В гражданских войнах нарушается извечный закон бытия - "Не пролей крови ближнего своего" (по рассказам И. Бабеля)
За всю историю человечества война не увеличивала количество людей, а наоборот сопровождалась большим количеством жертв. Таким образом, война может определяться следующим понятием: совокупность различных жертв. Возможно, именно поэтому многие личности не принимают войну, несмотря на то, что та является необходимым элементом в историческом процессе. Например, в своем произведении «Война и мир» Лев Толстой не считает войну необходимым процессом, кроме той, которая носит освободительный характер. «Война есть противное всему человеческому разуму и всей человеческой природе событие» Так как любая война – это жертвы, кровь, слезы, страдания, то гражданская война, будучи войной, между гражданами одного государства, будет являться характерным примером того, где будет нарушаться извечный закон бытия – «не пролей крови ближнего своего».
На примере некоторых рассказов Бабеля мы можем убедиться в правдивости этих страшных особенностей гражданских войн, но, тем не менее, это факт, когда ради одной идеи люди, близкие друг другу, люди одной крови идут на убийство друг друга. Толстой в произведении «Война и мир» указывает нам на то, что война – это ужасное и необъяснимое явление, в котором участвуют все по непонятной им причине. «Почему происходит война или революция? Мы не знаем; мы знаем только, что для совершения того или иного действия люди складываются в известные соединения и участвуют все; и мы говорим, что это так есть, потому что немыслимо иначе, что это закон».
В рассказе Бабеля «Письмо» мальчик Василий Курдюков пишет матери о воюющих, как и он, за красных, братьях. Одного из них, Федора, попавшего в плен, убил папаша-белогвардеец, командир роты у Денкина, «стражник при старом режиме». Он резал сына до темноты, «говоря – шкура, красная собака, сукин сын и разно», «пока брат Федор Тимофеевич не кончился». А спустя некоторое время сам «папаша», пытавшийся спрятаться, нахально перекрасив бороду, попадается в руки другого сына, Степана, и тот, услав со двора братишку Васю, в свою очередь кончает «папашу».
Это во время гражданской войны, которая разделила народ на две воюющие стороны, происходили такие страшные вещи, что вместо того, чтобы жить мирно с семьей и защищать друг друга, «папаша» режет сына, а другой сын режет «папашу». Во время войн не работают традиционные и общественные правила поведения. Гражданская война все запутывает, выжигает, уничтожает и нарушает извечные законы бытия.
Предельно мощные последствия гражданской войны показаны в рассказе Исаака Бабеля «Прищепа». У молодого кубанца Прищепы, бежавшего от белых, в отместку убивают его родителей. Имущество расхитили соседи. Когда белых прогнали, Прищепа возвращается в родную станицу. Он берет телегу и идет по домам собирать свои граммофоны, жбаны для квасов и расшитые матерью полотенца. В тех хатах, где он находит вещи матери и отца, Прищепа оставляет «подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные пометом». Расставив собранные вещи по местам, он запирается в отчем доме и двое суток пьет, плачет, поет и рубит шашкой столы. На третью ночь пламя занимается над его хатой.
Война сама по себе, кроме как историческим процессом, также является страшным явлением, связанным с жертвами, кровью, болью, страданием. Гражданская война тем страшнее, что проливается не кровь чуждого человека, а что «кровь ближнего своего проливают». Настолько эта война уничтожает, запутывает и выжигает.