А кто отстанет, тот, яко Иуда предатель, будет анафема проклят. Аминь».
Конечно, составители прокламации понимали, что в священных книгах можно найти и прямо противоположные цитаты, но они считали, что в таком виде призыв к восстанию против царя и крепостничества будет более доходчив, и не ошиблись. Вместе с тем такие аргументы говорят и о слабости авторов прокламации, не захотевших или не сумевших привести более близкие солдатам жизненные доказательства враждебности самодержавия и крепостничества народу.
Публицистический характер поэзии декабристов особенно ярко выявился в знаменитых агитационно-сатирических песнях, создававшихся в 1823 - 1824 гг. К.Ф.Рылеевым и А.А.Бестужевым-Марлинским. «Критика оружием» самодержавно-крепостнического строя, освященного церковью, - вот основная идея агитационной поэзии декабристов-публицистов. И она нашла живой отклик не только в среде декабристов, но и проникла в солдатские массы.
«Хотя правительство всеми мерами старалось истребить сии песни, где только могли находить их, - писал брат А.А.Бестужева декабрист Н.А.Бестужев, — но они были сделаны в простонародном духе, были слишком близки к его состоянию, чтобы можно было вытеснить их из памяти простолюдинов, которые видели в них верное изображение своего настоящего положения и возможность улучшения в будущем... Рабство народа, тяжесть притеснения, несчастная солдатская жизнь изображались в них простыми словами, но верными красками.»
Действительно, Рылеев и Бестужев нарисовали глубоко правдивую картину крестьянской жизни, которая приводила к выводу о необходимости решительных революционных перемен в России:
Ах, тошно мне
И в родной стороне;
Всё в неволе,
В тяжкой доле,
Видно, век вековать?
Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями,
Как скотами,
Долго ль будут торговать?
По две шкуры с нас дерут:
Мы посеем, они жнут;
И свобода
У народа
Силой бар задушена.
А что силой отнято,
Силой выручим мы то.
И в приволье,
На раздолье
Стариною заживем.
Используя мотивы народных песен, их строй, образность, язык, Рылеев и Бестужев создали образцы публицистической поэзии, проникнутой духом народного творчества, верно рисующей картины народной жизни и с революционной смелостью зовущей в бой. Рылеев и Бестужев показали себя в нелегально распространявшихся песнях подлинными мастерами стихотворной публицистики.
Нелегальная публицистика декабристов - важная составная часть их пропагандистской деятельности. Именно здесь наиболее отчетливо раскрываются их взгляды на центральные проблемы жизни России; именно здесь ярчайшим образом запечатлена их решимость бороться да конца против самодержавно-крепостнического строя, за счастье и свободу народа,
Идеи декабристов, начавшие победное шествие в легальных журналах конца 10-х годов XIX в. и окончательно оформленные и раскрытые в нелегальной публицистике начала 20-х годов, перед самым восстанием 1825 года вышли на страницы декабристских альманахов.
«Под политической печатью».
Альманахи декабристов
В 1821 году последняя из ранних декабристских организаций - Союз Благоденствия - была распущена, и наиболее решительные ее члены приступили к организации Северного и Южного обществ, программы которых постепенно приобретали революционно-республиканские черты. Среди членов Северного общества были выдающиеся литераторы-декабристы К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев-Марлинский, В.К.Кюхельбекер. Именно в годы деятельности Северного общества они создали свои лучшие произведения, каждое из которых - и в этом особенность декабристской литературы и критики - было насыщено политическими мотивами, каждое из которых несло публицистический заряд большой взрывчатой силы.
Период высшего подъема движения декабристов, связанный с деятельностью Северного общества (1823-1825), ознаменовался новыми чертами их журнально-публицистического творчества. Декабристов, продолжавших участвовать в «Сыне отечества» и «Соревнователе», давно уже не удовлетворяли значительно сузившиеся возможности использования этих журналов в пропагандистских целях. «Сын отечества» Греча в начале 20-х годов отошел от постановки политических проблем, и декабристы могли выступать там только с литературно-критическими материалами. Здесь была опубликована известная статья К.Ф.Рылеева «Несколько мыслей о поэзии». «Соревнователь» в 20-х годах, позиция которого оставалась просветительской, также не давал возможности широко поставить легальную пропаганду.
«Недостаток благородного, честного журнала с каждым годом становится ощутительнее», - писал в это время К.Ф.Рылеев П.А.Вяземскому. Но в силу цензурных условий декабристы не имели возможности создать собственный журнал. Поэтому с 1823 года они приступили к изданию альманахов, для организации которых не надо было испрашивать разрешения цензуры (хотя каждая книжка контролировалась обычным порядком).
Альманахи А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева «Полярная звезда» и «Мнемозина» В.К.Кюхельбекера и В.Ф.Одоевского стали ведущими декабристскими легальными изданиями, которые в художественных и литературно-критических произведениях пропагандировали политические идеи. В этих альманахах, особенно в «Полярной звезде», нашла наиболее полное воплощение литературно-публицистическая программа декабристов, которая была сформулирована еще в уставе Союза Благоденствия — «Зеленой книге». Наряду с участием во всех сферах общественной жизни члены Союза Благоденствия, как указывалось в «Зеленой книге», достигают своих целей «изданием повременных сочинений..., сочинением и переводом книг, касающихся особенно до обязанностей человека». Для литератора-декабриста «истинно изящное есть все то, что возбуждает в нас высокие и к добру увлекающие чувства». С другой стороны, «описание предмета или изложение чувства, не возбуждающего, но ослабляющего высокие помышления, как бы прелестно оно ни было, всегда недостойно дара поэзии».
Свое понимание этой программы Н.И.Гнедич выразил так: «Перо пишет, что начертается на сердцах современников и потомства. Им писатель сражается с невежеством наглым, с пороком могучим, и сильных земли призывает из безмолвных гробов на суд потомства». И литературная программа Союза Благоденствия, и слова Гнедича свидетельствуют о неразрывном единстве, о взаимопроникновении художественного и публицистического начал в произведениях декабристов. В любом своем произведении декабристы были публицистами, поэтому-то Н.А.Бестужев видел основную особенность художественного творчества Рылеева в том, что он преследует политические цели: «...постоянная его идея была пробудить в душах своих соотечественников чувствования любви к отечеству, зажечь желание свободы».
Имя Рылеева сделалось широко известным после опубликования им в 1820 г. на страницах «Невского зрителя» послания «К временщику». Поэт-декабрист, метивший во всесильного Аракчеева, всегда в своем творчестве был художником и публицистом:
О, как на лире я потщусь того прославить,
Отечество мое кто от тебя избавит!
Твои дела тебя изобличат народу:
Познает он, что ты стеснил его свободу,
Налогом тягостным довел до нищеты,
Селения лишил их прежней красоты...
Тогда вострепещи, о временщик надменный!
Народ тиранствами ужасен разъяренный!
В том же 1820 году единство поэзии и публицистики продемонстрировал в своем программном стихотворении «Поэты» Кюхельбекер:
В руке суровой Ювенала
Злодеям грозный бич свистит
И краску гонит с их ланит,
И власть тиранов задрожала.
«Я не поэт, а гражданин», - сказал о себе Рылеев, и к этому могли присоединиться все литераторы-декабристы. Любое их произведение было проникнуто политическими идеями, художественное произведение становилось пропагандистским выступлением, орудием общественной борьбы.
«Полярная звезда», лучший альманах декабристов, выходил в Петербурге по одной книжке в год в 1823-1825 гг. Идея издания была выдвинута на собрании декабристов, происходившем у Рылеева.
Вокруг «Полярной звезды» сосредоточились не только декабристы-литераторы, но и все выдающиеся писатели 20-х годов. Кроме самих декабристов, в нем печатали свои произведения Пушкин, Грибоедов, Вяземский, Баратынский, Д.Давыдов, Дельвиг, Крылов, Жуковский и др. Бестужев и Рылеев так подбирали произведения для альманаха, чтобы читатель получил книжку не только лучших произведений литературного года, но и почерпнул бы в них передовые идеи времени. Каждое стихотворение или очерк, повесть или статья так или иначе помогали воспитанию читателя в декабристском духе, и в этом заключается значение «Полярной звезды». Декабристы считали альманах своим органом и всячески способствовали его распространению. Тираж его был огромным для того времени - он достигал полутора тысяч.
«Полярная звезда» отличалась строгостью отбора материала. Каждое произведение так или иначе «работало» на декабристов, даже если оно принадлежало перу писателей недекабристского круга. Издатели альманаха выработали строгие принципы составления книжек. Роль передовой отводилась литературно-критическим обзорам А.А.Бестужева.
Основа обозрений Бестужева - краткие, но выразительные характеристики этапов истории русской литературы, общественно-политических условий ее развития, оценки творчества писателей и их важнейших произведений. Буквально в нескольких словах Бестужев умел показать отличительные особенности творчества писателя.
Рассматривая литературные явления с декабристских позиций, Бестужев неизменно пропагандирует творчество тех литераторов, произведения которых созвучны декабристским идеям.