Смекни!
smekni.com

Публицистика декабристов (стр. 3 из 4)

А кто отстанет, тот, яко Иуда предатель, будет анафема проклят. Аминь».

Конечно, составители прокламации понимали, что в священных книгах можно найти и прямо противо­положные цитаты, но они считали, что в таком виде призыв к восстанию против царя и крепостничества будет более доходчив, и не ошиблись. Вместе с тем такие аргументы говорят и о слабости авторов про­кламации, не захотевших или не сумевших приве­сти более близкие солдатам жизненные доказатель­ства враждебности самодержавия и крепостниче­ства народу.

Публицистический характер поэзии декабристов особенно ярко выявился в знаменитых агитацион­но-сатирических песнях, создававшихся в 1823 - 1824 гг. К.Ф.Рылеевым и А.А.Бестужевым-Марлинским. «Критика оружием» самодержавно-крепостниче­ского строя, освященного церковью, - вот основная идея агитационной поэзии декабристов-публицистов. И она нашла живой отклик не только в среде дека­бристов, но и проникла в солдатские массы.

«Хотя правительство всеми мерами старалось истребить сии песни, где только могли находить их, - писал брат А.А.Бестужева декабрист Н.А.Бе­стужев, — но они были сделаны в простонародном духе, были слишком близки к его состоянию, чтобы можно было вытеснить их из памяти простолюди­нов, которые видели в них верное изображение сво­его настоящего положения и возможность улучше­ния в будущем... Рабство народа, тяжесть притес­нения, несчастная солдатская жизнь изображались в них простыми словами, но верными красками.»

Действительно, Рылеев и Бестужев нарисовали глубоко правдивую картину крестьянской жизни, ко­торая приводила к выводу о необходимости реши­тельных революционных перемен в России:

Ах, тошно мне

И в родной стороне;

Всё в неволе,

В тяжкой доле,

Видно, век вековать?

Долго ль русский народ

Будет рухлядью господ,

И людями,

Как скотами,

Долго ль будут торговать?

По две шкуры с нас дерут:

Мы посеем, они жнут;

И свобода

У народа

Силой бар задушена.

А что силой отнято,

Силой выручим мы то.

И в приволье,

На раздолье

Стариною заживем.

Используя мотивы народных песен, их строй, образность, язык, Рылеев и Бестужев создали об­разцы публицистической поэзии, проникнутой духом народного творчества, верно рисующей картины на­родной жизни и с революционной смелостью зову­щей в бой. Рылеев и Бестужев показали себя в нелегально распространявшихся песнях подлин­ными мастерами стихотворной публицистики.

Нелегальная публицистика декабристов - важная составная часть их пропагандистской деятельности. Именно здесь наиболее отчетливо раскрываются их взгляды на центральные проблемы жизни России; именно здесь ярчайшим образом запечатлена их ре­шимость бороться да конца против самодержавно-крепостнического строя, за счастье и свободу народа,

Идеи декабристов, начавшие победное шествие в легальных журналах конца 10-х годов XIX в. и окончательно оформленные и раскрытые в нелегальной публицистике начала 20-х годов, перед са­мым восстанием 1825 года вышли на страницы де­кабристских альманахов.

«Под политической печатью».

Альманахи декабристов

В 1821 году последняя из ранних декабристских организаций - Союз Благоденствия - была распу­щена, и наиболее решительные ее члены приступи­ли к организации Северного и Южного обществ, программы которых постепенно приобретали революционно-республиканские черты. Среди членов Северного общества были выдающиеся литераторы-декабристы К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев-Марлинский, В.К.Кюхельбекер. Именно в годы деятель­ности Северного общества они создали свои лучшие произведения, каждое из которых - и в этом осо­бенность декабристской литературы и критики - было насыщено политическими мотивами, каждое из которых несло публицистический заряд большой взрывчатой силы.

Период высшего подъема движения декабристов, связанный с деятельностью Северного общества (1823-1825), ознаменовался новыми чертами их журнально-публицистического творчества. Дека­бристов, продолжавших участвовать в «Сыне отече­ства» и «Соревнователе», давно уже не удовлетво­ряли значительно сузившиеся возможности ис­пользования этих журналов в пропагандистских целях. «Сын отечества» Греча в начале 20-х годов отошел от постановки политических проблем, и де­кабристы могли выступать там только с литературно-критическими материалами. Здесь была опубли­кована известная статья К.Ф.Рылеева «Несколько мыслей о поэзии». «Соревнователь» в 20-х годах, позиция которого оставалась просветительской, также не давал возможно­сти широко поставить легальную пропаганду.

«Недостаток благородного, честного журнала с каждым годом становится ощутительнее», - пи­сал в это время К.Ф.Рылеев П.А.Вяземскому. Но в силу цензурных условий декабристы не имели возможности создать собственный журнал. Поэто­му с 1823 года они приступили к изданию альма­нахов, для организации которых не надо было испрашивать разрешения цензуры (хотя каждая книжка контролировалась обычным порядком).

Альманахи А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева «По­лярная звезда» и «Мнемозина» В.К.Кюхельбеке­ра и В.Ф.Одоевского стали ведущими декабрист­скими легальными изданиями, которые в художе­ственных и литературно-критических произведениях пропагандировали политические идеи. В этих альманахах, особенно в «Полярной звез­де», нашла наиболее полное воплощение литератур­но-публицистическая программа декабристов, кото­рая была сформулирована еще в уставе Союза Благоденствия — «Зеленой книге». Наряду с уча­стием во всех сферах общественной жизни члены Союза Благоденствия, как указывалось в «Зеленой книге», достигают своих целей «изданием повременных сочинений..., сочинением и переводом книг, касающихся особенно до обязанностей человека». Для литератора-декабриста «истинно изящное есть все то, что возбуждает в нас высокие и к добру ув­лекающие чувства». С другой стороны, «описание предмета или изложение чувства, не возбуждаю­щего, но ослабляющего высокие помышления, как бы прелестно оно ни было, всегда недостойно дара поэзии».

Свое понимание этой программы Н.И.Гнедич выразил так: «Перо пишет, что начертается на серд­цах современников и потомства. Им писатель сра­жается с невежеством наглым, с пороком могучим, и сильных земли призывает из безмолвных гробов на суд потомства». И литературная программа Со­юза Благоденствия, и слова Гнедича свидетельст­вуют о неразрывном единстве, о взаимопроникнове­нии художественного и публицистического начал в произведениях декабристов. В любом своем произ­ведении декабристы были публицистами, поэтому-то Н.А.Бестужев видел основную особенность художественного творчества Рылеева в том, что он преследует политические цели: «...постоянная его идея была пробудить в душах своих соотечествен­ников чувствования любви к отечеству, зажечь же­лание свободы».

Имя Рылеева сделалось широко известным пос­ле опубликования им в 1820 г. на страницах «Нев­ского зрителя» послания «К временщику». Поэт-декабрист, метивший во всесильного Аракчеева, все­гда в своем творчестве был художником и публици­стом:

О, как на лире я потщусь того прославить,

Отечество мое кто от тебя избавит!

Твои дела тебя изобличат народу:

Познает он, что ты стеснил его свободу,

Налогом тягостным довел до нищеты,

Селения лишил их прежней красоты...

Тогда вострепещи, о временщик надменный!

Народ тиранствами ужасен разъяренный!

В том же 1820 году единство поэзии и публици­стики продемонстрировал в своем программном стихотворении «Поэты» Кюхельбекер:

В руке суровой Ювенала

Злодеям грозный бич свистит

И краску гонит с их ланит,

И власть тиранов задрожала.

«Я не поэт, а гражданин», - сказал о себе Ры­леев, и к этому могли присоединиться все литера­торы-декабристы. Любое их произведение было проникнуто политическими идеями, художественное произведение становилось пропагандистским высту­плением, орудием общественной борьбы.

«Полярная звезда», лучший альманах декабри­стов, выходил в Петербурге по одной книжке в год в 1823-1825 гг. Идея издания была выдвинута на собрании декабристов, происходившем у Рылеева.

Вокруг «Полярной звезды» сосредоточились не только декабристы-литераторы, но и все выдающие­ся писатели 20-х годов. Кроме самих декабристов, в нем печатали свои произведения Пушкин, Гри­боедов, Вяземский, Баратынский, Д.Давыдов, Дель­виг, Крылов, Жуковский и др. Бестужев и Рылеев так подбирали произведения для альманаха, чтобы читатель получил книжку не только лучших произ­ведений литературного года, но и почерпнул бы в них передовые идеи времени. Каждое стихотворе­ние или очерк, повесть или статья так или иначе помогали воспитанию читателя в декабристском ду­хе, и в этом заключается значение «Полярной звез­ды». Декабристы считали альманах своим органом и всячески способствовали его распространению. Тираж его был огромным для того времени - он достигал полутора тысяч.

«Полярная звезда» отличалась строгостью отбора материала. Каждое произведение так или иначе «ра­ботало» на декабристов, даже если оно принадле­жало перу писателей недекабристского круга. Изда­тели альманаха выработали строгие принципы составления книжек. Роль передовой отводилась лите­ратурно-критическим обзорам А.А.Бестужева.

Основа обозрений Бестужева - краткие, но выра­зительные характеристики этапов истории русской литературы, общественно-политических условий ее развития, оценки творчества писателей и их важней­ших произведений. Буквально в нескольких словах Бестужев умел показать отличительные особенности творчества писателя.

Рассматривая литературные явления с декабри­стских позиций, Бестужев неизменно пропагандиру­ет творчество тех литераторов, произведения кото­рых созвучны декабристским идеям.