Смекни!
smekni.com

Публицистика декабристов (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение____________________________________________________3

«В одежде теории». Декабристская публицистика в легальных журналах._________________________________________________4-10

«Рукописная словесность». Нелегальная публицистика декабристов______________________________________________­­11-16

«Под политической печатью». Альманахи декабристов_________17-23

Заключение_________________________________________________24

Список используемой литературы______________________________25

Приложение______________________________________________26-30

Введение

Я стою на пороге самостоятельной жизни… Выбор своей будущей профессии я уже сделала – журналистика.

В наше время публицистика играет большую роль в жизни общества: мы видим мир глазами журналистов, о наиболее острых проблемах говорят именно они.

А с чего все начиналось? Русская публицистическая литература восходит к «Слову о законе и благодати» Иллариона (XIв.) и обличительным произведениям Максима Грека (XVIв.). Иван Пересветов (XVIв.) в ярких публицистических трудах ратовал за централизацию Русского государства. Проникнута публицистичностью полемическая переписка Ивана IV Грозного и А.Курбского. В XVIIIв. образцами вольнолюбивой публицистики служат произведения Н.И.Новикова и А.Н.Радищева. В начале XIXв. развивается публицистика декабристов. Именно этот период публицистики показался мне наиболее интересным, ведь он в дальнейшем занял одно из первых мест в мировой литературе как по силе своего влияния на современников, так и по глубине и блеску изложения.

В своей работе я обратилась к публицистическим статьям А.П.Куницына, А.А.Бестужева, Ф.Рылеева, Н.И.Тургенева, Н.И. Кутузова, изучила их, а результатом своих наблюдений, исследований я поделюсь с Вами.

«В одежде теории».

Декабристская публицистика в легальных журналах

Процесс развития декабристской идеологии не мог не привести к тому, что все острее становилась потребность вынести свои взгляды, свое отрицание самодержавия и крепостничества, свои мечты об изменении общественного и социального строя на страницы печати, развернуть пропаганду за преде­лами тайных обществ.

Главным оплотом декабристской публицистики в период первых декабристских организаций стал петербургский журнал «Сын отечества». В «Сыне отечества», особенно в 1817-1820 гг., отчетливо прослеживается декабристская линия, вместе с тем даже и в этот период взлета журнала там много бледных, неинтересных материалов. Это связано с позицией самого издателя журнала - талантливо­го, но беспринципного журналиста Н.И.Греча. Чувствуя, что вокруг декабристов сосредото­чились самые талантливые писатели и ученые, Греч не прочь был дать им трибуну в своем журнале, зная, что это принесет ему выгоду. Вместе с тем он вовсе не хотел целиком передавать журнал в руки декабристов, а с 1821 года, чувствуя усиление ре­акции, отказался от помещения политических ста­тей. С этого времени журнал стал учено-литератур­ным, и, хотя декабристы продолжали сотрудничать в нем, их политическая публицистика сменилась в журнале публицистикой литературно-критической.

К тому времени, когда складывались первые декабристские организации, «Сын отечества» был уже «старым» журналом. Основанный в 1812 году, он объединил в годы Отечественной войны крупных писателей и публицистов, которые создали журна­лу славу лучшего русского периодического издания. После окончания войны вокруг «Сына отечества» сформировалась группа литераторов, развивав­ших на его страницах прогрессивные взгляды на культуру, искусство, литературу, политику. Замет­ное влияние на направление журнала оказали де­кабристы А.А.Бестужев, К.Ф.Рылеев, В.К.Кю­хельбекер, И.И.Кутузов, Ф.Н.Глинка, а также близкие к декабристам А.П.Куницын и О.М.Со­мов. В журнале печатались А.С.Пушкин, И.А.Крылов, В.А.Жуковский, А.А.Дельвиг.

Небольшой по объему еженедельник во второй половине 10-х годов был учено-политическим и ли­тературно-критическим журналом; художественная литература до 20-х годов не занимала в нем сколь­ко-нибудь заметного места. Публицистическим ду­хом были пронизаны не только политические ста­тьи, но и научные выступления и стихотворные про­изведения. Значительное место занимали путевые записки, широко были представлены критика и биб­лиография. Журнал защищал прогрессивный ро­мантизм, печатая статьи и рецензии о крупнейших произведениях того времени - «Руслане и Людми­ле» и «Кавказском пленнике» А.С. Пушкина, «Горе от ума» А.С.Грибоедова и др. Литературно-эсте­тическая программа декабристов пропагандировалась со страниц журнала А.А.Бестужевым, К.Ф.Рылеевым, В.К.Кюхельбекером, О.М.Сомовым.

Журнал, который довольно живо и своевременно откликался на политические, литературные и науч­ные новости, привлек внимание читателей; его ти­раж достигал 600 экз.

Славу журналу создала именно декабристская публицистика. Нелегко было декабристам писать для легального журнала, каждая статья которого подвергалась строгой цензуре. Еще в 1814 году цен­зура обратила внимание на «Сына отечества», ко­торый помещал «изречения и известия, которых в наших журналах обнародовать невозможно». Де­кабристам же нужно было быть вдвойне изобрета­тельными и осторожными, чтобы критика самодер­жавия и крепостничества была, с одной стороны, выразительна и, с другой, - не вызывала преследо­ваний. И нужная форма была найдена. И.И.Тур­генев, один из публицистов ранних декабристских организаций, писал: «Так как у нас нельзя прямо говорить то, о чем говорить надобно, то я и пола­гаю, что все это должно быть наряжено в одежду теории».

«Одежда теории» и была той внешней оболочкой, формой, которая позволила декабристам сказать все, что они думали о государственной политике, о крепостническом рабстве, о самодержавии. Науч­но-теоретические выступления в журнале по пробле­мам государственного устройства, современной истории Европы, о положении крестьянства на Западе не позволяли, конечно, открыто требовать введения конституционного правления и созыва парламента в России, отмены крепостного права, но «одежды» эти были прозрачны.

Тема конституции зазвучала в «Сыне отечества» уже в 1817 году, когда в журнале было опублико­вано первое обозрение политической жизни Европы - «Взгляд на 1816 год». Автор обозрения решил на примере Германии доказать, что самодержав­ная, неограниченная монархия доживает в Европе последние дни, а на смену ей там, где самодержцы не хотят потерять трон, приходит монархия кон­ституционная.

Наибольшее развитие тема конституции получи­ла в статье близкого к декабристским кругам ученого, профессора Царскосельского лицея А.П.Куницына, которому А.С.Пушкин посвятил во­сторженные строки:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень...

Куницын стал активным публицистом «Сына отечества» еще во время Отечественной войны. Его патриотические статьи были заметным явлением в публицистике того времени.

Вновь имя Куницына замелькало на страницах журнала с 1818 года, когда появилась в журнале его статья «О конституции». Может быть, эта статья не была бы написана, если бы император Александр I, выступая в польском сейме в 1818 году, не произ­нес демагогической речи, из которой в России сде­лали вывод, что царь хочет ввести конституционное правление. В печати разгорелись споры на эту тему. И в момент, когда реакционеры обрушились на конституционный способ государственного устрой­ства, связывая установление конституционного строя с бедствиями Франции прошедшей четверти века, в защиту конституции поднял голос Куницын.

Используя речь царя для постановки политиче­ских проблем (иначе цензура не разрешила бы статью), цитируя слова Александра I о том, что «законно свободные постановления... совершенно согла­суются с порядком и общим содействием утвержда­ют истинное благосостояние народов», Куницын на примере современной Франции показывает, какую роль играет парламент в условиях конституционной монархии. Теоретически доказывая, что прогрессив­ное развитие общества не может не вести к консти­туционным формам правления, Куницын идет го­раздо дальше простой поддержки довольно туманного заявления Александра I. Восторженно привет­ствуя будущую «свободную конституцию» России, Куницын рисует картину устройства обновленной России, когда царь «собирает вокруг трона своего народных Представителей… изъявляя готовность утвердить своею державною волею все то, что они найдут нужным и полезным для блага общего». Ку­ницын не таится - царь для него только наслед­ственный глава государства, а все дела вершат пред­ставители народа.

Обсуждение проблем политики в «Сыне отечест­ва» закономерно привело к постановке крестьянско­го вопроса.

Крестьянский вопрос стал главной темой в «Сыне отечества» 1818—1820 гг. В журнале были опубликованы очеркового типа заметки А.А.Бестужева «О нынешнем нрав­ственном и физическом состоянии лифляндских и эстляндских крестьян», статья Куницына «Сравнение русских крестьян с иностранными», а также «Письмо к издате­лю» Н.И.Тургенева. Рассказав о высоких челове­ческих качествах русского крестьянина, Тургенев заканчивает статью словами презрения и негодова­ния против крепостников, «которые говорят о простом народе русском иногда с презрением, иногда с отвращением... и обыкновенно заключают свои суждения бессмысленными фразами: «С на­шим народом нельзя без страха...», «наш народ не воображает себе лучшего состояния, как то, в кото­ром он находится» и т. п.».

Н. И. Тургенев, участник первых декабристских объединений, сыграл заметную роль в полемиче­ских схватках с крепостниками. В 1818 году вышла его книга «Опыт теории налогов», в которой на ос­нове строгих статистических данных доказывались экономическая невыгодность крепостного права и необходимость социально-экономических преобразо­ваний в России. «В одежде теории» ставились ост­рые политические вопросы, и в журналах разгора­лась полемика относительно книги Тургенева.