Смекни!
smekni.com

Дар

Автор: Набоков В.

Глава первая

Облачным, но светлым днем, в исходе четвертого часа, первого апреля

192... года (иностранный критик заметил как-то, что хотя многие романы, все

немецкие например, начинаются с даты, только русские авторы -- в силу

оригинальной честности нашей литературы -- не договаривают единиц), у дома

номер семь по Танненбергской улице, в западной части Берлина, остановился

мебельный фургон, очень длинный и очень желтый, запряженный желтым-же

трактором с гипертрофией задних колес и более чем откровенной анатомией. На

лбу у фургона виднелась звезда вентилятора, а по всему его боку шло название

перевозчичьей фирмы синими аршинными литерами, каждая из коих (включая и

квадратную точку) была слева оттенена черной краской: недобросовестная

попытка пролезть в следующее по классу измерение. Тут же перед домом (в

котором я сам буду жить), явно выйдя навстречу своей мебели (а у меня в

чемодане больше черновиков чем белья) стояли две особы. Мужчина, облаченный

в зелено-бурое войлочное пальто, слегка оживляемое ветром, был высокий,

густобровый старик с сединой в бороде и усах, переходящей в рыжеватость

около рта, в котором он бесчувственно держал холодный, полуоблетевший

сигарный окурок. Женщина, коренастая и немолодая, с кривыми ногами и

довольно красивым, лже-китайским лицом, одета была в каракулевый жакет;

ветер, обогнув ее, пахнул неплохими, но затхловатыми духами. Оба, неподвижно

и пристально, с таким вниманием точно их собирались обвесить, наблюдали за

тем, как трое красновыйных молодцов в синих фартуках одолевали их

обстановку.

"Вот так бы по старинке начать когда-нибудь толстую штуку", --

подумалось мельком с беспечной иронией -- совершенно, впрочем, излишнею,

потому что кто-то внутри него, за него, помимо него, всг это уже принял,

записал и припрятал. Сам только что переселившись, он в первый раз теперь, в

еще непривычном чине здешнего обитателя, выбежал налегке, кое-чего купить.

Улицу он знал, как знал весь округ: пансион, откуда он съехал, находился

невдалеке; но до сих пор эта улица вращалась и скользила, ничем с ним не

связанная, а сегодня остановилась вдруг, уже застывая в виде проекции его

нового жилища.

Обсаженная среднего роста липами с каплями дождя, расположенными на их

частых черных сучках по схеме будущих листьев (завтра в каждой капле будет

по зеленому зрачку), снабженная смоляной гладью саженей в пять шириной и

пестроватыми, ручной работы (лестной для ног) тротуарами, она шла с едва

заметным наклоном, начинаясь почтамтом и кончаясь церковью, как эпистолярный

роман. Опытным взглядом он искал в ней того, что грозило бы стать ежедневной

зацепкой, ежедневной пыткой для чувств, но, кажется, ничего такого не

намечалось, а рассеянный свет весеннего серого дня был не только вне

подозрения, но еще обещал умягчить иную мелочь, которая в яркую погоду не

преминула бы объявиться; всг могло быть этой мелочью: цвет дома, например,

сразу отзывающийся во рту неприятным овсяным вкусом, а то и халвой; деталь

архитектуры, всякий раз экспансивно бросающаяся в глаза; раздражительное

притворство кариатиды, приживалки, -- а не подпоры, -- которую и меньшее

бремя обратило бы тут же в штукатурный прах; или, на стволе дерева, под

ржавой кнопкой, бесцельно и навсегда уцелевший уголок отслужившего, но не до

конца содранного рукописного объявленьица -- о расплыве синеватой собаки;

или вещь в окне, или запах, отказавшийся в последнюю секунду сообщить

воспоминание, о котором был готов, казалось, завопить, да так на углу и

оставшийся -- самой за себя заскочившею тайной. Нет, ничего такого не было

(еще не было), но хорошо бы, подумал он, как-нибудь на досуге изучить

порядок чередования трех-четырех сортов лавок и проверить правильность

догадки, что в этом порядке есть свой композиционный закон, так что, найдя

наиболее частое сочетание, можно вывести средний ритм для улиц данного

города, -- скажем: табачная, аптекарская, зеленная. На Танненбергской эти

три были разобщены, находясь на разных углах, но может быть роение ритма тут

еще не настало, и в будущем, повинуясь контрапункту, они постепенно (по мере

прогорания или переезда владельцев) начнут сходиться: зеленная с оглядкой

перейдет улицу, чтобы стать через семь, а там через три, от аптекарской --

вроде того, как в рекламной фильме находят свои места смешанные буквы, --

при чем одна из них напоследок как-то еще переворачивается, поспешно встав

на ноги (комический персонаж, непременный Яшка Мешок в строю новобранцев);

так и они будут выжидать, когда освободится смежное место, а потом обе

наискосок мигнут табачной -- сигай сюда, мол; и вот уже все стали в ряд,

образуя типическую строку. Боже мой, как я ненавижу всг это, лавки, вещи за

стеклом, тупое лицо товара и в особенности церемониал сделки, обмен

приторными любезностями, до и после! А эти опущенные ресницы скромной

цены... благородство уступки... человеколюбие торговой рекламы... всг это

скверное подражание добру, -- странно засасывающее добрых: так, Александра

Яковлевна признавалась мне, что, когда идет за покупками в знакомые лавки,

то нравственно переносится в особый мир, где хмелеет от вина честности, от

сладости взаимных услуг, и отвечает на суриковую улыбку продавца улыбкой

лучистого восторга.

Род магазина, в который он вошел, достаточно определялся тем, что в

углу стоял столик с телефоном, телефонной книжкой, нарциссами в вазе и

большой пепельницей. Тех русского окончания папирос, которые он

предпочтительно курил, тут не держали, и он бы ушел без всего, не окажись у

табачника крапчатого жилета с перламутровыми пуговицами и лысины тыквенного

оттенка. Да, всю жизнь я буду кое-что добирать натурой в тайное возмещение

постоянных переплат за товар, навязываемый мне.

Переходя наугол в аптекарскую, он невольно повернул голову (блеснуло

рикошетом с виска) и увидел -- с той быстрой улыбкой, которой мы

приветствуем радугу или розу -- как теперь из фургона выгружали

параллелепипед белого ослепительного неба, зеркальный шкап, по которому, как

по экрану, прошло безупречно-ясное отражение ветвей, скользя и качаясь не

по-древесному, а с человеческим колебанием, обусловленным природой тех, кто

нес это небо, эти ветви, этот скользящий фасад.

Он пошел дальше, направляясь к лавке, но только-что виденное, -- потому

ли, что доставило удовольствие родственного качества, или потому, что

встряхнуло, взяв врасплох (как с балки на сеновале падают дети в податливый

мрак), -- освободило в нем то приятное, что уже несколько дней держалось на

темном дне каждой его мысли, овладевая им при малейшем толчке: вышел мой

сборник; и когда он, как сейчас, ни с того ни с сего падал так, то-есть

вспоминал эту полусотню только-что вышедших стихотворений, он в один миг

мысленно пробегал всю книгу, так что в мгновенном тумане ее безумно

ускоренной музыки не различить было читательского смысла мелькавших стихов,

-- знакомые слова проносились, крутясь в стремительной пене (кипение

сменявшей на мощный бег, если привязаться к ней взглядом, как делывали мы

когда-то, смотря на нее с дрожавшего моста водяной мельницы, пока мост не

обращался в корабельную корму: прощай!), -- и эта пена, и мелькание, и

отдельно пробегавшая строка, дико блаженно кричавшая издали, звавшая,

вероятно, домой, всг это вместе со сливочной белизной обложки, сливалось в

ощущение счастья исключительной чистоты... "Что я собственно делаю!" --

спохватился он, ибо сдачу, полученную только-что в табачной, первым делом

теперь высыпал на резиновый островок посреди стеклянного прилавка, сквозь

который снизу просвечивало подводное золото плоских флаконов, между тем как

снисходительный к его причуде взгляд приказчицы с любопытством направлялся

на эту рассеянную руку, платившую за предмет, еще даже не названный.

"Дайте мне, пожалуйста, миндального мыла", -- сказал он с достоинством.

Затем, все тем же взлетающим шагом, он воротился к дому. Там, на

панели, не было сейчас никого, ежели не считать трех васильковых стульев,

сдвинутых, казалось, детьми. Внутри же фургона лежало небольшое коричневое

пианино, так связанное, чтобы оно не могло встать со спины и поднявшее

кверху две маленьких металлических подошвы. На лестнице он встретил валивших

вниз, коленями врозь, грузчиков, а пока звонил у двери новой квартиры,

слышал, как наверху переговариваются голоса, стучит молоток. Впустив его,

квартирохозяйка сказала, что положила ключи к нему в комнату. У этой

крупной, хищной немки было странное имя; мнимое подобие творительного падежа

придавало ему звук сентиментального заверения: ее звали Clara Stoboy.

А вот продолговатая комната, где стоит терпеливый чемодан... и тут

разом всг переменилось: не дай Бог кому-либо знать эту ужасную унизительную

скуку, -- очередной отказ принять гнусный гнет очередного новоселья,

невозможность жить на глазах у совершенно чужих вещей, неизбежность

бессонницы на этой кушетке!

Некоторое время он стоял у окна: небо было простоквашей; изредка в том

месте, где плыло слепое солнце, появлялись опаловые ямы, и тогда внизу, на

серой кругловатой крыше фургона, страшно скоро стремились к бытию, но

недовоплотившись растворялись тонкие тени липовых ветвей. Дом насупротив был

наполовину в лесах, а по здоровой части кирпичного фасада оброс плющом,

лезшим в окна. В глубине прохода, разделявшего палисадник, чернелась вывеска

подвальной угольни.

Само по себе все это было видом, как и комната была сама по себе; но

нашелся посредник, и теперь этот вид становился видом из этой именно

комнаты. Прозревши, она лучше не стала. Палевые в сизых тюльпанах обои будет