«Гром отдаленных сражений одушевляет слог авторов, - писал о характере современной литературы А.А.Бестужев, - и пробуждает праздное внимание читателей… и под политической печатью словесность кружится в обществе». Уделяя огромное внимание произведениям на исторические темы, переносясь в эпохи борьбы за свободу, декабристы заявляли, что цель этих исторических произведений «обнаруживается в приноровлении, которое может сделать сам читатель».
Определяя направленность творчества Рылеева, А.А.Бестужев писал, что его цель - «возбуждать доблести сограждан подвигами предков».
Особенно явственно «политической печатью» отмечены речи и монологи героев, которые были характерны для декабристской литературы и несли главный публицистический заряд.
Такие речи-монологи были почти всегда важнейшей составной частью рылеевских дум. Вот монолог Рогнеды из одноименной думы, напечатанной в «Полярной звезде»:
Впервые днесь ропщу... Увы!
Почто губителя отчизны
Сразить не допустили вы
И совершить достойной тризны!
С какою б жадностию я
На брызжущую кровь глядела,
С каким восторгом бы тебя,
Тиран, угасшего узрела.
Обширную речь героя вводит А.А.Бестужев-Марлинский в свою повесть «Роман и Ольга», повествующую о борьбе вольного Новгорода за свою независимость от московского князя:
«Вольные местичи вольного Новагорода!.. Вам предлагают купить мир - временною уступкою прав своих и вечным стыдом родины. Граждане! разве не испытали вы, что уступки становятся чужим правом? разве серебряным лезвием отразили предки булат Андрея Боголюбского? - Наш колокол не дает спать в Кремле Василию: заснем ли мы под грозою?., или нет в Новегороде сердец новогородских, или не стало мечей, или мы разучились владеть ими?»
О каких бы событиях истории ни шла речь в произведениях декабристов, под прозрачной маской историзма читатель угадывал, что это - обращение к сегодняшнему дню, что устами исторических героев говорят с читателем декабристы, проповедуя свои идеи. Призыв к восстанию, к решительной борьбе с угнетением и несправедливостью - вот пафос творчества декабристов-литераторов и публицистов.
К «Полярной звезде» в 1824 году присоединилась «Мнемозина» В.К.Кюхельбекера и В.Ф.Одоевского. Этот альманах издавался в Москве четыре раза в год объемистыми книжками большого формата. Уже внешний вид альманаха и его периодичность говорили о журнальном характере «Мнемозины».
Здесь печатались произведения А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова, П.А.Вяземского. Грибоедов опубликовал в «Мнемозине» своего «Давида», в котором воспевается победа над Голиафом - победа свободы. Борьбе двух братьев - республиканца и тирана - посвящен отрывок из трагедии Кюхельбекера «Аргивяне». Кюхельбекер в «Мнемозине» активно поддержал критику дворянского общества, раздавшуюся со страниц «Полярной звезды». Дополняя характеристики, данные Бестужевым, Кюхельбекер в своем фельетоне «Земля безглавцев» создал сатирическую картину дворянского общества. Характеризуя жителей фантастической страны Акефалии (Земли безглавцев), Кюхельбекер показывает, что «нормальное» воспитание там состоит в отпиливании головы и вытравливании сердца. Но люди, над которыми проделали эти «воспитательные операции», вовсе не теряют светских качеств. При таком воспитании сохраняется остроумие и красноречие, «быстрота и легкость в разговорах», - а что еще надо для светской беседы, в которой «они все твердят одно и то же». Важен для этого общества и еще один результат такого воспитания: «Избавившись от голов и сердец, акефалийцы получают ненасытную страсть к палочным ударам, которые составляют их текущую монету». Таков дворянин - акефалиец, безголовое остроумие которого сочетается с приверженностью к палочному правлению. Саркастический смех над светским обществом завершается в фельетоне резким обличением: «Безглавцы омерзели мне по своему нелепому притворству: они беспрестанно твердят о головах, которых не имеют, о доброте своих сердец, которыми гнушаются. Получающие самые жестокие побои, ищущие их везде, где только могут, утверждают, что их ненавидят».
Декабристы создали литературу высокого гражданского пафоса, в которой постоянно звучала проповедь подвига во имя освобождения отечества от рабства и угнетения. Их творчество было публицистично, тенденциозно в лучшем смысле слова.
Заключение
Публицистическая деятельность декабристов оборвалась выстрелами на Сенатской площади. Реакция торжествовала: «Первые два выстрела рассеяли безумцев с «Полярною звездою», Бестужевым, Рылеевым и достойными их клевретами», - писал Н.М.Карамзин.
Мечта декабристов не сбылась, но я считаю, что их деятельность составляет важный период истории русской передовой публицистики. Продолжая традиции журналистов — просветителей XVIII века, наследуя публицистическую направленность произведений Радищева, декабристы внесли свой заметный вклад в сокровищницу публицистического мастерства. Прав был Кюхельбекер, утверждая, что декабристы научились «облекать полемику в остроумную одежду разговоров». На мой взгляд, работы, с которыми я познакомилась, - это достойный пример для подражания многим современным публицистам. Мне, как будущему журналисту, есть чему поучиться, ведь публицистика декабристов – это классика.
Список используемой литературы
1. А.Ю.Щербаков. Декабристы. Заговор против России, Нева, 2005г
2. Декабристы. Эстетика и критика, М., 1991г
3. Мемуары декабристов. Правда, 1988г
4. В.Г.Базанов. Очерки декабристской литературы. Публицистика. Проза. Критика. М, 1953г
5. А.Г.Цейтлин. Творчество Рылеева. М., 1955г
6. Декабристы. Поэзия. Драматургия. Проза. Публицистика. Литературная критика. М.—Л., 1951г
7. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов в трех томах. М., 1951г
8. Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1 Л., 1950г