Кировский филиал
федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Пермский государственный институт искусства и культуры»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по литературе
на тему
«Своеобразие фантастики в повести «Вий» Н.В. Гоголя»
Выполнила студентка
группы –мкс-2
Вахрушева О. О.
Преподаватель:
Лицарева К.С.
Работа поступила в учебную часть:
Отметка преподавателя:
Киров - 2009
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………..3
I.Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя…………………………..4
II. Вий. Сведения из мифологии………………………………………………....7
III. Хома Брут. Личность героя………………………………………………….9
IV. Страх перед женщиной. Ведьма……………………………………………11
V. Три дня и три ночи Хомы Брута…………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………..18
Введение.
Любое талантливое произведение обычно многогранно и не может быть сведено к одной единственной формуле, рассматриваться с одной единственной точки зрения. Истина эта в полной мере относится к известной повести Николая Васильевича Гоголя. Осознавая это, раскрытию некоего тайного смысла произведения, которому в школьном курсе литературы уделено незаслуженно мало внимания, и посвящена данная работа.
В изучении замысла повести Гоголя «Вий» наибольшее внимание было уделено установлению ее фольклорных источников. Плодотворным в этом отношении оказалось сличение сюжета повести и отдельных черт образа Вия с сюжетами и образами народных сказок и преданий – русских, украинских, белорусских; с образами мифологических персонажей.
В примечании к «Вию» автор указывает, что «вся эта повесть есть народное придание» и что он его передал именно так, как слышал, почти ничего не изменив. Однако до сих пор не обнаружено ни одно произведение фольклора, сюжет которого точно напоминал бы повесть. Лишь некоторые мотивы «Вия» сопоставимы с некоторыми народными сказками и преданиями.
I. Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя.
Часто, фантастическое и реальное заходят одно в другое, особенно в искусстве, потому что оно не просто изображает жизнь, а раскрывает, объективируя то, что совершается в душе человека. Бывает, наоборот, что случай действительный имеет совершенно фантастический характер.
Что такое фантастическое? Вымышленное, чего не бывает и не может быть. Что такое реальное? В жизни то, что может быть. Искусство сближается с жизнью вовсе не в действительности, а в правде, тоесть в различении добра и зла. Торжеству же правды фантастическое служит так же, а может быть, еще лучше, чем реальное.
В «Вии» фантастическое развилось на почве мистической - отсюда его особенная интенсивность. Характерной чертой мистического у Гоголя вообще является мажорный тон его сверхъестественных созданий. В «Вии» ведьма и колдун - существа мстительные и злобные, а не ноющие.
Основной психологический мотив «Вия» - страх. Страх бывает двоякий: страх перед сильным и страх перед таинственным - мистический страх. Так вот здесь изображен именно мистический страх. Цель автора, как он сам говорит в примечании, рассказать слышанное предание о Вии как можно проще. Предание действительно передано просто, но если мы подвергнем анализу это так естественно и свободно развивающийся рассказ, то увидим сложную психическую работу и увидим, как безмерно далеко отстоит он от предания. Поэтическое создание как цветок: прост с виду, а в действительности ведь бесконечно сложнее всякого паровоза или хронометра.
Автору надо было, прежде всего, заставить читателя почувствовать тот мистический страх, который послужил психической основой предания. Явление смерти, представление о жизни за гробом всегда особенно охотно расцвечивались фантазией. Мысль и воображение нескольких тысяч поколений пристально и безнадежно устремлялись в вечные вопросы о жизни и смерти, и эта пристальная и безнадежная работа оставила в душе человека одно властное чувство - боязнь смерти и мертвецов. Это чувство, оставаясь в существе своем одинаковым, изменяется бесконечно в формах и группировке тех представлений, с которыми оно связывается.
В художественной концепции повести появляются такие элементы, которые существенно отличали её и от фольклорной традиции. Эти новые элементы свидетельствовали о том, что в общественном самосознании Гоголя произошли важные перемены. В «Вии» уже нет единства мира, а есть, наоборот, мир, расколотый надвое, рассечённый непримиримым противоречием. Хома Брут живёт как бы в двух измерениях. В беспросветную прозу его нелегко бытия вторгается романтическая легенда. И он живёт попеременно - то в одном мире, реальном, то в другом фантастическом. Эта раздвоённость бытия героя повести отражала раздвоённость человеческого сознания, формирующегося в условиях неустроенности и трагизма современной действительности.
Примечательным для нового этапа гоголевского творчества явился образ философа Хомы. Простой и великодушный, он противопоставлен богатому и надменному сотнику, точно так же как Хома Брут - совершенно земной человек, со свойственными ему причудами, удалью, бесшабашностью и презрением к «святой жизни» - противостоит таинственно-романтическому образу Панночки.
Вся фантастическая история с Панночкой-ведьмой просвечена характерной гоголевской иронией и юмором. Социальная проблематика повести кажется несколько приглушённой. Но она, тем не менее, явственно проглядывает. Хома Брут и его друзья живут в окружении злых, бездушных людей. Всюду Хому подстерегают опасности и лишения. Страшный образ Вия становится словно поэтическим обобщением этого лживого, жестокого мира.
Для этой повести характерно трагическое восприятие мира. Жизнь сталкивает человека со злыми и жестокими силами. В борьбе с ними формируется человек, его воля, его душа. В этой борьбе выживают лишь мужественные и смелые. И горе тому, кто смалодушничает и убоится, погибель неотвратимо постигнет того, кого пришибёт страх. Вот так и случилось с философом Хомой Брутом. Действие происходит здесь не в вымышленном, романтизированном мире, а в реальном. Вот почему человеку не так легко удаётся совладать с ведьмой. Соотношение сил между добром и злом, светом и тьмой в реальном мире иное, чем в сказке. Тут человек всегда выходит победителем, там - всё сложнее. В реальной жизни всё становится жертвой зла. И он пал жертвой ведьмы.
II. Вий. Сведения из мифологии.
Вий - (от вэя, вейка - ресница) в малороссийских поверьях демонический персонаж. Выглядит он, по народному представлению, как могучий старик, раскорячистый и косолапый, покрытый шерстью; у него огромные брови и веки до самой земли, либо густые, очень длинные ресницы; он является весь в черной земле и имеет подземный голос. Руки и ноги у него, что корни дерева; ходит он тяжело, так как земля его не держит. Свои веки (ресницы или брови) Вий не может поднять сам; ему поднимают веки вилами его помощники - нечистая сила или летучие мыши. Согласно поверьям, если поднять Вию веки, то ничто не утаится от его гибельного взгляда: растения начнут вянуть, животные и птицы падут мертвыми, реки высохнут и даже земля обратится в пустыню. Человек, согласно поверьям, также не может выдержать взгляда Вия и умирает; своим взглядом Вий может сокрушить даже города, оставляя от них пепел. [3]
В славянской мифологии есть аналогичный образ Смерти - страшной женщины с огромными веками, которая убивает человека своим взглядом. Есть в наших мифах и более близкие Вию образы - шелудивый Буняка (в поверьях Волыни), Солодивый Бунио (в поверьях Подолии), превращающий взглядом в пепел города и деревни - оба отличающиеся длинными веками или густыми бровями (ресницами), которые поднимают вилами их помощники. Или образ св. Касьяна с длинными до колен ресницами и губительным взглядом, и который живет в темной пещере или в засыпанной яме.
Возможно, образ страшного Вия основывается на образе бога-громовника, Деда Перуна, олицетворявшего собой грозу: из-под облачных бровей и ресниц… он мечет молниеносные взоры и посылает смерть и пожары. Человек с густыми, сросшимися бровями у южных славян назывался волчьим глазом, а тучи в древности нередко олицетворялись в образе волка. Представление же о том, что Вий обитает под землей, в непроницаемых для света пещерах, могло возникнуть на основании древнейшего представления грозовых туч скалами, горами, пещерами.
Сам Гоголь знал об образе Вия: Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Образ страшного Деда с длиннющими веками, бровями или ресницами, который убивает, испепеляет своим взглядом, и который живет под землей (выходит из под земли). Появление же Вия в самом конце повести не есть кульминация всего ужасного и жуткого.
III. Хома Брут. Личность героя.
Главного героя повести зовут Хома, фамилия - Брут. Фамилия героя скорее указывает на римского политического деятеля, бывшего сподвижника Юлия Цезаря, заговорщика и предателя, чем на школяра с украинской фамилией. Римлянин Брут, совершая предательство, поступил опрометчиво, за что лишился жизни. Фамилия Брут вызывает также некоторую ассоциацию по созвучию со словами брутально, брутальность, брутальный. В толковом словаре Ожегова мы не найдем никаких объяснений. Зато русско-украинский словарь кое-что проясняет:
Грубый - (о неучтивом человеке, поступке, нравах- еще) брутальний. Словарь недвусмысленно говорит нам, что в украинском языке брутальный относится к неучтивому человеку, поступку, неучтивым нравам. Польско-русский словарь показывает, что в польском языке это слово имеет тоже значение. Итак, фамилия главного героя намекает нам на неучтивого человека, плохо воспитанного, склонного к неучтивым поступкам, поступающего опрометчиво, за что, вероятно, будет наказан смертью. [10]