за общим столом (фр. ).
30 марта Толстой посетил XIII выставку Товарищества передвижных выставок произведений русских художников.
Речь идет о картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1582 г.».
Н. П. Охотницкая.
Письмо неизвестно. Чертков в письме от 13 марта сообщал Толстому, что Оболенский там «честно» высказал свои «сомнения» в его учении (см. т. 63, с. 233).
Письмо б/д, в котором Сибиряков предлагал ежемесячно высылать 100 рублей и просил Толстого «принять на себя труд раздавать» эти деньги нуждающимся. Здесь же он высказал «мысль» об издании журнала, «доступного пониманию простолюдина», с целью «поднять нравственный уровень его развития» (см. т. 63, с. 240). См. письмо 50.
Письма от 26 и 29 апреля (т. 85, с. 174–176) с подробным описанием дел в издательстве «Посредник», созданного по инициативе Толстого в ноябре 1884 г. с целью выпуска книг, «которые имеют вечное, мировое значение» и которые «должны быть читаны всеми и одинаково для всех будут понятны» (см. письмо Писарева Черткову в кн. Гусев, 3, с. 277).
Несколько измененная цитата из Евангелия.
В подготовленной для хромолитографированного переиздания «Посредником» картине французского художника Бугро «Бичевание Христа» Репиным была написана новая фигура Христа. Издана под названием «Страдания господа нашего Иисуса Христа» с подписями Толстого и Гаршина, но без указания их имен («Посредник», 1885).
Рассказ «Упустишь огонь – не потушишь». Вышел в «Посреднике», 1885.
Рассказ «Где любовь, там и бог» («Посредник», 1885).
То есть к рассказу «Упустишь огонь – не потушишь». «Картинки» были сделаны художником К. А. Савицким.
Доктор И. И. Дуброво; спасая дифтеритную больную, высасывал у нее из горла трубкой дифтеритные пленки, заразился и через несколько дней скончался.
Неизвестно, о ком идет здесь речь.
В. М. Грибовский заинтересовал Толстого письмом, в котором излагал свою вымышленную биографию. Впоследствии Толстой с ним лично познакомился. Грибовский вел двойную жизнь. Перед Толстым изображал себя его верным последователем и в то же время был человеком реакционных убеждений.
Речь идет о работе А. М. Калмыковой «Греческий учитель Сократ», которая была Толстым значительно переделана, особенно в первых главах («Посредник», 1886).
«Житие Тихона Задонского», изложенное М. Павловской, сотрудницей «Посредника». После переработки издано в 1886 г.
Толстой читал книгу английского поэта и критика М. Арнольда «Literature and Dogma». Чертков выполнил просьбу Толстого и переслал Арнольду его книгу «В чем моя вера?» во французском переводе Л. Д. Урусова.
Программа народного журнала была 5 мая выслана Чертковым Толстому.
Л. Е. Оболенский с 1883 г. – издатель журнала «Русское богатство», который Толстой считал самым «близким» ему по направлению (т. 63, с. 212). Для журнала характерен был интерес к жизни деревни и к морально‑этическим проблемам.
У крестьян были незаконно изъяты 5 десятин земли. Н. В. Давыдов просьбу Толстого выполнил, прислал ему копию уставной грамоты. Дело решилось в пользу крестьян.
В письме от 4–5 июня Толстой писал: «Мне хорошо – нынче» (т. 85, с. 218).
Письмо от 29 мая из Ньюпорта (там же , с. 224).
Речь идет о религиозной секте, созданной отставным полковником В. А. Пашковым, последователем английского проповедника лорда Г. Редстока.
Письмо от 18 марта (ГМТ ).
Толстой имеет в виду символическое толкование креста, согласно которому продольная палочка означает волю божию, а поперечная – волю человека. Из несовпадения действий человека с божьей волей получается крест.
См. письмо 50 и примеч. 1 к нему.
Сибиряков в письме б/д писал: «Идеальным редактором проектируемого журнала я считаю вас» (см. т. 63, с. 274).
Издание журнала не осуществилось.
Сибиряков оказал материальную помощь Оболенскому, необходимую ему для издания «Русского богатства».
12 июня Толстой получил из Минусинска от политического ссыльного В. С. Лебедева рукопись крестьянина Т. М. Бондарева «Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца», в которой проводилась уравнительная идея об обязательности исполнения заповеди о хлебном труде для всего взрослого населения страны.
Очевидно, Толстой читал в статье Г. Успенского «Трудами рук своих» (РМ, 1884, № 11) выдержки из сочинения Бондарева.
Бондарев разослал различным государственным деятелям и царю копии своего труда, надеясь, что таким способом «не более как через четыре года, без понесения трудов и без напряжения сил, избавятся все они (то есть земледельцы. – С. Р. ) от тяжкой нищеты и от нестерпимого убожества» («Толстовский ежегодник», 1913, гл. Статьи и материалы, с. 16).
С. А. Толстая включила повесть «Смерть Ивана Ильича» в XII том выпускаемого ею собр. соч. Л. Н. Толстого. Вышел в 1888 г.
Толстой в письме к жене от 20 августа писал: «Чертков имел успех и влияние на девочек. Турнюры опять сняты, и разные хорошие планы» (т. 83, с. 509).
Письма неизвестны.
Речь идет о письме Черткова к Е. С. Некрасовой, пересланном им Толстому, в котором он высказался «против изображения темных сторон народной жизни» (т. 85, с. 255).
Толстой правил рассказ «Бабья доля», записанный Т. А. Кузминской со слов крестьянки Аксиньи Тюриной и обработанный ею (опубл. ВЕ, 1886, № 4).
См. след. письмо и примеч. 1 к нему.
Толстым были получены письма Сибирякова от начала сентября и Черткова от 11 сентября с вопросом о возможности Сибирякову по дороге в Крым заехать в Ясную Поляну.
Приезд Сибирякова в Ясную Поляну не состоялся.
Бирюков прислал программу «народного журнала» (см. письмо 50 и примеч. 1 к нему) вместе с письмом от 21 сентября.
Письмо Калмыковой от 7 сентября об издании «народного журнала» (ГМТ ).
Письмо от 24 августа (опубл. «Письма В. Фрея к Л. Н. Толстому». Женева, 1887).
Эртель в письме от 10 сентября (Переписка, т. 2, № 430) просил прислать ему в Тверь списки с запрещенных сочинений Толстого «Так что же нам делать?» и «В чем моя вера?».
Эртель после освобождения из Петропавловской крепости в 1885 г. был сослан в Тверь под гласный надзор полиции, без права проживания в столицах.
Толстым были получены письма Черткова от 4–5 и 8 октября.
Речь идет о плане «Посредника» издавать серию иллюстрированных книжек, в которых тексты Толстого сопровождались бы иллюстрациями крупнейших художников. Рассказы «Два брата и золото» и «Вражье лепко, а божье крепко» иллюстрировал И. Е. Репин, рассказ «Девчонки умнее стариков» – К. Савицкий. Чертков, называя Толстого «главным и пока единственным источником сюжетов», просил его «еще около 9 сюжетов» (см. т. 85, с. 264).
Чертков предполагал найти в подготовленных Толстым «Русских книгах для чтения» (т. 22) тексты для включения их в иллюстрированную серию «Посредника».
Фрей пробыл в Ясной Поляне с 7 по 12 октября.
То есть для предполагаемого «народного журнала».
Чертков в письме от 27 сентября описывал, как он заходил в крестьянские избы, беседовал с мужиками, читал им рассказы Толстого «Два старика» и «Упустишь огонь…». «Успех этого чтения превысил всякие ожидания», – сообщал он Толстому (т. 85, с. 262).
Рассказ В. И. Савихина «Дед Софрон» («Посредник») имел большой успех у народного читателя.
Речь идет о рукописи М. К. Цебриковой «Жервеза. Рассказ из жизни рабочего люда», представлявшей собой изложение эпизода из романа Золя «Западня». Под таким названием вышел в «Посреднике» (1886 г.). Сказка Цебриковой «Ткач и хлебопек» не была издана.
Л. Д. Урусов скончался 23 сентября 1885 г.
Рукопись рассказа «Бешеный волк» (опубл. ВЕ, 1886, № 6).
Письмо неизвестно.
«Бабья доля». См. письмо 56 и примеч. 2 к нему.
«Так что же нам делать?»
Традиционный в доме Толстых пирог, названный по имени друга А. Е. Берса доктора Н. Б. Анке, стал для Толстого «эмблемой особого мировоззрения» и означал «буржуазный уклад жизни, и веру в необходимость материального благополучия, и непреклонное убеждение в незыблемости современного строя» (С. Л. Толстой . Юмор в разговорах Л. Н. Толстого». – «Толстой. Памятники творчества и жизни». М., 1923, вып. 3, с. 12–14).
Дело по обвинению владельца кассы ссуд Мироновича в убийстве своей служащей Сарры Беккер. Первое судебное разбирательство в декабре 1884 г. под председательством А. М. Кузминского признало Мироновича виновным. После второго разбирательства он был оправдан.
26 октября Страхов писал Толстому: «…сказка – опечалила… передо мною сочинение, стихи без поэзии, картина без живописи, сказка без сказочного содержания… я вижу, что передо мною что‑то деланное, ненатуральное, умышленно сплоченное и принимающее на себя маску жизни… Вы – такой удивительный художник, не имеете права так писать» (ПС, с. 326).
Толстой имеет в виду XXVIII–XXXVI главы трактата «Так что же нам делать?». Известен лишь отзыв Страхова в письме к С. А. Толстой, в целом весьма сочувственный, но с ложным толкованием социально‑критических идей автора (опубл. PB, 1901, № 6).
Письмо Т. Л. Толстой от 14 октября (ГМТ ).
Письмо И. Л. Толстого неизвестно.
Письмо и телеграмма не сохранились.
Речь идет о включении сказки «Два старика» в состав XII тома Сочинений гр. Л. Н. Толстого. В печатном тексте эти слова отсутствуют.
Портрет Толстого был необходим для XII тома.
Цитаты из «Сказки об Иване‑дураке…».
Письмо от 14 октября (ГМТ ).
Татьяна Львовна писала: «Ничего не делаю, – не могу. Все кажется очень дико, – а в сущности, все так же, как всегда, но мне кажется, что если мой взгляд переменился на вещи, то у всех он должен также перемениться» (ГМТ ).