Смекни!
smekni.com

Своеобразие фантастики в повести Вий (стр. 2 из 3)

Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Если же пил, то непременно нанимал музыкантов и отплясывал тропака. Характеристика главного героя, как и остальных персонажей повести, дана схематично, не претендуя на глубину, что определяется общей чертой гоголевских героев - их психологической ограниченностью.

Философом Хома назван потому, что так называли возрастную категорию школяров, частично же потому, что Хома - немного по натуре философ. Хома весьма подвижен, разговорчив, склонный к лукавству, пообещает и не сделает. Кажется легкомысленным. Поведение Хомы, наверное, типично для школяра и ничем особенным не отличается от поведения его товарищей. [2, С. 350-368]

Но за кокой проступок наказанием является смерть? Хома Брут совершил нечто непозволительное, запрещенное, и теперь его, по всей видимости ждет расплата. Но вот героя призывают к ответу. Киевского семинариста Хому Брута требует некий богатый и именитый сотник, чтобы наш школяр читал отходную по его дочери. Таково было желание умирающей. Героя угнетает темное предчувствие. Ему еще не очевидна связь этого события с тем, что случилось на хуторе. С этого момента начинает раскручиваться трагическая развязка. Герой оказывается один на один со своей судьбой. При первой же встрече с умершей, Хома узнает ту самую ведьму из леса. Провалив все попытки объяснения с отцом панночки, для героя наступает последняя ночь отпевания в церкви. В борьбе философа, вооруженного магическим кругом и молитвами против нечистой силы близится закономерная развязка. Бешеным напором давит нечистая сила, круша старую ветхую церковь, но не может сразу одолеть и зовет Вия. И здесь мы во второй раз сталкиваемся с образом мстящего за деву заступника, отца. Можно предположить, что Вий и отец панночки - это фактически одно лицо. Брут должен быть наказан. Но Хома умудряется еще раз, на этот раз в последний, нарушить запрет - запрет смотреть на Вия, запрет подглядывать. И герой погибает, умирая не от укусов или увечий, а умирая от страха.

Итак, страх, страх перед женщиной - вот что олицетворено в личности главного героя повести философа Хомы Брута, и вот куда ведут нас размышления о тайном смысле известного произведения Гоголя.


IV. Страх перед женщиной. Ведьма.

В краткой энциклопедии славянской мифологии о ведьме содержится достаточно много материала. [1]

Ведьма, ведьмица, ведунья - (от глагола ведать, т.е. знать) изначально, по-видимому, женщина-жрица, исконная носительница тайных знаний, имеющая определенную чудесную власть над разнообразными проявлениями бытия природы и человека; позднее же, во времена христианства, - демоническое вредоносное существо, имеющее непосредственное отношение к нечистой силе и применяющее свои способности во вред людям.

Ведьм частенько смешивали с другими аналогичными женщинами - колдуньями, ворожеями, чародейками, чаровницами и так далее. Рассказы малорусских степей описывали ведьм как, по большей части, зрелых, уже вышедших из девического возраста, но отнюдь не старых и отличающихся красотой женщин, нередко - молодых вдов, шаловливых и лукавых чернобровых красоток. Обычно считалось, что хотя ведьмы часто и бывают очень привлекательными, и даже сверхъестественно красивыми, красота у них бывает недобрая, дьявольская. Согласно великорусским поверьям, ведьмы могут иметь облик красивых и соблазнительных женщин, но могут также выглядеть и как старые и толстые некрасивые бабы. Иногда считалось также, что многие уродливые ведьмы скрывают свой облик под личиной красивых молодок; и наоборот, молодые и красивые ведьмы могут притворяться иногда старыми и безобразными. Ведьма может стать женщиной-всадницей - скакать на метле, кочерге, палке, ступе, верхом на ночном ветре или на заколдованном ею человеке. Эти свойства ведьмы: оборачиваться уродливой старухой или красивой молодой женщиной, или скакать на человеке удачно использованы в Вие. Необъяснимое перевоплощение ведьмы: молодая красивая - старая уродливая символизируют способность женщины так вскружить голову мужчине, что тот не в состоянии объективно оценить возраст и привлекательность женщины. А жуткий, уродливый Вий - всего лишь одна из тех чар, одна из тех бед, которые скрыты от глаз, остаются до поры до времени тайными, но которые может наслать женщина-ведьма, когда наступит черный день. Где уж тут устоять философу с его книжными знаниями и магическим кругом против этих чар.

До написания повести, Гоголь внимательно изучал народные свадебные обряды, позволяют установить тесную связь между именем демонического Вия и изображением в повести мертвой панночи-ведьмы. Примечательно, что слово «віко», являющееся синонимом слова «вій», имеет наряду с указанными значениями «веко», «крышка сундука, квашни, бадьи», ещё и значение «крышка гроба». Весьма значимо и то, что мертвая панночка все время как бы смотрит на Хому Брута из своего «тесного жилища». На этот «взгляд» ведьмы рассказчик обращает внимание уже в описании первой ночи, ведь философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами. Этот взгляд с закрытыми глазами как бы подготавливает описание последней ночи Хомы Брута у гроба панночки, где месть философумертвой красавицы изображается как внезапное, происходящее от внутреннего усилия, вскрытие железного «віка» гроба панночки. Силящаяся обнаружить, увидеть Хому мертвая ведьма являет себя в этом эпизоде как некое воплощение «угнетенных» сил падшей природы, а внезапное отверзание ее гробового «віка»-«вія» прямо соответствует последующему поднятию «железных век» самого Вия. [4, С. 64]

Сама ведьма-Панночка поначалу представляется милой, любопытной и несколько угловатой девушкой-подростком, завораживающей собеседника словами и жестами. Ее можно было бы счесть вовсе безобидной, если бы не настораживающая манера сыпать иносказаниями и заклинаниями. Но в целом Панночка первой ночи — молоденькая ведьмочка, легкомысленная и игривая. Панночка сначала шевелит пальцами ног, затем потягивается, вздыхает, зевает, а с интересом обнаружив присутствие Хомы, начинает подкрадываться к нему с намерением поиграть. Чтение заупокойной молитвы для нее один из вариантов развлечения. Вообще ее изначальное настроение самое безмятежное. Стоящий за ней ад открывается во время второй ночи. Вместо юной и общительной девочки возникает что-то вроде ужаса, почти увлекающей несчастного Хому в инфернальную бездну, где его встречают потусторонние чудовища. После пережитого в течение второй ночи едва спасшийся, но уже точно обреченный Хома находится в состоянии, похожем на шок. Звуки до него не доходят. Окружающие — они же ночные привидения — движутся вокруг, как в замедленном кино. Стряхнуть кошмар удается только после погружения в бочку с водой. Во время третьей ночи, когда кульминации достигает философии, Панночка почти пассивна. Здесь солирует Хома, среди ночного кошмара призывающий на помощь Бога. Рассуждения о вере, страхе, любви и обращения к Богу сохраняют надежду, а вместе с ней и неизвестность. Границу, разделяющую тот и этот свет, герои переступают вместе. Но куда они отправляются, в ад или в рай, спасся Хома или погиб, остается за пределами. [2, С. 70-73]


V. Три дня и три ночи Хомы Брута.

Месть панночки главному герою повести продолжалась в течении трех дней и трех ночей. Очевидно, что христианское учение имеет самое прямое отношение к сюжету гоголевской повести, поскольку отпевание покойной дочери сотника происходит в церкви по христианскому ритуалу, по крайней мере, по замыслу должно происходить по христианскому ритуалу. Итак, согласно христианским представлениям, в первые сутки после смерти умерший переживает следующее:

- в первые мгновения при наступлении смерти умирающий покидает свое тело и созерцает все события со стороны, находясь вне своего тела. При этом душа (дух) умирающего приобретает сверхъестественные способности – обострение умственных и сенсорных способностей – сверхвидение, духовное видение;

- первые двое суток после смерти душа (дух) обычного человека чувствует тоскливое одиночество, посещая родные места и воспринимая окружающих людей, которые, наоборот, не видят и не слышат ее призывов. Очень часто умерший чувствует полную разобщенность с окружающим миром и панический страх. Позже душа умершего видит и встречает других умерших людей, обычно родственников, друзей, и беседует с ними. Часто эти люди дают умершему различные наставления. Однако дух человека, наделенного благодатью, не страдает от одиночества и страха, но переживает этот этап легко и умиротворенно;

- на третьи сутки за душой умершего прилетают два ангела, и душа, сопровождаемая ими, проходит воздушные мытарства. Во время этих мытарств происходит активный диалог между умершим, сопровождающими ангелами и бесами – так называемый частный суд, который определит дальнейшее местопребывание души. Во время частного суда, когда обсуждаются и взвешиваются все прижизненные дела умершего, его душа сильно переживает страх, стыд и раскаяние. Если воздушные мытарства не удалось пройти, душа умершего подвергается бесовским нападкам и в сильных страданиям ввергается бесами в ад. При успешном прохождении мытарств душа (дух) встречается с Богом.

Таким образом, трое суток и сорок суток в христианском учении – основные этапы посмертного переходного процесса, ведущего от этого мира в мир иной.

В повести эти моменты реализованы, как постепенное обезображивание облика панночки-ведьмы, неожиданное проявление и возрастание ее злобы и демонической силы, и как одновременное усиление страданий философа Хомы от страха и ужаса. Рост демонической силы ведьмы и переживаний Хомы Брута на протяжении трех мучительных ночей отпевания в церкви символично соответствуют появлению сверхспособностей умершего, как сопутствующему фактору перехода в иной мир, а также усилению его страданий, как это указано в христианских источниках. Совпадают даже некоторые подробности указанного символизма: в самом начале ведьма открывает мертвые очи и ищет Хому, пытается увидеть его – умерший приобретает духовное видение и видит духовный, тонкий мир; тело ведьмы (вместе с гробом) поднимается в воздух и начинает летать, причем ведьма пытается обнаружить философа – душа (дух) умершего отделяется от тела, поднимается вверх и начинает взирать на свое тело и на окружающих со стороны, пытается вступить с ними в контакт, но окружающие не видят, не воспринимают ее (его). Философ Хома фактически оказывается в одиночестве, в изоляции, никто не может (да и не хочет!) понять его переживаний, «не видит» того ужаса, в который он попал. (Зато Вий его увидит!). Но, подобно провожатым ангелам или, скорее демонам, ведут его козаки в заброшенную церковь к ужасному гробу ведьмы, где он и проходит свои «мытарства», свой «частный суд». Причем, с каждым днем все сильнее становятся его переживания, его ужас. А поделиться своим состоянием, попросить помощи философ не может. Одиночество, замкнутость и отчужденность героя символично изображены в нежелании рассказывать об увиденном возле гроба панночки. Хома Брут сам усугублял свои страдания, пренебрегая возможностями освобождения, пытался слабосильными книжными заклинаниями и магическим кругом – всей этой внешней суетой – прекратить мучения и вырваться из круга. Рассуждая с христианских позиций, мы обнаруживаем противостояние псевдохристианской книжной «мудрости» философа – философа, потерявшего связь с Богом – и натуральной, естественной, демонической силы ведьмы. Вот почему философ не смог выдержать испытаний, и на очередном этапе мытарств был лишен спасения. Это момент соответствует встрече с Вием и смерти Хомы Брута. Не философ прозрел, но Вий, который и увидел его.