2.2 Особенности романа Анны Радклиф как представителя школы напряжения и необъяснимой тревоги
Роман напряжения и необъяснимой тревоги – название говорящее, само по себе уже характеризующее данный подвид готического романа. От других подвидов роман напряжения отличается, прежде всего, неповторимой интонацией беспокойства, аурой тайны, чарующей и леденящей кровь. Анна Радклиф была непревзойденной мастерицей их создания. Ее добродетельные юные героини попадают в лапы демонических злодеев, которые стремятся их погубить, разлучив предварительно с возлюбленными.Злоключения героев овеяны тайной, они сталкиваются с таинственными потусторонними явлениями и сами несут в себе некую тайну — личности, происхождения и т. д., которая выясняется к концу повествования и нередко связывает жертву и преследователя. В книгах Радклиф наличествует обязательный «готический» набор — замки, руины, подземелья, однако «готического» эффекта она добивается пространными описаниями ландшафтов и природных явлений, а также героев, пребывающих с ними в таинственной гармонии и, как правило, отмеченных смутной тревогой и предощущением чего-то зловещего. «Ее романы исполнены неотразимого и пагубного очарования под ее пером жизнь души и материальное окружение персонажей окрашиваются в тени вечерних сумерек», — писал Мэтьюрин.
Главное средство достижения Анной Радклиф эффекта этого «неотразимого и пагубного очарования», так поразившего Мэтьюрина, самого являющегося автором готических романов, – большое количество деталей. Одни только звуки, которые описывает героиня, Радклиф изображает так, что словно слышишь происходящее в замке: «…громкие споры, грубый хохот и пение хором оглашали высокие своды залы. Наконец, она услыхала, как запирались на ночь тяжелые порота, и эти звуки мгновенно потонули в глубокой тишине, нарушаемой лишь шорохом шагов по галерее…». Описывая пейзаж, она передает не только атмосферу и обстановку, но и эмоции и ощущения героев. «…Эмилия при вспышках факела увидела подземелье, простиравшееся по ту сторону решетки, и по близости комья взрытой земли, как будто окружавшие вырытую могилу. В подобной обстановке это взволновало и испугало бы ее во всякое время, но теперь ее точно ударило в сердце внезапное предчувствие, что это могила ее несчастной тетки и что предатель Бернардин ее саму ведет на верную погибель. Мрачное, страшное место, куда он завел ее, как будто оправдывало ее подозрения; то было место, располагающее к убийству, и тут же могила, готовая принять жертву: здесь всякое злодеяние могло быть совершено безнаказанно и бесследно». В одном только этом коротком отрывке Анна Радклиф описывает не только то, что окружает Эмилию, но и то, о чем она думает и может быть даже не думает – ее эмоции, страхи.
Анна Радклиф – значительная фигура в ряду авторов готического романа, а для школы романа напряжения и необъяснимой тревоги Радклиф является самым главным автором, можно сказать, матерью данного подвида готического романа. Недаром ее творчество производило и производит неизгладимое впечатление не только на ее соотечественников, но и таких русских авторов как Пушкин, Тургенев, Горький.
Заключение
Готическая тематика всегда возбуждала у читающей публики неподдельный интерес. Известно, что существовали даже специальные публичные библиотеки готических романов. В период с 1765 по 1850 годы готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией, как в Англии, так и во всей Европе. Поэтому неудивительно, что романы Анны Радклиф всегда были популярны и остаются таковыми до наших дней, так как они являются классическим образцом готического романа и школы напряжения и необъяснимой тревоги. Ее творения остаются востребованными. Она продолжает щедро делиться секретами своего мастерства, так легко способного увлечь в пленительный мир таинственного.
Роман «Удольфские тайны» полностью отвечает всем традициям и жанровым особенностям, характерным для готического романа, а во многом задает собственные традиции, которым позже неизменно следовали авторы не только того же подвида, но и готических романов в целом.
В наши дни готические романы получают дополнительную популярность. Поклонники готической литературы несколько расширили её изначальное определение, но основные её черты и поныне остаются теми же. К термину «готический» в таком значении восходят названия музыкального течения готик-металл и субкультуры готов.
Список литературы
1. Радклиф, А. Удольфские тайны: в 2 т. / Анна Радклиф. – М.: Лорис, 1993. – 2 т.
2. Гиривенко, А.Н. Готический роман Анны Радклиф: Из истории рецепции в России / А.Н.Гиривенко // Филология в системе современного университетского образования. – 2002. – №5. – С. 58.
3. Свободная энциклопедия «Википедия» / URL: http://ru.wikipedia.org/