Смекни!
smekni.com

Публицистика декабристов (стр. 4 из 4)

«Гром отдаленных сражений одушевляет слог ав­торов, - писал о характере современной литерату­ры А.А.Бестужев, - и пробуждает праздное вни­мание читателей… и под политической печатью сло­весность кружится в обществе». Уделяя огромное внимание произведениям на исторические темы, переносясь в эпохи борьбы за свободу, декабристы заявляли, что цель этих исторических произведений «обнаруживается в приноровлении, которое может сделать сам читатель».

Определяя направленность творчества Рылеева, А.А.Бестужев писал, что его цель - «возбуждать доблести сограждан подвигами предков».

Особенно явственно «политической печатью» от­мечены речи и монологи героев, которые были ха­рактерны для декабристской литературы и несли главный публицистический заряд.

Такие речи-монологи были почти всегда важней­шей составной частью рылеевских дум. Вот монолог Рогнеды из одноименной думы, напечатанной в «Полярной звезде»:

Впервые днесь ропщу... Увы!

Почто губителя отчизны

Сразить не допустили вы

И совершить достойной тризны!

С какою б жадностию я

На брызжущую кровь глядела,

С каким восторгом бы тебя,

Тиран, угасшего узрела.

Обширную речь героя вводит А.А.Бестужев-Марлинский в свою повесть «Роман и Ольга», пове­ствующую о борьбе вольного Новгорода за свою независимость от московского князя:

«Вольные местичи вольного Новагорода!.. Вам предлагают купить мир - временною уступкою прав своих и вечным стыдом родины. Граждане! разве не испытали вы, что уступки становятся чужим пра­вом? разве серебряным лезвием отразили предки булат Андрея Боголюбского? - Наш колокол не дает спать в Кремле Василию: заснем ли мы под грозою?., или нет в Новегороде сердец новогород­ских, или не стало мечей, или мы разучились вла­деть ими?»

О каких бы событиях истории ни шла речь в про­изведениях декабристов, под прозрачной маской историзма читатель угадывал, что это - обраще­ние к сегодняшнему дню, что устами исторических героев говорят с читателем декабристы, проповедуя свои идеи. Призыв к восстанию, к решительной борьбе с угнетением и несправедливостью - вот пафос творчества декабристов-литераторов и публи­цистов.

К «Полярной звезде» в 1824 году присоединилась «Мнемозина» В.К.Кюхельбекера и В.Ф.Одоев­ского. Этот альманах издавался в Москве че­тыре раза в год объемистыми книжками боль­шого формата. Уже внешний вид альманаха и его периодичность говорили о журнальном характере «Мнемозины».

Здесь печатались произведения А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Д.В.Давыдова, П.А.Вяземского. Грибоедов опубликовал в «Мнемозине» своего «Давида», в котором воспевается победа над Голиафом - победа свободы. Борьбе двух братьев - республиканца и тирана - посвя­щен отрывок из трагедии Кюхельбекера «Аргивяне». Кюхельбекер в «Мнемозине» активно поддержал критику дворянского общества, раздавшуюся со страниц «Полярной звезды». Дополняя характери­стики, данные Бестужевым, Кюхельбекер в своем фельетоне «Земля безглавцев» создал сатирическую картину дворянского общества. Характеризуя жи­телей фантастической страны Акефалии (Земли безглавцев), Кюхельбекер показывает, что «нормальное» воспитание там состоит в отпиливании го­ловы и вытравливании сердца. Но люди, над которыми проделали эти «воспитательные операции», вовсе не теряют светских качеств. При таком воспи­тании сохраняется остроумие и красноречие, «быст­рота и легкость в разговорах», - а что еще надо для светской беседы, в которой «они все твердят одно и то же». Важен для этого общества и еще один результат такого воспитания: «Избавившись от голов и сердец, акефалийцы получают ненасыт­ную страсть к палочным ударам, которые состав­ляют их текущую монету». Таков дворянин - акефалиец, безголовое остроумие которого сочетается с приверженностью к палочному правлению. Сарка­стический смех над светским обществом завер­шается в фельетоне резким обличением: «Безглавцы омерзели мне по своему нелепому притворству: они беспрестанно твердят о головах, которых не имеют, о доброте своих сердец, которыми гнушают­ся. Получающие самые жестокие побои, ищу­щие их везде, где только могут, утверждают, что их ненавидят».

Декабристы создали литературу высокого гражданского пафоса, в которой постоянно звучала проповедь подвига во имя освобождения отечества от рабства и угнетения. Их творчество было публи­цистично, тенденциозно в лучшем смысле слова.

Заключение

Публицистическая деятельность декабристов обо­рвалась выстрелами на Сенатской площади. Реак­ция торжествовала: «Первые два выстрела рассея­ли безумцев с «Полярною звездою», Бестужевым, Рылеевым и достойными их клевретами», - писал Н.М.Карамзин.

Мечта декабристов не сбылась, но я считаю, что их деятельность составляет важный период истории русской передовой публицистики. Продолжая традиции журналистов — просвети­телей XVIII века, наследуя публицистиче­скую направленность произведений Радищева, де­кабристы внесли свой заметный вклад в сокровищ­ницу публицистического мастерства. Прав был Кюхельбекер, утверждая, что декабристы научились «облекать полемику в ост­роумную одежду разговоров». На мой взгляд, работы, с которыми я познакомилась, - это достойный пример для подражания многим современным публицистам. Мне, как будущему журналисту, есть чему поучиться, ведь публицистика декабристов – это классика.

Список используемой литературы

1. А.Ю.Щербаков. Декабристы. Заговор против России, Нева, 2005г

2. Декабристы. Эстетика и критика, М., 1991г

3. Мемуары декабристов. Правда, 1988г

4. В.Г.Базанов. Очерки декабристской литературы. Пуб­лицистика. Проза. Критика. М, 1953г

5. А.Г.Цейтлин. Творчество Рылеева. М., 1955г

6. Декабристы. Поэзия. Драматургия. Проза. Публици­стика. Литературная критика. М.—Л., 1951г

7. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов в трех томах. М., 1951г

8. Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1 Л., 1950г