распорядитель Английского клуба.

Подробности торжественного обеда заимствованы из дневника С.П. Жихарева (Жихарев С. П. Записки современника с 1805 по 1819 год. СПб., 1859. Ч. 1. Дневник студента. С. 328—329; ср.: Жихарев С. П. Записки современника / Редакция, статьи комментарии Б. М. Эйхенбаума. М.; Л., 1955. С. 196—197); Жихарев указывает, что распорядителем обеда был старшина Английского клуба бригадир граф Илья Андреевич Толстой (ум. 1820).

Изображая этот обед, писатель описывает чтение торжественного прославляющего стихотворения его автором, поэтом и драматургом Н.П. Николевым (1758-1815) и цитирует фрагмент этой оды. Источник: описание торжественного обеда в дневнике С. П. Жихарева; ср. в современном изд.: Жихарев С. П. Записки современника / Редакция, статьи комментарии Б. М. Эйхенбаума. М.; Л., 1955. С. 196.

На обеде исполняется «польский: “Гром победы раздавайся, веселися, храбрый росс...”» — полонез (польский) русского композитора О.А. Козловского (1757—1831) для оркестра и хора на слова Г.Р. Державина, другое название (по начальной строке припева) — «Славься сим, Екатерина…»; с конца XVIII по 1833 г. он выполнял роль русского национального гимна. Упоминает автор «Войны и мира» и о «кантате сочинения Павла Ивановича Кутузова», текст которой приводится по описанию торжественного обеда в честь П. И. Багратиона из дневника С.П. Жихарева. См.: Жихарев С.П. Записки современника / Редакция, статьи комментарии Б.М. Эйхенбаума. М.; Л., 1955. С. 197. Павел Иванович Голенищев-Кутузов (1767—1829) — сенатор (в 1805—1821 гг.); куратор (в 1793—1829 гг.), затем попечитель Московского университета (в 1810—1817 гг.); автор торжественных од, переводчик античных поэтов.

Дворянские увеселения

Танец с шалью. Влюбленный в Наташу Ростову Денисов говорит, что ради нее готов «рas de сhâle танцевать», то есть танцевать танец с шалью (франц.). Толстой, очевидно, допускает анахронизм — в описываемое время танец, о котором говорит Денисов, еще не имел этого названия. Шаль в начале XIX в. была модным элементом дамской одежды (вошла в обиход не ранее 1792 г.), обыкновенно носилась на голове, шаль носила супруга Александра I Елизавета Алексеевна. «Франция приветствовала Наполеона, который привез из своей египетской кампании такие шали. Тогда же появился и танец с шалью — искусство драпировки в движении стало символом изящества». В танце «дама медленно поворачивалась к публике то лицом, то спиной, поднимая поочередно то правую, то левую руку с зажатым в ней (вполне изящно) концом шали. <…> Каждое новое движение начинается с вытянутого носка правой или левой ноги. <…> Чтобы шаль была “послушной”, в концы ее вшивались тяжелые золотые, серебряные или коралловые шарики. <…> Свое название это танец получил не сразу. Его называли танец а-ля грек “в роде котильона”, которым обычно заканчивался бал. <…> Особенностью этого парного танца было наличие разного рода предметов-сувениров в руках танцующих, которыми они обменивались. Шаль заменила собою букет, после чего, к 30-м годам появилось новое название танца» (Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII—XIX веков. М., 2002. С. 136, 142—143). Денисов, очевидно, говорит о более позднем времени, когда танец перестал быть парным, превратившись в исключительно дамский, сольный (он стал почетной привилегией воспитанниц закрытых учебных заведений). Гусар Денисов хочет сказать: он столь послушен Наташе, что готов танцевать для нее на балу хоть дамский танец.

Описывая московский бал, Толстой замечает, что повсюду «был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся … Иогель». Толстой описывает искусный танец посредством реминисценции из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». У Пушкина сказано о балерине Истоминой: «Летит, как пух от уст Эола» (гл. 1, строфа ХХ). Танцмейстер Петр Андреевич Иогель (1768—1855) давал уроки танцев детям в московским дворянских семьях, устраивал детские балы. Он жил в собственном доме на Бронной улице, вел танцевальные классы в доме Грибоедовых, обучал поэта И.И. Дмитриева, литератора-просветителя и известного масона Н.И. Новикова; у него учился Д.Н. Свербеев, упоминающий его в своих мемуарах: Свербеев Д.Н. Записки (1799—1826). М., 1899. Т. 1. С. 211. А.С. Пушкина и его сестру Ольгу (в замужестве Павлищеву) родители «возили <…> по четвергам на детские балы к танцмейстеру Иогелю, переучившему столько поколений в Москве» (Воспоминания о детстве А.С. Пушкина (со слов сестры его О.С. Павлищевой), написанные в С.-П.-бурге 26 октября 1851 // Пушкин в воспоминаниях современников. СПб., 1998. Т. 1. С. 33). Спустя многие годы на балу у Иогеля Пушкин в первый раз увидел юную Наталью Гончарову (Долгорукова Е. А. Рассказы о Пушкине, записанные П.И. Бартеневым // Там же. Т. 2. С. 141).

Карточная игра

Изображая карточный поединок между Николаем Ростовым и Долоховым, писатель говорит о намерении Ростова *** «идти углом от трех тысяч рублей, только что данных ему». Речь идет об удвоенной ставке, о желании идти, ставя куш на две карты при выигрыше. См.: Чернышев В. И. Темные слова в русском языке // Чернышев В. И. Избранные труды. М., 1970. С. 310—314.

Во время игры Николай Ростов «покорно отогнул угол». Загибание угла на карте означало удвоение ставки, отгибание — отказ от удвоения. Ростов, хотевший удвоить ставку в 3 тысячи рублей, по настоянию Долохова отказывается от этого и ставит всего лишь двадцать один рубль. «Л. Толстой как бы вскрывает психологию романтика банкомета. Долохов захватывает власть над волей Ростова и испытывает двойное удовлетворение: он мстит счастливому сопернику и одновременно насыщает романтическую жажду власти и подавления другой личности, столь знакомую, например, Печорину», — так характеризует поведение двух игроков Ю.М. Лотман. (Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века. С. 150). Но соображения Ю.М. Лотмана, что с чувством раздавленности в душе Ростова сливается восторг упоения гибелью, «края», сливающийся воедино с наслаждением от пения Наташи, принять никак нельзя. Отношение Толстого (бывшего в молодости азартным игроком и проигравшего однажды огромную сумму) к романтическому азарту карточной игры в «Войне и мире» — это неприятие и отторжение; пение Наташи воскрешает, спасает от гибели, в которую втягивает игра (Николай после проигрыша думает о самоубийстве). См. точный и тонкий анализ этого эпизода: Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир // Война из-за «Войны и мира»: Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике и литературоведении. СПб., 2002. С. 356—358.