Вариант 2
(По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
В. Г. Белинский назвал роман Пушкина "Евгений Онегин" "энциклопедией русской жизни". Ведь в романе, как в зеркале, отразился "век и современный человек". Но каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее - наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе. Он называет своего главного героя "добрый мой приятель", среди друзей Онегина - друзья самого Пушкина, да и сам Пушкин везде незримо присутствует в романе. Однако слишком примитивным было бы утверждение, что Онегин - это автопортрет. Слишком сложна и непостижима душа Пушкина, слишком многогранна и противоречива для того, чтобы отразиться в одном "типичном представителе" "золотого века". Наверное, поэтому и прожил в романе свою недолгую яркую жизнь молоденький идеалист Ленский - тоже часть души поэта. Онегин и Ленский, оба любимые автором, такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души... Как неизбежно кончается молодость, как неотвратимо приходит зрелость ума, а вместе с нею и конформизм, так неотвратима для Пушкина в романе гибель юного романтика.
Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: "Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил". Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитанъем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть...
Далее он дает характеристику Онегину:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, "охлажденный" ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.
От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в. какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: "Но ничего не вышло из пера его".
В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед...
Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от "высшего света".
В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет-существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский - дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии:
Он из Германии туманной
Привез учености плоды,
Дух пылкий и довольно странный...
Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он "поклонник Канта и поэт". У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу в Ольге, самой обыкновенной девушке.
Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа! Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин пишет о Ленском: "Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум". Онегинслушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию: "И думал: глупо мне мешать его минутному блаженству; и без меня пора придет; пускай покамест он живет да верит мира совершенству; простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред". Для Ленского дружба - острая потребность натуры, Онегин же дружит "скуки ради", хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин.
Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: "Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой". "Не столь различны меж собой". Как понимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей якобы неповторимой личности. "Привычка всех считать нулями, а единицами - себя" рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин пишет: "Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне счастлив и рогат носил бы стеганый халат".
Я думаю, Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Его "резкий, охлажденный ум" гораздо приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе Онегин, он пишет о себе и о нем:
Я был озлоблен, он угрюм,
Страстей игру мы знали оба,
Томила жизнь обоих нас,
В обоих сердцах жар угас.
Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это можно понять из строк: "Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка; чего мне ждать? тоска, тоска!.."
Пушкин воплотил в Онегине многие из тех черт, которые позднее проявятся у отдельных персонажей Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. А такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они либо примиряются с ней, либо гибнут.
13. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Билет 17)
Вариант 1
Финал романа «Евгений Онегин» необычен - он открыт. Это позволяет читателю самому домыслить дальнейшие судьбы героев.
Человеческая жизнь имеет не только закономерности , она подвержена случайностям, которые могут резко изменить привычный ход событий. Жизнь и судьба - проблема, которая волнует Пушкина на протяжении многих лет. Этот вопрос автор ставит и в романе «Евгений Онегин».
Подумаем над финальной сценой романа. Поэт намеренно оставил своего героя в минуту «злую для него... Надолго... навсегда». Так в чем же смысл такого конца? Не в том ли, что герой так и не нашел себя, что он все еще на распутье?
Перелистаем восьмую главу романа. Онегин приехал в Петербург уже не тем человеком, каким уезжал из него (первая глава), и не тем, каким был в деревне. Он многое пережил. Острее стал его конфликт с обществом: герой потрясен чувством, перевернувшим всю его «ленивую душу». Изменилась и Татьяна: она уже не та доверчивая девочка, какой была в начале романа. Жизнь, трагические события, через которые пришлось пройти героине, ранили ее, однако не изменили ее нравственных принципов, которые она раз и навсегда приняла. Нравственная сила искренности, простота, верность возвышают Татьяну. Татьяна отвергает Онегина не потому, что она перестала его любить, а потому что осталась верна своим взглядам на жизнь, своим идеалам. Евгений Онегин , находясь в зависимости от традиций светского общества, пройдя через испытание любовью, стоит на перепутье, не определившись в своих дальнейших целях. Счастье взаимной любви было невозможно для героев тогда, в деревне, невозможно оно и сейчас.
Все перечисленные особенности говорят о сложнейшей философии жизни, которую вложил в свой роман А. С. Пушкин.
14. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». (Билет 7)
Вариант 1
В октябре 1836 года А. С. Пушкин заканчивает свое последнее крупное прозаическое произведение - роман «Капитанская дочка». В основе романа- события грозной пугачевщины. К раскрытию темы пугачевского бунта А. С. Пушкин подходит как историк, мыслитель и реалист. Он работал в архивах, изучал мемуары участников подавления бунта, ездил на место событий в оренбургскую губернию и там встречался с очевидцами. Результатом этих исследований стала «История Пугачева», которая из-за цензуры была переименована в «Историю Пугачевского бунта», а через два года Пушкин издает роман «Капитанская дочка».
«Капитанская дочка» - это не только историческое повествование, это и семейная повесть. Автор ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, раскрывает темы человеческого счастья, любви, истинного благородства.