Безоговорочную поддержку книга получила в «Сыне отечества», где рецензентом выступил идейный единомышленник Тургенева Куницын. Его рецензия - образец пропаганды передовых идей, хотя метод автора бесстрастен - Куницын просто пересказывает основные идеи книги, приводит наиболее яркие цитаты. В результате читатели журнала получили такое ясное и политически острое изложение идей Тургенева, которого не мог достигнуть сам автор. Рецензия Куницына нанесла меткий публицистический удар по защитницам крепостнического рабства и дворянских привилегий.
Последним выступлением «Сына отечества» в защиту политической и экономической свободы народа стала статья Н.И.Кутузова «О причинах благоденствия и величия народов», напечатанная в журнале в 1820 году. В основе благоденствия народа, заявляет Кутузов, должна лежать «свобода личная, неприкосновенность имуществ и мудрость законов... Может ли тот стараться об улучшении состояния своего, кто не только имущество, но и бытие свое считает игрою случая, или где богатый и сильный гнетут слабого, не страшась за сие наказания?».
В статье прямо говорится о том, что если правители не прислушаются к голосу разума, не позаботятся о благе народном, тогда может создаться положение, которое «приводит государства в замешательство, бывает причиною возмущений». «То общество, - продолжает Кутузов, - где народ не имеет доверенности к власти.., близко или к падению, или к какому-нибудь сильному перевороту».
Кутузов был умеренным декабристом, он не выступал сторонником революции, но логика жизни приводила его к мысли о том, что и в России чаша терпения может переполниться, и тогда революционные события неминуемы. Статья эта была напечатана в то время, когда в странах Западной Европы и в Америке все ярче разгоралось пламя национально-освободительного движения, принимавшего революционный характер. В России же усиливалась реакция, и декабристы все отчетливее сознавали необходимость более решительных средств борьбы, нежели мирная пропаганда,
С начала 20-х годов декабристам-публицистам стало уже не по пути с Гречем, который был не прочь щегольнуть либерализмом, но и в мыслях не допускавшим превращения своего журнала в революционный орган. Да и цензура давила все сильнее. В разгар полемики 1818 года министр духовных дел и народного просвещения повелел «обратить внимание цензуры на издаваемые журналы и другие сочинения, дабы в них ни под каким видом не было печатаемо ничего ни в защищение, ни в опровержение вольности или рабства крестьян не только здешних, но и иностранных, ни вообще материй, касающихся до распоряжений правительства». Несколько лет спустя это цензурное распоряжение было сформулировано еще жестче: «Частным же лицам не следует писать о политических предметах ни за, ни против: и то, и другое нередко бывает одинаково вредно, давая повод к различным толкам и заключениям». В эту пору журнал «Сын отечества» резко сворачивает вправо. Уже в «Обозрении 1821 года» журнал ополчился на «дух беспокойства, упорно стремящийся против существующего ныне порядка гражданских обществ».
Публицистике декабристов был закрыт доступ в «Сын отечества» как раз тогда, когда на московском совещании (1821г.) декабристы проголосовали за республику, за революционные методы борьбы.
Декабристы-публицисты принялись за поиски других путей; легальные журналы стали для них теперь вспомогательной формой преимущественно литературной пропаганды. Публицистика на время ушла в подполье, чтобы через несколько лет возродиться вновь, но уже не «в одежде теории», а в литературно-художественной и литературно-критической оболочке.
«Рукописная словесность».
Нелегальная публицистика декабристов
Неудача ряда попыток организации собственных журналов, неудовлетворенность сузившимися возможностями легальной пропаганды и все более усиливавшийся революционный дух декабристской идеологии побудили наиболее решительных декабристов стать на путь нелегального издания тайных программных документов, а также публицистики «малых форм». Декабрист М.С.Лунин признался на следствии, что в 1819 году он приобрел для нужд общества «литографический станок, новейшего в то время изобретения, и приспособленный для переписывания писем». Таким образом, декабристы начали то дело, которое продолжил А.И.Герцен, создавший «Полярную звезду» и «Колокол», замечательные издания бесцензурной русской печати. Но многого сделать декабристам не удалось - без цензуры отпечатана была только «Зеленая книга» - устав Союза Благоденствия, а также «Воззвание к сынам Севера», не дошедшее до нас публицистическое произведение.
Главной формой декабристской нелегальной пропаганды стали переписывавшиеся от руки и в таком виде ходившие в обществе произведения. «Нам только и можно лакомиться что рукописным, а печатное так черство, так сухо, что в горло не лезет», - писал близкий в те годы к декабристам П.А.Вяземский.
Одним из зачинателей «рукописной словесности» стал только что вышедший из лицея А.С.Пушкин. Через несколько лет в своем «Послании цензору» Пушкин писал, что кто хочет
Осмеивать закон, правительство иль правы,
Тот не подвергнется взысканью твоему,
Тот не знаком тебе, мы знаем почему, -
И рукопись его, не погибая в Лете,
Без подписи твоей разгуливает в свете.
Пушкин поплатился за свою стихотворную публицистику ссылкой на юг. С 1820 г. он лишен был возможности принимать участие в общественной жизни северной столицы - как раз тогда, когда в идеологии декабристов происходили знаменательные перемены. Именно об этом времени пишет реакционер Ф.Ф.Вигель: «Я видел, как прежний розовый цвет либерализма стал густеть и к осени [1820 г.] переходить в розово-красный». Созревание революционных идей не замедлило отразиться в нелегальной публицистике. Время надежд на реформы прошло. Декабристы поняли, говоря словами Пушкина, что
царь-отец
Рассказывает сказки.
Нелегальная стихотворная публицистика Пушкина была первым звеном в цепи произведений «рукописной словесности», в ней еще есть надежды на реформы, хотя протест против самодержавия и крепостничества звучит с огромной силой. Другие произведения нелегальной публицистики, последовавшие за стихами Пушкина, свидетельствуют, что нелегальная публицистика приобрела революционно-республиканский характер.
В 1820 году по Петербургу с быстротой молнии распространилось известие о волнениях в гвардейском Семеновском полку. Через несколько дней была обнаружена прокламация - обращение Семеновского полка к Преображенскому, которая не на шутку встревожила придворные круги.
До сих пор неизвестно, кто был автором прокламации. Страстное разоблачение царской власти и надежд на царя заставляет предположить, что автором прокламации был один из тех декабристов, кто уже в это время голосовал за уничтожение царской власти. «Честно истребить тирана, - решительно провозглашает автор, - и вместо него определить человека великодушного, который бы всю силу бедности народов мог ощутить своим сердцем и доставлять средства к общему благу».
Взгляды, изложенные в прокламации, очевидно, долго вынашивались; строгая последовательность мысли, продуманность и завершенность критики и призывов заставляют думать, что распространялись прокламации во время волнений в Семеновском полку не случайно. В полном соответствии с декабристскими взглядами автор прокламации опасался народной революции, считая, что только дворяне-офицеры с подчиненными им войсками могут совершить переворот в России. Войска, по мысли автора, должны арестовать всех высших чиновников в Петербурге и в губерниях и поставить на их место представителей армии. Верховную власть будет осуществлять выдвинутый армией «законоуправитель».
Бесстрашие мысли и решительность предложений, обращение к солдатским массам, народный язык, расчет на миропонимание солдата - все это делает прокламацию крупным памятником публицистики времени декабристского движения.
Целям декабристской пропаганды служила и форма катехизиса. Декабристы-публицисты учли, что этот необычный «жанр», служивший церкви для вдалбливания народу религиозных догм, благодаря своей вопросно-ответной форме дает возможность «разложить» сложные понятия на ряд простейших. Поэтому, по словам К.Ф.Рылеева, «такими сочинениями удобнее всего действовать на умы народа».
Один из виднейших декабристов - С.И.Муравьев-Апостол - совместно с М.П.Бестужевым-Рюминым написал революционную прокламацию «Православный катехизис», который широко распространялся в 1825 году во время восстания в Черниговском полку. Размноженный в довольно большом количестве экземпляров полковыми писарями, «катехизис» ходил по рукам далеко за пределами Василькова, где квартировал полк; его читали даже в Киеве. Учитывая религиозные чувства солдат, авторы прокламации искали доказательства необходимости революционного переворота не только в экономическом и политическом состоянии России, но и в христианском вероучении.
«ВОПРОС: Для чего же русский народ и русское воинство-несчастно?
ОТВЕТ: Оттого, что цари похитили у них свободу.
ВОПРОС: Стало быть, цари поступают вопреки воле божией?
ОТВЕТ: Да, конечно, бог наш рек: бол[ьш]ий в вас да будет вам слуга, а цари тиранят только народ.
ВОПРОС: Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воле божией?
ОТВЕТ: Нет!..
ВОПРОС: Какое правление сходно с законом божиим?
ОТВЕТ: Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равными...
ВОПРОС: Стало быть, бог не любит царей?
ОТВЕТ: Нет! Они прокляты суть от него, яко притеснители народа, а бог есть человеколюбец...
ВОПРОС: Что же, наконец, подобает делать христолюбивому российскому воинству?
ОТВЕТ: Для освобождения страждущих семейств своих и родины своей и для исполнения святого закона христианского... ополчиться всем вместе против тиранства и восстановит!) веру и свободу в России.