В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд . После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но "новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного". В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные – корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада.
В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими".
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье , как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
( "Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г. )
У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.
Конь ( 13) , корова ( 8 ), ворон, пес, соловей ( 6 ), телята, кошка, голубь, журавль ( 5 ), овца, кобыла, собака ( 4 ), жеребенок, лебедь, петух, сова (3 ), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица ( 2 ), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).
С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.
Конь был помощником при работе в поле , в перевозке грузов , в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.
Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней", то в последующих уже :
Покосившая избенка,
Плач овцы, и вдали на ветру
Машет тощим хвостом лошаденка,
Заглядевшись в неласковый пруд.
("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)
Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.
Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том , что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные , являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира , позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.
В стихотворении "Корова" ( 1915 г. ) С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию – старость животного
дряхлая, выпали зубы,
свиток годов на рогах…
и его дальнейшую участь, "скоро… свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой " , он отождествляет старое животное и старого человека.
Думает грустную думу…
Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.). "Песнь" (подчеркнуто "высокий" жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной благодаря тому, что предмет "воспевания" - святое чувство материнства , свойственное собаке в такой же степени, как и женщине – матери. Животное переживает о гибели своих детенышей , которых "хозяин хмурый" утопил в проруби.
Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в детстве и юности – сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по внутренней сути совсем другой , чем они. В отношении к животным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к "сестрам - сукам" и "братьям - кобелям" - это чувства к равным. Именно поэтому собака "была моей юности друг".
Стихотворение "Сукин сын" отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит неизменным :
Та собака давно околела,
Но в ту же масть, что с отливом в синь,
С лаем ливисто – ошалелым
Меня встрел молодой ее сын.
Кажется, что "сын" генетически воспринял от матери любовь к лирическому герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно лишь на уровне чувства и на мгновение.
С этой болью я будто моложе
И хоть снова записки пиши.
Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.
Еще одно животное, которое очень давно "сопровождает" человека по жизни, - это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
( " В хате." , 1914 )
В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменным "атрибутом" крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи.
Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость. Вернемся к образу коня.
Конь – в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо , связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет". Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян : " Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца , то блистающей молниями тучи…".
В стихотворении "Голубень" ( 1916 г.) конь предстает в образе "тихой судьбы" . Ничего не предвещает перемен и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же , как жили его предки.
Погаснет день, мелькнув копной златою,
И в короб лет улягутся труды.
Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен .
…Моего увел коня…
Конь мой – мощь моя и крепь.
Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят.
…он бьется, мечется,
Теребя тугой аркан…
( "Отвори мне страж заоблачный". ,1918 г.),
но ему это не удается, остается только покорится судьбе. В этом произведении мы наблюдаем поэтический параллелизм между "поведением" коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в "развороченном бурей быте ".
В стихотворении 1920 года " Сорокоуст " Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни . Образом этого "прошлого" , которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуации "соревнования" между "чугунным конем - поездом " и "красногривым жеребенком".
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.
В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя ? иль ты приснилась мне ?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
( "Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г. )
"Проскакал на розовом коне" – символ быстро ушедшей , невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстает как "розовый конь" – символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения – благодарственная песня , благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" ( 1924 г. )