Смекни!
smekni.com

Тема дуэли в расскахах и повестях Лермонтова, пушкина, достоевского (стр. 3 из 5)

Поединок духовный состоялся, впереди «силовое» противостояние, исход которого определяется несколькими причинами. Пре­жде всего, сохраняет важность нравствен­ный аспект боя — против опричника выходит крестьянин Митька, тоже оскорбленный без­законием. Таким образом, Митька будет биться за личную обиду, но при этом и за общую правду: «Отстаивай Морозова, стой за правое дело»!

В этом противостоянии играет роль уже не только духовная парадигма (борьба ангелов с бесами), но и социальная — с ненавистной опричниной сражается рус­ский народ: «Посмотрим, как мужик за Мо­розова постоит». Характерно, что вместо сабли Митька выбирает оглоблю — мирное орудие, которое становится страш­ным оружием, когда народное терпение ис­тощилось (вспомним, что Митька очень дол­го не мог «осерчать»). Предвосхищая своего знаменитого родственника, Толстой показы­вает здесь «дубину народной войны»; она не знает правил и условностей, и против нее бессильна сабля врага.

И наконец, еще одна важная причина, определяющая исход поединка, — физичес­кое превосходство Митьки, который в сис­теме образов романа выступает живым во­площением русского богатырства, наивного и добродушного. Для того чтобы реализо­вать свою недюжинную силу, ему часто не хватает «злости», то есть решимости. Рас­сердившийся богатырь непобедим и неуп­равляем — бой заканчивается только со смертью его противника.

Итак, судный поединок у Толстого при­обретает черты потешного боя, причем вна­чале царь и публика потешаются над смешным Митькой, а потом — над попавшим в затруднительное положение Хо­мяком. Однако в финале всем не до смеха - потеха не состоялась, а «лучший человек во всей опричнине» (вновь аналогия с Кирибеевичем — «лучшим бойцом») убит голыми ру­ками[7].

Исход поединка закономерен и справед­лив: правда, отнявшая силы у Вяземского, придала решимости Митьке и в конце кон­цов восторжествовала.

1.2.3. Дуэль в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Поведение Онегина на дуэли неопровержимо сви­детельствует, что автор хотел его сделать убийцей поневоле. И для Пушкина, и для читателей романа, знакомых с дуэлью не понаслышке, было очевидно, что тот, кто желает безусловной смерти противника, не стреляет с ходу, с дальней дистанции и под отвлекающим вни­мание дулом чужого пистолета, а, идя на риск, дает по себе выстрелить, требует противника к барьеру и с короткой дистанции расстреливает его как неподвижную мишень.

Француз и его секундант уже дожидались; норма утонченной вежливости состоит в том, чтобы прибыть на место дуэли точно одновременно — Онегин превзошел все до­пустимое, опоздав более чем на час. Я за­метил, что противник бледен и неспокоен - мне дума­лось, не от страха, а от ярости <... > Я посмотрел и прицелился. Его пистолет выстрелил на секунду раньше, чем он ожидал, - ве­роятно, у него дрогнула рука - пуля задела мою шляпу. Я целился вернее и ранил его в плечо - именно туда, куда хотел» (Бульвер-Литтон).

Возникает, однако, вопрос; почему все-таки Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Во-первых, демонстра­тивный выстрел в сторону являлся новым оскорблением и не мог способствовать примирению. Во-вторых, в случае безрезультатного обмена выстрелами дуэль начи­налась сначала и жизнь противнику можно было сохра­нить только ценой собственной смерти или раны, а бреттерские легенды, формировавшие общественное мне­ние, поэтизировали убийцу, а не убитого.

Надо учитывать также еще одно существенное обстоятельство. Дуэль с ее строгим ритуалом, пред­ставляющая целостное театрализованное действо -жертвоприношение ради чести, обладает строгим сце­нарием. Как всякий жесткий ритуал, она лишает участ­ников индивидуальной воли. Остановить или изменить что-либо в дуэли отдельный участник не властен.

Для читателя, не утратившего еще живой связи с дуэльной традицией и способного понять смысловые от­тенки нарисованной Пушкиным картины, было оче­видно, что Онегин «любил его (Ленского). Эта способность дуэли, втягивая людей, лишать их собственной воли и превращать в игрушки и ав­томаты, очень важна.

Особенно важно это для понимания образа Онегина. Герой романа, отстраняющий все формы внешней нивелировки своей личности и этим противостоящий Татьяне, органически связанной с коллективной жизнью народных обычаев, поверий, привычек, в шестой гла­ве «Евгения Онегина» изменяет себе: против собственного желания он признает диктат норм поведения, навязываемых ему Зарецким и «общественным мнением», и тут же, теряя волю, становится куклой в руках безликого ри­туала дуэли. У Пушкина есть целая галерея «оживающих» статуй, но есть и цепь живых людей, превращающих­ся в автоматы. Онегин в шестой главе выступает как родоначальник этих пер­сонажей. Основным механизмом, при помощи которого общест­во, презираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками, является боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен. Следует учитывать, что неписаные правила русской дуэли конца XVIII — на­чала XIX вв. были значительно более сословным, чем, например, во Франции, а с характером узаконенной - актом 13 мая 1894 г. поздней русской дуэли (см. «Поединок» А. И. Куприна) вообще не могли идти ни в какое сравнение. В то время как обычное рас­стояние между барьерами в начале XIX века было 10 — 12 шагов, а нередки были случаи, когда противников разделяло лишь 6 шагов, за период между 20 мая 1894 и 20 мая 1910 из 322 имевших место поедин­ков ни одного не было с дистанцией менее 12 шагов, лишь один — с дистанцией в 12 шагов. Основная же масса поединков происходила на расстоянии 20 - 30 ша­гов, т. е. с дистанции, с которой в начале века никто не думал стреляться. Естественно, что из 322 поединков лишь 15 имели смертельные исходы. Между тем в онегинскую эпоху нерезультативные дуэли вызывали ироничес­кое отношение. При отсутствии твердо зафиксированных правил резко возрастало значение атмосферы, создава­емой вокруг поединков бреттерами — хранителями дуэльных традиций. Эти последние культивировали дуэль кровавую и жестокую. Человек, выходивший к барьеру, должен был проявить незаурядную духовную само­стоятельность, чтобы сохранить собственный тип пове­дения, а не принять утвержденные и навязанные ему нормы. Поведение Онегина определялось колебаниями между естественными человеческими чувствами, кото­рые он испытывал по отношению к Ленскому, и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив условные нормы поведения у барьера.

Резюмируя вышеизложенное отметим, Ю.М. Лотман в своих статьях о «Евгении Онегине» прокомментировал дуэль Онегина с Ленским следующим образом[8]: Онегин принял вызов — он не мот рисковать своей честью — ведь секундант Ленского Зарецкий был известный болтун и сплетник. Он мог ославить отказавшегося от поединка трусом, чего не мог допустить щепетильный в понятиях чести Онегин. Наш герой оказался «невольником».

Но Онегин сделал все, чтобы поединок не состоялся. Пушкин представляет Зарецкого как зна­тока и «педанта» в вопросах чести. Однако, подталкивая друзей к поедин­ку, Зарецкий нарушил основные пункты неписаного дуэльного кодекса. Он не предложил противникам прими­риться, когда передавал Онегину вызов Лен­ского, а это прямая обязанность секунданта; Онегин опоздал на место дуэли более чем на час — его могли обвинить в том, что он струсил.

В дуэли социальное равенст­во не только противников, но и секундантов. Не говоря о том, что секунданты не были на­значены, стало быть, некому было обговари­вать условия дуэли — прямое нарушение! — Онегин прямо на месте предложил в секундан­ты своего слугу-француза. А это уже прямое оскорбление дворянину Зарецкому.

Наконец, Онегин стрелял на ходу — не по­тому, что он боялся выстрела — он торопился потерять свое право первого выст­рела. Современникам было понятно, что выстрел Онегина стай смертельным для Ленского только по роковой случайности. Онегин страшно переживал ги­бель своего юного друга, не мог оставаться в тех местах, где окровавленная тень //Ему яв­лялась каждый день.

Любая, а не только «неправильная» дуэль была в России уголовным преступлением. Каждая дуэль стано­вилась в дальнейшем предметом судебного разбиратель­ства. И противники, и секунданты несли уголовную ответственность. Суд, следуя букве закона, пригова­ривал дуэлянтов к смертной казни, которая в даль­нейшем для офицеров чаще всего заменялась разжало­ванием в солдаты с правом выслуги (перевод на Кавказ давал возможность быстрого получения снова офицерского звания). Онегин, как неслужащий дворя­нин, вероятнее всего, отделался бы месяцем или двумя крепости и последующим церковным покаянием. Однако, судя по тексту романа, дуэль Онегина и Ленского вообще не сделалась предметом судебного разбирательства. Это могло произойти, если приходской священник зафиксировал смерть Ленского как последовавшую от несчастного случая или как результат самоубийства. Строфы шестой главы, несмотря на связь их с общими элегическими штампами могилы «юного поэта», позволяют предположить, что Ленский был похоронен вне кладбищенской ограды, т. е. как само­убийца.

Завершая литературный обзор дуэли (поединка) в произведениях русских классиков, отметим, что условная этика дуэли существовала параллельно с общечеловеческими нормами нравственности, не смеши­ваясь и не отменяя их. Это приводило к тому, что победитель на поединке, с одной стороны, был окружен ореолом общественного интереса, типично выраженного словами, которые вспоминает Каренин: «Молодецки поступил, вызвал на дуэль и убил» (Толстой Л. Н. «Анна Каренина»). С другой стороны, все дуэльные обычаи не могли заставить его забыть, что он убий­ца. Так, В. А. Оленина вспоминала о декабристе Е. Оболенском: «Этот нещастной имел дюэль, - и убил — с тех пор, как Орест, преследуемый фуриями, так и он нигде уже не находил себе покоя». В. А. Оле­нина знала Оболенского до 14 декабря, но и воспи­танница М. И. Муравьева-Апостола, выросшая в Сибири А. П. Созонович, вспоминает: «Прискорбное это событие терзало его всю жизнь». Ни восстание, ни суд, ни каторга не смягчили этого переживания. То же можно сказать и о ряде других случаев. Для психологического состояния Онегина VII — VIII глав это очень существенно.