Символичны в масонстве и упоминаемые далее «солнце, луна … отвес … дикий камень и кубический камень, столб, три окна». Солнце в масонской символике означало истину, мужество, правосудие, действующую силу в мире, всеоживляющий дух, масонский орден; луна означала чистую любовь, материю, природу, а также Христа и истину. Отвес означал равенство; дикий камень — грубую нравственность, хаос; кубический — нравственность «обработанную». Столб в масонской символике мог означать мудрость, силу, красоту. Число три в масонской символике означает веру в Христа, надежду на спасение, любовь ко всему человечеству; совершенствоване сердца, ума, духа; дух, душу, тело; Святую Троицу; три степени посвящения (ученик, товарищ [подмастерье], мастер) в иоанновском масонстве.
Здесь же говорится о «великом мастере», как именовался управляющий союзом масонских лож, Великой ложей, в подчинении у которой находился ряд других лож.
Пьеру объясняют: «В наших храмах мы не знаем других степеней … кроме тех, которые находятся между добродетелью и пороком». В этих словах утверждается истинность иоанновского масонства в сравнении с его конкурентом - масонством так называемых «высоких степеней» (так называемое шотландское масонство, шведская система и т.д., принятые частью русских масонов), в котором число степеней было весьма велико. Приверженцы масонства «высоких степеней» утверждали, что полнота истины может быть открыта только возведенным в высокие степени.
Пьеру объясняют: «Обрящеши следы древнего, утраченного тобой величества». Речь идет о грехопадении Адама; согласно представлениям, принятым среди масонов, «падение Адама было тройственное: по духу, душе и телу» (Соколовская Т. Обрядность вольных каменщиков. С. 100).
Вскоре и сам граф Безухов стал влиятельным масоном. Он «устроивал столовые и надгробные ложи» — пиршественные и поминальные масонские собрания, а также «заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов». Имеются в виду усилия по приобретению подлинных, часто древних актов(на самом деле никогда не существовавших) — установлений и обрядников, которыми руководствовались старинные ложи. Деятельность такого рода составляла одно из постоянных занятий масонов, возводивших свое происхождение к временам далекой древности (фактически же масонство возникло в Англии в XVII в.). Русские масоны стремились к приобретению подлинных актов от материнских европейских лож.
Толстой пишет занимавших масонах вопросах – «о тройственном имени Бога, или о трех началах вещей — сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигур храма Соломонова». Здесь говорится о мистических и алхмимических исканиях масонов. Масоны принимали учение о трех началах Божественного Существа немецкого мистика Якоба Бёме (1575—1624); в представлении Я. Бёме, божественное триединство проявляется во всех вещах мира. Для масонов проявлением триединого Божества были для них и три Лица Троицы — Бог-сын, Бог-отец, Святой Дух, и три ветхозаветные имени Бога — Элогим (Элохим), Адонаи и Иегова (Яхве), и три имени Бога, взятые из разных религий, — Иегова, Юпитер, Господь. Учение о трех началах вещей, о трех первоэлементах, — сере, меркурии и соли — одна из идей алхимии, эта идея встречается и в сочинениях Я. Бёме; меркурий — алхимическое именование ртути. Храм Соломона — символ духовного храма, обновленного человечества; храм, воздвигнутый по повелению израильско-иудейского царя Соломона, — прообраз этого иносказательного храма.
Через некоторое время Пьер «поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена» - потому что русские ложи подчинялись или должны были подчиняться Великим ложам, находившимся в Западной Европе, из которой масонство распространилось в России в XVIII в.
Однако «братья» – масоны уличили его в «опасных замыслах иллюминатства… — иллюминатство (иллюминаты, «просветленные» — лат.) — течение (орден), созданный в Германии (в 1776 г.) Адамом Вейсгауптом (1748—1830). Целью ордена были нравственное совершенствование и просвещение, парадоксальным образом соединенные с тактикой конспирации и принципами тайного общества; в ордена была установлена железная дисциплина. Ходили слухи, что иллюминаты добивались свержения монархии и установления республиканского правления. Орден был безосновательно заподозрен в организации заговора, на иллюминатов делались доносы, и в 1784—1785 гг. орден был запрещен.
Масонский дневник Пьера, записи из которого приводит Толстой, отчасти навеян книгой Иоанна Масона «О познании самого себя», переведенной на русский язык известным масоном из круга Н.И. Новикова И.П. Тургеневым. Указано А.Е. Грузинским. См.: Толстой Л.Н. Война и мир. М.; Л., 1928. Т. 2. С. 313. Как установил В.Н. Щербаков, дневник Пьера Безухова — это слегка измененные Толстым реальные дневниковые записи масона П.Я. Титова, ученика Поздеева. Дневник Титова и записи дневникового и мемуарного характера, использованные Толстым, хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ф. 147, ед. хр. 1967); их писарские копии, составленные по просьбе Толстого, — в Государственном музее Л.Н. Толстого (№ рук. 68019). См.: Щербаков В.Н. Неизвестный источник «Войны и мира» («Мои записки» масона П.Я. Титова) // Новое литературное обозрение. 1996. № 21. С. 130—151, в статье опубликованы записи Титова и дано их сопоставление с дневником Пьера.
В одной з записей Пьера сказано: «Я сделал ему знак рыцарей Востока и Иерусалима». Для распознавания в другом члена ордена и для демонстрации вольным каменщикам своей принадлежности к братству масоны употребляли, в частности, особенные знаки, неведомые непосвященным. Каждая масонская степень имела свой особый знак. Название «Восток» в масонском языке символично, оно означает высшую мудрость, избранную Землю, Истину, высшее правление ордена. Аналогичным было и значение названия «Иерусалим». Рыцари Востока и Иерусалима — так именовалась степень 6-я степень (открывающая раздел рыцарских степеней, 3-й раздел в иерархии масонских степеней); иное название — братья стуарты (так называемая шведская система). См.: Соколовская Т. Масонские системы // Масонство в его прошлом и настоящем. Т. 2. С. 76. Существовала масонская организация с названием Капитул Рыцарей Востока и Иерусалима (другое название Капитула Феникса).
Пьер упоминает «прусские и шотландские ложи». Здесь подразумевается не столько территориальная или государственная принадлежность ложь, сколько их установления и обрядность этих масонских обществ (лож). Прусские ложи, — очевидно, система «Observantia Stricta» («Строгого Послушания», лат.), возникшая на основе шотландской системы; ее приверженцы утверждали, что эта система ведет происхождение от средневекового рыцарского ордена тамплиеров (храмовников); была многостепенной, утверждалось, что высшее сокровенное знание даруется состоящим в высоких степенях. Получила именование прусской, поскольку укоренилась в Германии и, в частности, в Пруссии, где проходил, в частности, съезд 1773 г. Шотландская система («красное», или андреевское масонство) — многостепенная система; название связано с ее формированием в кругах, близких к бывшей шотландской королевской династии Стюартов, претендовавшей на английский престол и имевшей приверженцев среди населения Шотландии.
В одной из записей Пьера упомянут «великий квадрат мироздания». Квадрат в масонской символике означает мир с четырьмя сторонами света; может также означать четыре стихии материального мира (огонь, вода, земля, воздух) и т .д.
Также среди записей дневника есть такая: «тройственное и седьмое число суть основание всего». Символическое значение чисел «З» и «7», свойственное различным мифологическим, религиозным и философским традициям, было очень значимо и для масонов. Не менее значимы и «семи столбов и ступеней храма». Семь столбов и семь ступеней имеют символическое значение; в частности, это семь добродетелей, которые были названы Пьеру при посвящении в вольные каменщики. Семь столбов (столпов) храма — образ из библейской Книги Притчей Соломона (9: 1).
В дневнике Пьер использует такое масонское понятие, как «Великий Архитектон природы». Это Великий Зодчий (Строитель) природы, одно из наименований Бога в масонском языке. Правильнее было бы «Архитектор».
В дневнике Пьер записал свой сон, в котором видел, что оказался «вдруг окружен собакама». Как указал В.И. Щербаков, образы собак, окружающих Пьера, отсылают к Библии: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои» (Пс. 21: 17). См.: Щербаков В.И. Неизвестный источник «Войны и мира» («Мои записки» масона П.Я. Титова). С. 149, примеч. 20. Непосредственно эти образы заимствованы из записи Титова об увиденном им сне.
Описывает Пьер и иные сонные видения, замечая, что «эти картины представляют любовные похождения души с ее возлюбленным». Эта запись заимствована Толстым из дневника масона Титова. По убедительному толкованию В.И. Щербакова, «в сновидении Титова (получил отражение миф об Амуре и Психее (женской персонификации души. — А. Р.), широко известный в разработке Апулея и Лафонтена. В России наибольшей популярностью пользовалась версия И. Ф. Богдановича. Здесь имеют место прямые ассоциации с поэмой последнего “Душенька”, первая книга которой вышла под заглавием “Душинькины похождения” (1778)». — Щербаков В.И. Неизвестный источник «Войны и мира» («Мои записки» масона П.Я. Титова). С. 149, примеч. 16.
Видит Пьер и некую девицу, которую воспринимает как «изображение Песни Песней». Это образ возлюбленной (Суламиты) из ветхозаветной библейской Книги Песни песней Соломона; возможно, изначально Песнь песней — цикл свадебных песен. «Мирской и любовный характер книги вызывал немалые сомнения возможности ее аллегорического или богословского толкования, тем более что в ней отсутствуют упоминания имени Божиего. Кажется, что она была включена в канон (еще в иудаизме. – А. Р.) лишь благодаря настойчивости выдающегося иудейского богослова раби Акибы» (Алексеев А. А. Песнь песней в древней славяно-русской письменности. СПБ., 2002. С. 9). В иудаизме Песнь Песней истолковывалась как иносказание союза, любви Бога и избранного народа — евреев. Книга была включена в христианский библейский канон, в христианской традиции толкования Библии вслед объяснялась как иносказательное изображение союза Бога и Церкви (богослов Ипполит Римский, ок. 170—236), Иисуса Христа и души (богослов Ориген, ок. 185—254). Образ возлюбленной — невесты истолковывался также в соотнесенности с Богоматери (службы на Рождество и Успение Богоматери и на Благовещение, проповеди Амвросия Медиоланского, ок. 339—397). В русской традиции, по-видимому, уже с XII в. был известен перевод Песни песней с толкованиями Ипполита Римского, Филона Карпафийского (ум. 410), Григория Нисского (331—394) и других богословов. См.: Алексеев А. А. Песнь песней в древней славяно-русской письменности. С. 10, 52, 54—55, 58. См. также: Фаст Г., прот. Толкования на книгу Песнь песней Соломона. Красноярск, 2000.
Пьер Безухов, несомненно, размышляет над образом девицы из Песни песней именно таким образом. В символическом плане «Войны и мира» ее появление в сне Пьера — предречение дарованной Богом встречи с Наташей и их семейного союза. В черновиках «Войны и мира» на это есть прямое указание: «И будто я знаю, что эта девица есть никто другая, как [она Ростова] меньшая графиня Ростова и вместе с тем знаю, что это есть изображение Песни песней» (Литературное наследство. М., 1983. Т. 94. С. 468).