68. Образ матери и трагедия народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». (Билет 11)
69. Трагедия революции и Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». (Билет 8)
71. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». (Билет 15)
72. Изображение народного характера в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». (Билет 18)
1. Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве». (Билет 1)
Вариант 1
Вершиной поэтического искусства древней Руси является «Слово о полку Игореве». По выражению Белинского, «Слово» - прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». Действительно, «Слово» - удивительный памятник древней Руси. Прошло восемь веков с тех пор, как оно появилось. Но читатель входит в поэтический мир древнего текста так же свободно, как в эпос и лирику античности, не успевая освободиться от современных представлений и наполняя старые строки своими проблемами.
«Слово» написано в конце XII века, но стало известно нам лишь спустя 600 лет, в самом конце XVIII века.
Начиная с XI до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были княжеские междоусобицы, другим - набеги половцев. Поэтому лучшие люди страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. «Если, - говорил Владимир Мономах князьям, - мы не прекратим междоусобий... то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую».
Основная идея «Слова», которая заключается в призыве русских князей к объединению накануне татаро-монгольского нашествия, придает произведению особое патриотическое звучание. Неизвестный автор ставит перед собой задачу призвать и князей, и народ к сплочению для борьбы за единство Русской земли, направить мнение народа против междоусобных войн князей, осудить стремление князей к личной славе, преследование личных интересов.
Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор пронизывает этой идеей всё «Слово». Нравственная проблематика этого произведения раскрывается в образах героев, в картинах событий и в пейзажах, она определяет композицию произведения, его язык.
Автор пишет об обширных пространствах своей родины, о её реках, горах, степи, городах, селах, делает участниками событий разных птиц и зверей, населяющих его страну. Даже животные не остаются равнодушными к событиям, рассказанным на страницах произведения. Но Русская земля для автора «Слова» не только природа и русские города, это, прежде всего, русский человек.
Вдохновитель и руководитель похода - князь Игорь - уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Игорь - храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование - солнечное затмение. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Обращаясь перед выступлением в поход к своей дружине, Игорь говорит: «Братия и дружина! Лучше быть убитым, чем полоненными... Хочу поломать копье о конец поля половецкого, с вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона» Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду.
Близок Игорю и его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Оба князя становятся в «Слове» носителями патриотической идеи - их боевой поход не для личной славы и не для удовлетворения амбиций. Братья ведут свои войска, чтобы раз и навсегда избавить родную землю от вражеских посягательств, они стремятся сделать свою Родину свободной, сильной, сплоченной.
Особый светлый образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе народной поэзии. Этот прием подчеркивает народность Ярославны. Этот удивительный образ стал символом русской земли, родины, матери, любви - так много объединяет в себе русская княгиня. Её устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Её обращение к природе за помощью придает плененным силы и помогает им бежать. Но Ярославна не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем. Для Ярославны поражение русских воинов - большое личное несчастье.
Нельзя не сказать о таком герое «Слова», как Святослав, который произносит свое «золотое слово». В этом слове Святослава живет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь. Обращение Святослава к князьям приобретает особое звучание - патриотического обращения.
Интересным может стать наблюдение за характером Русской земли как родины. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором в «Слове» очень ярко.
И это всего лишь одна из круга нравственных проблем, которые поднимает автор в произведении. Добро становится нормой, коренным свойством жизни. Непреклонная вера в победу, которая звучит в финале произведения, основана не только на силе русских воинов, ратных доблестях Игоревой дружины, мужестве и самоотверженности бойцов. Прекрасный, наделенный чертами русского фольклора мир природы; необыкновенные русские характеры князей, бойцов, женщин; сам автор с его верой в мудрость и патриотизм князей и народа, с его уверенностью в том, что справедливость и доброта никогда не будут побеждены злобой и обманом. Добро для автора -. основа отношения к миру.
Наверное, именно поэтому так притягательно для нас «Слово», которое при всем своем эпическом могуществе наделено необыкновенным лиризмом.
«Слово о полку Игореве» имеет огромное идейное и художественное значение. Это глубоко патриотическое произведение. В нем выразилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле, в нем звучит призыв к сплочению всех сил русского народа для защиты родины от внешних врагов, призыв к защите мирного труда народа. Эта патриотическая идея и сделала произведение бессмертным.
Д. С. Лихачев так оценил памятник древнерусской литературы: «Две темы сочетаются, переплетаются и противостоят друг другу в «Слове»: эпическая, государственная и лирическая, личная. С одной стороны, автор «слова» скорбит о судьбах всей Русской земли, опустошенной половцами и лишенной внутреннего единства. С другой, он пишет о личной судьбе потерпевшего жесточайшее поражение мелкого новгород-северского князя Игоря Святославича, его жены Ярославны, ... и многих других».
2. За что и как наказана г-жа Простакова в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? (Билет 10)
Вариант 1
Главное лицо комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» - помещица Простакова. Автор раскрывает в пьесе характер помещицы, степень ее умственного развития, показывает ее положение в доме отношение к окружающим людям.
Простакова - грубая и необузданная натура. Ее можно даже назвать наглой, если она не встречает сопротивления, но вместе с тем она труслива, если наталкивается на силу.
У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеческого достоинства, человеколюбия. Она готова унижаться перед теми, кто сильнее и от кого она зависит, при этом сама будет проявлять беспощадность и даже жестокость к тем, кто находится в ее власти. Простаковой невозможно угодить: ни Тришка, ни Еремеевна, никто другой никогда не услышат слов одобрения своим действиям. Тришку она называет «мошенником, вором, скотом, воровской харей, болваном», а преданная нянька Митрофана Еремеевна - «бестия». Крепостных людей она считает своей полной собственностью: с ними она может делать все, что угодно. Крестьян она совершенно обобрала и жалуется своему брату Скотинину: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда!»
Но не только крепостные страдают от деспотичного характера помещицы. Простакова ни во что не ставит своего мужа, помыкает им как хочет. Учителя Митрофана не получают жалования уже год.
Простакова невежественна, она не принимает просвещения: «Без наук люди живут и жили», - говорит она. Для Митрофана она нанимает учителей только потому, что хочет вывести его в люди и подчиняется необходимости дать сыну образование.
Простакова расчетлива. Любой ее поступок определяется расчетом личной выгоды. Ради личной выгоды она готова женить сына на Софье и даже готова ее похитить.
Только к своему сыну Простакова относится иначе. Она любит его, нежнее с ним, заботится о нем. Его счастье, благополучие - цель ее жизни. Но слепая, неразумная, уродливая любовь не приносит ничего кроме вреда и Митрофану, и самой матери.