Смекни!
smekni.com

Содержание и сущность конституционно-правовых отношений (стр. 4 из 6)

Современные подходы к определению сущностных характеристик государства подтверждают и справедливость высказывания М. Вебера о том, что понятие государства, как бы оно ни было сформулировано, является синтетическим, создаваемым лишь для определенных целей познания. Признавая безусловную важность многоаспектного, всестороннего анализа столь сложного феномена, коим является государство, следует отметить, что далеко не все определения государства в равной мере помогают уяснить особенности государства как субъекта права и правовых отношений, дать его характеристику в этом качестве. В этом отношении наибольший интерес представляет классическое, или так называемое элементное, определение государства: когда определение государства выводится через характеристику его признаков. Определение государства посредством выделения совокупности его признаков было особенно популярно в марксистско-ленинской теории государства и права.

В конституционном праве государство может быть определено в качестве политической организации всего российского народа и российского общества в целом как самой многочисленной социальной общности, объединяющей все население страны, высшей формы объединения и организации, самоорганизации человеческих сообществ, индивидов, между которыми в результате исторического развития в пределах определенной территории сложились устойчивые экономические, социальные, культурные, этнические, духовно-психологические связи и отношения. Верховная власть, исходящая от народа, находит свое воплощение в государстве в целом как способе народной самоорганизации в рамках социума. Государство в целом представляет все общество в совокупности, от его имени принимает законы и иные властные решения, обязательные для выполнения всеми членами общества, в отношении каждого из которых государство, в свою очередь, несет обязанность признавать, соблюдать и защищать его основные права и свободы (ст. 2 Конституции РФ).

В этой связи едва ли можно согласиться с С.И. Архиповым, предлагающим единое определение государства как субъекта права. По его мнению, государство является "сложной системой корпораций, связанных между собой общими принципами построения и функционирования". "Государство (как правовая корпорация) предстает не единым суверенным замкнутым образованием, а оказывается множеством открытых, взаимодействующих между собой правовых союзов (муниципальных, региональных и т.д.)".

В целях адекватного отражения государственно-правовой действительности определение Российского государства в качестве субъекта конституционного права должно, во-первых, отталкиваться от определения субъекта права, сформулированного теорией права как лица, организации или иного образования, за которыми законом признается способность быть носителем субъективных прав и обязанностей; во-вторых, учитывать различные дефиниции государства, сформулированные в правовой и политической науке, призванные отразить социально-политическую сущность и назначение государства, его связь с народом и обществом; в-третьих, учитывать производность государственной власти и государственного суверенитета от власти народа (ст. 3 - 4 Конституции РФ), а также главное конституционное предназначение и единственную обязанность государства, прямо сформулированную Основным Законом, - создавать такие условия жизнедеятельности общества, когда человек, его права и свободы являются высшей социальной ценностью (ст. 2 Конституции РФ); в-четвертых, данное определение призвано "материализовать" понятие "государство", выяснить, что же представляет собой эта "организация" как субъект общественных отношений с точки зрения ее строения и структуры, т.е. определить феномен государства в институциональном аспекте. В этом аспекте государство - это организация, ассоциация, "интегрируемая публично-властными отношениями и институтами", "комплекс институтов, учреждений и органов, каждый из которых выполняет свои специфические функции законодательного, исполнительного и судебного характера". Институциональный аспект в понимании государства позволяет представить этого субъекта конституционного права достаточно определенно: это система всех органов государственной власти.

Таким образом, государство как субъект конституционного права (конституционно-правовых отношений) представляет собой политическую организацию всего российского народа и общества в целом, выступающую в качестве системы всех органов государственной власти, реализующих полномочия и функции государства как важнейшей формы народовластия, осуществляющих социальное назначение государства и выполняющих его роль в обеспечении прав человека и гражданина.

Классическая теория правоотношений в России разрабатывалась в 70 - 80-е гг., и сегодня она не в состоянии объяснить специфику Российского государства как субъекта конституционного права и правоотношений, раскрыть содержание его основополагающих конституционно-правовых связей с народом, обществом, человеком и гражданином. В самом деле, с позиций "узкого" понимания правоотношений, связывающего их возникновение с действием юридических фактов, невозможно, например, понять, с какого момента российское правовое государство должно выполнять свою конституционную обязанность по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ) или создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ)?!

Отразить одну из наиболее ярких особенностей конституционно-правовых отношений с участием государства, их "многоструктурность", "многослойность" позволяет концепция общих правоотношений. С одной стороны, это отношения, так сказать, в чистом виде (традиционные конкретные отношения, субъекты которых "определены путем поименной индивидуализации"), с другой - это общие конституционные принципы, правовые состояния, отражающие сущностные черты Российского государства и общества, положения в нем человека и гражданина. Различные формы правового общения, взаимосвязи, взаимодействия Российского государства с иными субъектами (прежде всего человеком и гражданином, народом, обществом) складываются в результате реализации конституционно-правовых норм разной степени определенности: нормы конкретно-регулирующего действия реализуются в конкретных правоотношениях, общерегулирующего - в общих.

Государство участвует в конституционно-правовых отношениях как непосредственно (выступая как система органов государственной власти), так и тогда, когда от имени государства вступают в правоотношения органы государства, реализующие конституционно-правовую правосубъектность государства. В первом случае речь идет об участии государства в общих правоотношениях, а во втором - в конкретных. Поскольку в конституционно-правовых отношениях государство выступает как носитель государственного суверенитета, представляют государство в конкретных конституционно-правовых отношениях, реализуют его конституционно-правовую правосубъектность высшие органы власти и должностные лица, главным образом осуществляющие суверенные права государства и его функции. В деятельности этих органов проявляется верховенство и независимость как суверенные свойства государства и государственной власти, выражающие ее политико-правовую сущность (это прежде всего Президент РФ, а также Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ). Таким образом, в одних случаях Президент РФ и другие высшие органы государственной власти действуют как самостоятельные участники конституционно-правовых отношений - органы государства (т.е. в этом случае участниками конституционно-правовых отношений является не государство в целом, а соответствующие органы). Когда же названные государственные органы реализуют суверенные права государства - они олицетворяют собой участие в правоотношениях самого государства. Так, фактически имеет место участие в правоотношениях самого государства, когда Президент РФ определяет основные направления его внешней и внутренней политики, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, совершает конкретные действия для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействие органов государственной власти, реализует иные суверенные права государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 80, 83 - 90 Конституции РФ). Государство в лице Президента и иных высших органов власти вступает в конкретные конституционно-правовые отношения с человеком и гражданином, например, в связи с: приемом в гражданство, его восстановлением и прекращением; награждением орденами, медалями, знаками отличия Российской Федерации, а также лишением государственных наград Российской Федерации; рассмотрением предложений и жалоб, адресованных Президенту РФ, иным высшим органам государственной власти; назначением референдума РФ, всенародных обсуждений по наиболее важным вопросам государственного значения и т.д.

Не умаляя значения конкретных конституционно-правовых отношений с участием Российского государства, следует подчеркнуть особую важность общих правоотношений (правовых состояний), между государством, народом, личностью. Несомненная ценность концепции общих правоотношений, прежде всего, состоит в том, что она позволяет конструктивно подойти к изучению механизма непосредственного (прямого) действия норм Конституции РФ (ст. 15), согласно которому с момента ее введения в действие все конституционные нормы должны жить, работать - реализовываться. Государство, его органы обязаны реализовывать положения Конституции независимо от наличия конкретизирующих правовых актов.