Целью свидания Толстого с М. В. Островской было получение разрешения на издание пьес «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется». Эти права были ею переданы «Посреднику» в марте 1887 г.
Министром государственных имуществ был брат писателя – M. H. Островский.
См. письмо 95 и примеч. 2 к нему.
Чертков предлагал внести в «Сказание о Федоре‑христианине…» ряд изменений, особенно в окончание, которое, по его мнению, «поражает… диссонансом с духом наших изданий» (т. 86, с. 26). «Легенда» не была издана «Посредником».
Бернарден де Сен‑Пьер «Суратская кофейня». При переводе Толстой несколько ее сократил, упростил в интересах читателя из народа ее содержание и язык. Из‑за запрета цензуры не была издана в «Посреднике».
«Два брата» – рассказ С. Т. Семенова; он был прислан автору в «измененной и выправленной» редакции, с пометами Толстого и Черткова на полях рукописи и критическими замечаниями относительно его финала. По совету Черткова и Толстого (см. т. 64, № 116) был Семеновым исправлен. Конец рассказа написан А. К. Чертковой (Галя) . Вышел в «Посреднике» (1887).
Рассказ «В город» («Посредник», 1888).
Чертков снял копию с чернового варианта статьи «О жизни». (т. 26).
Статья о секте бегунов неизвестного автора по цензурным условиям осталась неопубликованной.
Вероятно, речь идет о моральной и материальной поддержке крайне нуждавшегося больного H. H. Иванова.
Письмо от 16 февраля с вопросами о распределении ролей в готовящемся спектакле «Власть тьмы» и о возможных сокращениях (Переписка, т. 2, № 446).
См. письмо 93.
П. А. Бакунин . Основы веры и знания. СПб., 1886. В этом философском труде трактовались проблемы веры, знания, религиозных воззрений, жизни и смерти в близком Толстому духе.
См. письмо 95 и примеч. 8 к нему
Желание Толстого, чтобы и другие писатели присоединились к его заявлению о предоставлении всем права свободного переиздания их сочинений, выпущенных «Посредником», не осуществилось.
Письмо Черткова неизвестно.
Отзыв Толстого относится к поэме «Два соседа, деревенская побывальщина в стихах». После исправлений по замечаниям Толстого опубл. в «Посреднике» (1888).
Толстой имеет в виду картину «Боярыня Морозова», впервые демонстрировавшуюся на XIV выставке Товарищества передвижных выставок в феврале 1887 г.
Во время свидания с H. H. Ивановым, автором рассказов из народной жизни, Толстой убеждал его: «Теперь уже мало одного сочувствия к народу. И нам и народу нужна внутренняя, высшая правда» (см. «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников», т. 1, М., 1978, с. 385).
Толстой отвечает на письмо актера Александрийского театра П. М. Свободина от 3 марта 1887 г. (ГМТ); он интересовался особенностями внешнего вида и выговора Акима, роль которого в предстоящей постановке «Власти тьмы» должен был исполнять.
См. письмо 92 и примеч. 1 к нему. Толстой вскоре расширил эту программу работы. В письме к С. А. Толстой от 7 мая он писал: «Прошу Таню… по двум письмам тифлисских барышень ответить, предложив им заменять лубочные повести (в лист) и романы (в 4 и более) своими сочинениями или переделками из иностранных» (т. 84, с. 35). Толстой имел в виду письма из Тифлиса от 26 декабря 1886 г. и 20 марта 1887 г. (ГМТ ).
Письмо от 11 апреля (ПСТ, № 186).
П. Ф. Суворова – прачка, Соня – ее дочь.
Глава XXXV трактата «О жизни».
Я надеюсь (англ. ).
Тищенко прислал новый вариант повести «Семен‑сирота и его жена», переделанной им по совету Толстого.
Письмо В. Г. Черткову – т. 86, № 142; см. также письмо 109 и примеч. 2 к нему.
Тищенко сообщил Толстому в письме от 24 апреля, что он был вынужден уехать из деревни Ульяновка Сумского уезда в Краснополье Ахтырского уезда из‑за того, что, выступая против притеснений крестьян, навлек на себя недовольство местных властей.
Начало письма не сохранилось.
См. т. 15 наст. изд.
Речь идет о двух рассказах Ф. А. Желтова «Деревенский праздник» («Русский курьер», 1887, № 30, от 31 января) и «Трясина» (там же, № 101, от 15 апреля).
То есть рассказ «Трясина (Отрывок из путевых заметок)».
«Деревенский праздник» – очерк крестьянской жизни с ее трудностями, лишениями, дикостью, темнотой и пьянством.
«Раздел» – рассказ из деревенской жизни И. Г. Журавова («Посредник», 1887).
«Дед Софрон» – рассказ В. И. Савихина. Издан «Посредником» с иллюстрациями И. Е. Репина.
Желтов в июле прислал рассказ «На Волге, или Злому горю не поможешь» (см. т. 64, № 102) («Посредник», 1888).
Трактат «О жизни» (т. 17 наст. изд. См. письмо 114 и примеч. 2 к нему).
Повесть «Ходите в свете, пока есть свет» (т. 26) – опубл. в сб. «Путь‑дорога» (СПб., 1893).
Чертков по дороге из Петербурга в воронежское имение предполагал заехать в Ясную Поляну, но не смог этого сделать.
См. т. 18 наст. изд., письмо 220.
Письмо от 28 и 29 апреля о болезни сына Михаила (ГМТ ).
Письмо H. H. Ге (сына) от 10 мая. Текст его неизвестен.
Семья Толстого переехала из Москвы в Ясную Поляну 11–12 мая.
К тому времени на евангельские сюжеты Ге были написаны картины «Христос в Гефсиманском саду» и «Тайная вечеря».
Шмидт.
Толстой посетил XIV выставку Товарищества передвижных выставок.
Ге вел переговоры с П. М. Третьяковым о покупке его картин. Третьяков приобрел в 1887 г. для своей галереи картину «Христос в Гефсиманском саду».
«О жизни» (см. т. 17 наст. изд.).
В письме от 10 мая 1887 г. (т. 86, с. 54). Репин приехал в августе в Ясную Поляну.
Жене Н. Н. Ге – сына художника.
П. Н. Ге.
Бирюков.
Пьеса эта неизвестна. Рассказ «Раздел» – «Посредник», 1887.
См. письмо 71 и примеч. 2 к нему.
Стасов уже 19 сентября сообщил Черткову: «По желанию Льва Николаевича Толстого я виделся со Стасюлевичем, он… очень рад напечатать вещь, рекомендованную таким человеком, и просит прислать повесть Тищенко сюда…» («Вопросы изобразительного искусства». М., 1954, с. 139.). Повесть «Семен‑сирота и его жена» – опубл. ВЕ, 1888, № 1.
Это письмо Ромен Роллан, в то время ученик Высшей Нормальной школы в Париже, написал 4/16 апреля 1887 г. (ЛН, т. 75, кн. 1, с. 73–75). Он задавал Толстому ряд вопросов о смысле жизни, о «проблемах искусства», интересовался «сутью учения». Не получив на него ответа, он в сентябре вторично написал Толстому (ЛН, т. 31–32, с. 1008–1009).
Трактат «Так что же нам делать?» был в 1887 г. переведен на французский язык.
Жан Батист Люлли – французский композитор, который мальчиком служил поваренком в одном аристократическом семействе.
«вздор, шарлатанство» (англ. ).
непременное (лат. ).
Приписка к письму С. А. Толстой (ГМТ ).
Толстой начал писать «Крейцерову сонату».
С. А. Берс после девятилетнего перерыва в августе приехал в Ясную Поляну, где прожил два месяца. «Он советовал мне оставить службу и изменить образ жизни», – писал Берс. (С. А. Берс . Воспоминания о графе Л. Н. Толстом. Смоленск, 1894, с. 77).
Толстой перечитывал «Выбранные места из переписки с друзьями» в связи с намерением написать статью о Гоголе (см. т. 26).
Книга эта под названием «Николай Васильевич Гоголь, как учитель жизни» вышла в «Посреднике» (1888). Письма были отобраны А. И. Орловым и весь состав просмотрен Толстым.
См. т. 18 наст. изд., письмо 322 и примеч. 4 к нему. Возможно, Толстой читал «Критику практического разума» по‑немецки.
Страхов в письме б/д ответил: «Критики практического разума» я не читал, но знаю ее содержание по чужим изложениям, например, по подробному изложению у Куно Фишера» (ПС, с. 357).
Вероятно: «Артур Шопенгауэр. Очерк его жизни и учения». СПб., 1880. Об увлечений Толстым философией Шопенгауэра см. т. 18 наст. изд., письма 218, 219.
Г. Вебер. История философии.
Толстой имеет в виду изложенную в труде Канта «Критика практического разума» его этическую философию, принципы нравственного поведения личности, которые в ряде моментов созвучны толстовской моральной проповеди.
Толстой дважды слушал чтение Н. Я. Гротом реферата «О свободе воли»: 12 февраля в доме у Грота, 25 февраля на заседании Московского психологического общества, а в марте присутствовал на его обсуждении.
Страхов в ответном письме от октября – ноября не дал прямого ответа на вопросы Толстого, а развил собственный взгляд на философские системы Канта и Гегеля (ПС, № 208).
Грот читал корректуру книги «О жизни».
В октябре были сделаны первые наброски «Крейцеровой сонаты».
А. А. Толстая 19 ноября ответила: «Елена Ивановна и я работали в две силы, и только теперь получен ответ, увы, весьма неудовлетворительный: «обвиняется в сообщничестве с социалистами, в распространении запрещенных изданий и ссылается на 3 года в Вологодскую губернию» (ГМТ ). 25 ноября И. И. Попов был выслан в Петропавловск, где пробыл до 1892 г.
Письмо от 22 сентября (ПТ, № 162).
А. А. Толстая с 25 июля по 4 августа гостила в Ясной Поляне.
Письмо неизвестно.
Письмо от 5 ноября (ПС, № 209).
Московский цензурный комитет признал, что книга «О жизни» подлежит безусловному запрещению». Синодом было принято постановление книгу «запретить», а все отпечатанные экземпляры сдать в архив Цензурного комитета (Летопись, т. 1, с. 686, 693).
Статья «Всегдашняя ошибка дарвинистов (По поводу статьи проф. Тимирязева: «Опровергнут ли дарвинизм?»)» – опубл. PB, 1887, № 11, 12.