Смекни!
smekni.com

Жанровые особенности романа Анны Радклиф Удольфские тайны (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию и науке

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Институт филологии, массовой информации и психологии

Кафедра зарубежной литературы и теории обучения литературе

Семестровая работа по теме

«Жанровые особенности романа Анны Радклиф "Удольфские тайны"»

Выполнил:

студентка 103 группы Маркина Ирина

Проверил:

Старший преподаватель Агеева Н.А.

НОВОСИБИРСК 2009

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Жанровые особенности романа Анны Радклиф «Удольфские тайны»

2.1. Жанровые особенности готического романа и их проявление в романе «Удольфские тайны»…………………………………………….5

2.2. Особенности романа Анны Радклиф как представителя школы напряжения и необъяснимой тревоги ………..…………………..……..8

3. Заключение...…………………………………………………………………10

4. Список литературы…………………………………………………………..11

Готический роман (англ.theGothicnovel) — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Первоначально развивался преимущественно в англоязычной литературе. Получил название от архитектурного стиля готика, поскольку действие романов часто разворачивается в старых готических замках. [Википедия]

Отличительными чертами готического романа явились тематика и философия "мирового зла" и изображение сверхъестественного, загадочного, мрачного. Сюжеты, как правило, сводятся к таинственным преступлениям, герои отмечены печатью рока и демонизма.

Именно это и делало готические романы столь привлекательными для читателя. Вирджиния Вулф заметила: «Человек получает наслаждение, испытывая страх перед неведомым». Действительно, неведомое и непонятное всегда привлекало к себе интерес человека. А безопаснее всего наслаждаться не собственным страхом, а чужим, тщательно сконцентрированным, доведенным до предела тревоги и ужаса. Еще точнее определяет природу страха Эдмунд Берк: «Чувство, которое вызывает в нас величие и возвышенность природы, властно завладевает нами и вызывает изумление. Изумление есть такое состояние души, в котором все ее движения замирают в предчувствии ужаса. Ни одно чувство не может лишить наш мозг рассудочности и способности к действию в такой степени, в какой способен это сделать страх. Страх и есть предчувствие боли или смерти, и по своему способу воздействия он походит на настоящую боль».

Жанр готического романа неоднороден. Еще в начале 1920-х гг. Эдит Биркхэд в её монографии «История ужаса: Исследование готического романа» была сделана достаточно успешная попытка классифицировать готический роман. Жанр распадается на несколько подвидов: готический роман (TheGothicRomance), роман напряжения и необъяснимой тревоги (thenovelofsuspense); роман ужаса (thenovelofterror); страшная восточная повесть (orientaltaleofterror); сатирический извод романа ужаса (satiresonthenovelofterror); ужасная повесть (theshorttaleofterror). Такая классификация достаточно условна и может быть существенно дополнена.

Одной из следующих попыток классификации готических романов принадлежит профессору Девендре Варма в его работе «Готическое пламя». В качестве соединения нескольких школ он приводит роман Мельмот-скиталец, в нём он обнаруживает черты школы напряжения и необъяснимой тревоги и черты школы ужаса. В этой книге Девендра Варма выделяет три школы готического романа: Историческая готика (The Historical Gothic Tale) , Школа напряжения и необъяснимой тревоги (The School of Terror) , Школа ужаса (The School of Horror).

Анна Радклиф является одним из главных представителей готического романа в целом и такого его направления как роман напряжения и необъяснимой тревоги, или, по классификации Вармы, школы напряжения и необъяснимой тревоги.


Жанровые особенности романа Анны Радклиф
«Удольфские тайны»

2.1 Жанровые особенности готического романа и их проявление в романе «Удольфские тайны»

С тех пор, как появился этот жанр, ходили разные мнения по поводу того, что такое готический роман. В частности, Натан Дрейк, редактор журнала «Литературный досуг», так определял готический жанр: «...ничто не воздействует столь сильно на человека, как готика... даже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу». Британский критик Теодор Уаттс-Дантон называл готику «ренессансом чудесного» в английской литературе. Но существовали и противоположные мнения. Профессор Йельского университета Уильям Лайон Фелпс в своей работе «Начало английского романтизма» рассматривал готику как «синоним варварского, хаотичного и безвкусного».

Английский исследователь Уолтер Фрай в своей книге «Влияние готической литературы на творчество Вальтера Скотта» утверждает, что именно Вальтер Скотт поднял жанр из небытия и находит элементы готики во всех романах, выпущенных после «Уэверли». Последнее мнение достаточно спорно. Большинство исследований подтверждает, что готика как литературный жанр появилась гораздо раньше, и первым автором готического романа был Уолпол.

Наиболее близким к жанру готического романа является жанр романа ужаса. Однако в романе ужаса страх появляется в повседневной реальности, тогда как в готическом романе он отделен от цивилизации, будучи за пределами человеческого общества. Готический роман имеет ряд неотъемлемых признаков, которые отличают его от всех остальных жанров. Рассмотрим, как эти признаки проявляются в романе Анны Радклиф «Удольфские тайны».

1. Сюжет всегда строится вокруг тайны (исчезновение кого-либо, неизвестное происхождение, нераскрытое преступление). Раскрытие этой тайны, как правило, откладывается до финала. В «Удольфских тайнах» подобных тайн сразу несколько. Это и таинственное исчезновение госпожи Монтони, тетки Эмилии, и ее пропавший без вести возлюбленный Валанкур, и тайное родство самой Эмилии с сестрой Агнессой, которое обнаруживается лишь в последних главах книги. Сюжет романа построен так, что тайны раскрываются постепенно и до последних страниц при разрешении одной из них остается, по крайней мере, еще одна неразгаданная загадка.

2. Атмосфера страха и ужаса. Зловещие, непонятно откуда раздающиеся звуки, запахи тлена, паутина. Все это присутствует и в романе Радклиф. По ночам Эмилия слышит непонятно откуда раздающуюся чарующую мелодию, в одной из комнат за черным занавесом скрывается человеческая фигура, окутанная саваном. Путешествуя по замку, героиня видит «…полуразвалившуюся крышу, стены, покрытые зеленой плесенью, и остроконечные окна, в которых плющ и бриония давно заменяли стекла и свешивались фестонами вокруг разбитых капителей колонн…». Все это создает свойственное готическим романам ощущение опасности, тревоги.

3. Место действия – обычно это древний заброшенный замок или монастырь. Это место должно быть наделено такими деталями как подвал, темные коридоры, запертые помещения. Удольфский замок – именно такое место. «…При свете факела можно было видеть высокие, мрачные стены кругом, с бахромой из длинной травы, росшей на скудных клочках земли между мшистых камней; тяжелые устои с узкими решетками между ними, пропускавшими более свободный приток воздуха во двор; массивную железную решетку, ведущую в замок, а напротив огромные башни и свод портала». В запертых комнатах замка Эмилия обнаруживает ужасающие ее вещи: «При тусклом свете лампы она, однако, не могла сразу охватить все пространство комнаты; мебели она никакой не заметила, кроме, впрочем, железного кресла, привинченного к полу посреди комнаты; непосредственно над ним свешивалось с потолка на цепи железное кольцо. Долго глядела она на эти предметы с изумлением и страхом; наконец заметила еще внизу железные брусья, очевидно приспособленные с целью сжимать ноги, а на ручках кресла кольца из того же металла. Чем больше она наблюдала, тем больше убеждалась, что это орудия пытки…».

4. Типичная главная героиня готического романа – юная добродетельная девушка, скромная и мечтательная, склонная к слезам и обморокам. Вполне подходит к этому описанию Эмилия, честная, добрая и отзывчивая девушка. Как любая готическая героиня, Эмилия может от страха лишиться чувств или разразиться слезами в минуту волнения. Будучи девушкой очень впечатлительной, Эмилия очень чутко воспринимает все то загадочное и потустороннее, что происходит вокруг нее. Эмилия склонна иногда немного преувеличивать происходящее, как это произошло с ней в комнате с черным занавесом, где фигуру в саване она приняла за труп своей тетки.

5. Присутствие злодея. Типично для готического романа то, что злодей является более проработанным и разносторонним персонажем, чем главная героиня. Действительно, господин Монтони, дядя Эмилии, гораздо более неоднозначный персонаж. Монтони, хотя и не был, как предполагала Эмилия, настоящим атаманом бандитов, но его люди грабили беззащитных путешественников и производили нападения с целью грабежа на виллы частных лиц. Кроме того, Монтони очень жесток к собственной супруге, тете Эмилии. Но все не так уж просто. Показательно то, что демонстрирует он во время ссоры с племянницей: «Монтони окинул взором всю комнату, глаза его загорелись нетерпением и бешенством, однако по лицу его промелькнула как бы тень страха». Если человек способен испытывать страх, пусть даже и за себя, то такой ли он бездушный и беспощадный? Кроме того, Монтони заботится об Эмилии, иначе не стал бы он при осаде замка отправлять ее в более безопасное место. Удивительным образом в нем двуличие и жестокость сочетаются со свойственной человеку заботой о ближнем.