[vi] См., например, одну из последних работ на данную тему: Кириченко О. Славянский вопрос в романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина» // Русская филология. 18. Сб. научных работ молодых филологов. Тарту, 2007. С.58.
[vii] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л., 1983. Т. 24. С.111.
[viii] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л., 1983. Т. 24. С.111.
[ix] Цит. по: Гусев Н.Н. Жизнь Льва Николаевича Толстого. Л.Н.Толстой в расцвете художественного гения (1862-1877). М., 1927. С.264.
[x] Цит. по: Гусев Н.Н. Жизнь Льва Николаевича Толстого. Л.Н.Толстой в расцвете художественного гения (1862-1877). М., 1927. С.264.
[xi] В этих словах, впрочем, очевидно, имеется в виду не столько сама война, сколько ура-патриотическая шумиха по поводу нее в русской печати.
[xii] В этих словах, впрочем, очевидно, имеется в виду не столько сама война, сколько ура-патриотическая шумиха по поводу нее в русской печати
[xiii] См.: Порочкина И.М. Л.Н.Толстой и славянские народы. Литературно-эстетические и социально-философские взаимосвязи второй половины XIX – начала XX века. Л., 1983. С.31-47.
[xiv] См.: Порочкина И.М. Л.Н.Толстой и славянские народы. Литературно-эстетические и социально-философские взаимосвязи второй половины XIX – начала XX века. Л., 1983. С.31-47.
[xv] См. также: Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М., 1963. С. 368.
[xvi] См. также: Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М., 1963. С. 368.
[xvii] Шемякин А.Л. Смерть графа Вронского. М., 2002. С. 49.
[xviii] Шемякин А.Л. Смерть графа Вронского. М., 2002. С. 49.
[xix] В статье из «Записок отшельника» «Два графа: Алексей Вронский и Лев Толстой» (Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем. СПб., 2007. Т.8. Кн. 1. С.297-315).
[xx] В статье из «Записок отшельника» «Два графа: Алексей Вронский и Лев Толстой» (Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем. СПб., 2007. Т.8. Кн. 1. С.297-315).
[xxi] Шемякин А.Л. Смерть графа Вронского. С. 49.
[xxii] Шемякин А.Л. Смерть графа Вронского. С. 49.
[xxiii] Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. IY изд. М.; Л., 1978. Т.6. С.69.
[xxiv] Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. IY изд. М.; Л., 1978. Т.6. С.69.
[xxv] Журналист суворинского «Нового времени» Алексей Ксюнин, побывав в Ясной Поляне сразу после похорон Толстого, записал разговор с вдовой: « - Вы, вероятно, не знаете, - говорит Софья Андреевна, - ведь Лев Николаевич хотел идти в ряды армии в турецкую войну. «Вся Россия там, я должен идти». - Каких только трудов стоило уговорить его остаться, объяснить, что своим пером он может принести большую пользу России…» (Ксюнин А. Уход Толстого. СПб., 1911. С. 36).
[xxvi] Журналист суворинского «Нового времени» Алексей Ксюнин, побывав в Ясной Поляне сразу после похорон Толстого, записал разговор с вдовой: « - Вы, вероятно, не знаете, - говорит Софья Андреевна, - ведь Лев Николаевич хотел идти в ряды армии в турецкую войну. «Вся Россия там, я должен идти». - Каких только трудов стоило уговорить его остаться, объяснить, что своим пером он может принести большую пользу России…» (Ксюнин А. Уход Толстого. СПб., 1911. С. 36).
[xxvii] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л., 1983. Т. 25. С. 220.
[xxviii] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л., 1983. Т. 25. С. 220.
[xxix] Волгин И.Л. Нравственные основы публицистики Достоевского («Восточный вопрос в «Дневнике писателя») // Известия Академии наук СССР. Серия лит и яз. Т. XXX. Л., 1971. С.312
[xxx] Волгин И.Л. Нравственные основы публицистики Достоевского («Восточный вопрос в «Дневнике писателя») // Известия Академии наук СССР. Серия лит и яз. Т. XXX. Л., 1971. С.312
[xxxi] Там же. С. 314.
[xxxii] Там же. С. 314.
[xxxiii] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 25. С. 111.
[xxxiv] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 25. С. 111.
[xxxv] Ефремов А.В. Данилевский и Достоевский. Футурология панславизма и национальный мессианизм // Российский консерватизм в литературе и общественной мысли XIX века. М., 2003. С. 61-82; Анджей де Лазари. В кругу Федора Достоевского. Почвенничество. М., 2004. С. 93-101; Анджей де Лазари. В кругу Федора Достоевского. Почвенничество. М., 2004. С. 93-101; Сараскина Л. Идейный парадокс о славянской цивилизации и Константинополе. Версии Достоевского и Данилевского // Достоевский в созвучиях и притяжениях (от Пушкина до Солженицына). М., 2006. С. 95-117; Прийма И.Ф. Европа и южные славяне в «Дневнике писателя» Ф.М.Достоевского // Цивилизационный процесс и взаимодействие национальных культур в Европе: место и роль славянства. Материалы Международной научной конференции 30 мая 2006 года. СПб., 2006. С. 69-75.
[xxxvi] Ефремов А.В. Данилевский и Достоевский. Футурология панславизма и национальный мессианизм // Российский консерватизм в литературе и общественной мысли XIX века. М., 2003. С. 61-82; Анджей де Лазари. В кругу Федора Достоевского. Почвенничество. М., 2004. С. 93-101; Анджей де Лазари. В кругу Федора Достоевского. Почвенничество. М., 2004. С. 93-101; Сараскина Л. Идейный парадокс о славянской цивилизации и Константинополе. Версии Достоевского и Данилевского // Достоевский в созвучиях и притяжениях (от Пушкина до Солженицына). М., 2006. С. 95-117; Прийма И.Ф. Европа и южные славяне в «Дневнике писателя» Ф.М.Достоевского // Цивилизационный процесс и взаимодействие национальных культур в Европе: место и роль славянства. Материалы Международной научной конференции 30 мая 2006 года. СПб., 2006. С. 69-75.
[xxxvii] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л., 1983. Т. 24. С.313.
[xxxviii] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Л., 1983. Т. 24. С.313.
[xxxix] Эйхенбаум Б.М. Очередные проблемы изучения Л.Толстого // Ленинградский государственный ордена Ленина университет. 1819 – 1944. Труды юбилейной научной сессии. Л., 1946. С.281-283.
[xl] Эйхенбаум Б.М. Очередные проблемы изучения Л.Толстого // Ленинградский государственный ордена Ленина университет. 1819 – 1944. Труды юбилейной научной сессии. Л., 1946. С.281-283.
[xli] Жуков К.А. Восточный вопрос в историософской концепции К.Н.Леонтьева. СПб., 2006. С. 102. Впрочем, К.Н.Леонтьев в «Анализе, стиле и веянии» сопоставлял Кознышева с другим деятелем славянофильства: «в эпилоге Кознышев играет столь же активную роль, как Ив.С.Аксаков, когда генерал Черняев совершал свои военные подвиги в Сербии» (Леонтьев К.Н. Анализ, стиль и веяние // Полн. собр. соч. и писем: В 12 т.Т. 8. Кн. 1. С.297-315).
[xlii] Жуков К.А. Восточный вопрос в историософской концепции К.Н.Леонтьева. СПб., 2006. С. 102. Впрочем, К.Н.Леонтьев в «Анализе, стиле и веянии» сопоставлял Кознышева с другим деятелем славянофильства: «в эпилоге Кознышев играет столь же активную роль, как Ив.С.Аксаков, когда генерал Черняев совершал свои военные подвиги в Сербии» (Леонтьев К.Н. Анализ, стиль и веяние // Полн. собр. соч. и писем: В 12 т.Т. 8. Кн. 1. С.297-315).
[xliii] Gunji Abe, Konstantin Zhukov. On the roots of Eurasianism: the epilogue of Leo Tolstoy’s “Anna Karenina” and “Bysantinism and Slavdom” of Konstantin Leontiev // Studies in Language and Culture (University of Tsukuba). № 52. January 10, 2000. P.253.
[xliv] Gunji Abe, Konstantin Zhukov. On the roots of Eurasianism: the epilogue of Leo Tolstoy’s “Anna Karenina” and “Bysantinism and Slavdom” of Konstantin Leontiev // Studies in Language and Culture (University of Tsukuba). № 52. January 10, 2000. P.253.
[xlv] Ср. свидетельство самого Толстого: «Я часто пишу с натуры. Прежде даже и фамилии героев писал в черновых работах настоящие, чтобы яснее представлять себе то лицо, с которого я писал. И переменял фамилии, уже заканчивая отделку рассказа…» (цит. по: Жданов В. Творческая история «Анны Карениной»: Материалы и наблюдения. М., 1957. С. 239). См. также: Жуков К.А. Восточный вопрос в историософской концепции К.Н.Леонтьева. С. 104-105.
[xlvi] Ср. свидетельство самого Толстого: «Я часто пишу с натуры. Прежде даже и фамилии героев писал в черновых работах настоящие, чтобы яснее представлять себе то лицо, с которого я писал. И переменял фамилии, уже заканчивая отделку рассказа…» (цит. по: Жданов В. Творческая история «Анны Карениной»: Материалы и наблюдения. М., 1957. С. 239). См. также: Жуков К.А. Восточный вопрос в историософской концепции К.Н.Леонтьева. С. 104-105.
[xlvii] Ср.: Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. СПб., 2005. Т. 7. Кн. 2. С. 663.
[xlviii] Ср.: Леонтьев К.Н. Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. СПб., 2005. Т. 7. Кн. 2. С. 663.
[xlix] Gunji Abe, Konstantin Zhukov. On the roots of Eurasianism. P.258.
[l] Gunji Abe, Konstantin Zhukov. On the roots of Eurasianism. P.258.
[li] Ibid. P. 261.
[lii] Ibid. P. 261
[liii] Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 81.
[liv] Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 81.
[lv] Ефремов А.В. Данилевский и Достоевский. С. 77-78.
[lvi] Ефремов А.В. Данилевский и Достоевский. С. 77-78.
[lvii] Я.С.Лурье замечал по поводу рассказа Гаршина «Четыре дня»: «Достоевский, вероятно, читал этот рассказ, но никак не реагировал на него. Но Толстого размышления над событиями балканской войны привели к полному разрыву со славянофильскими идеями. “Одно из двух: славянофильство или евангелие”, – написал он Страхову (51, 61-62)» (Лурье Я.С. После Льва Толстого. СПб., 1993. С. 34).
[lviii] Я.С.Лурье замечал по поводу рассказа Гаршина «Четыре дня»: «Достоевский, вероятно, читал этот рассказ, но никак не реагировал на него. Но Толстого размышления над событиями балканской войны привели к полному разрыву со славянофильскими идеями. “Одно из двух: славянофильство или евангелие”, – написал он Страхову (51, 61-62)» (Лурье Я.С. После Льва Толстого. СПб., 1993. С. 34).