И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
«Близнецы», между июлем 1850 и серединой 1851
В данном контексте, самоубийство - не физическое лишение жизни, а медленное, мучительное затухание любящего сердца.
Еще одна тема имеет в творчестве Тютчева философский характер. Это тема познания мира. Человеческий ум, стремления к знаниям неистощимы. По мнению Тютчева, как видно из стихотворения «Цицерон», «Последний катаклизм», в совершенстве познать что-то глобальное можно только в минуты разрушения:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
«Последний катаклизм». 1830
Но это может не каждый. Поэт говорит о ненасытной человеческой мысли , которая стремится достичь высот познания, и это ей не удается. Только избранники Бога, такие как Цицерон, могут, увидев крушение города или мира, понять их:
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертья пил!
«Цицерон». 1830
Человек осознает истинную цену, всю глубину того, чем владеет только тогда, когда чувствует, что теряет это, что обладает этим в последний раз. В этом случае для него на время исчезает все вокруг, и это что-то становится главным и дорогим. В стихотворении «Я лютеранин люблю богослуженье...» Тютчев призывает каждый раз молиться так, словно это в последний раз. Именно тогда душа сольется с Богом, и он услышит обращенные к нему молитвы.
Всю поэзию Тютчева можно назвать философской. Его в полной мере волнуют проблемы жизни, любви, смерти, бессмертия, познания.
Вариант 2
Федор Иванович Тютчев стоит особняком в русском поэтическом пантеоне. Он - современник Пушкина. Но это никак не читается. Его поэзия лишена временных примет. Ее стержнем является не чувственная эмоция впечатления, а единая мировоззренческая концепция. Поэтика Тютчева постигает начала и основания бытия. В ней прослеживаются две линии. Первая напрямую связана с библейским мифом о создании мира, вторая, через романтическую поэзию, восходит к античным представлениям о мире и космосе. Античное учение о происхождении мира цитируется Тютчевым постоянно. Вода - вот основа бытия, она главный элемент жизни:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
А вот еще отрывок из "Фонтана":
О, смертной мысли водомет,
О, водомет неистощимый,
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятет?
Иногда Тютчев по-язычески откровенен и великолепен, наделяя природу душой, свободой, языком - атрибутами человеческого существования:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Тем не менее Тютчев - человек русский и, следовательно, православный. Его религиозность несомненна. Поэтому иногда чересчур откровенные языческие мотивы его поэзии надо расценивать как форму литературного кокетства, но не как истинные взгляды автора. Правда лежит глубже, во внутреннем содержании его поэзии. Часто бывает, что в своих стихах поэт больше теолог, чем философ.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная - есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими и молчи.
Строки эти скорее напоминают слова церковной проповеди, чем лирическое стихотворение. Надо сказать несколько слов о специфическом тютчевском пессимизме, который требует своего пояснения. Так, любовь поэта часто приобретает трагически-чувственный тяжелый оттенок. Вспомним только стихотворение "Люблю глаза твои, мой друг", которое Тарковский использовал в качестве смысловой коды в фильме "Сталкер":
...И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
Пессимизм Тютчева имеет глубоко религиозный характер. Он основывается на православных представлениях о конце света, на книге Откровения Иоанна, завершающей Новый Завет. Тютчев рисует свой сценарий окончания мира:
Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них.
Недаром рвется из глубины его души молитвенный крик, так напоминающий плач:
Все, что сберечь мне удалось,
Надежды, веры и любви
В одну молитву все слилось:
Переживи, переживи.
Но у Тютчева есть ответы на его вопросы бытия. Бог наблюдает за нами. Его глаза - звезды, его сила велика:
Он милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.
Тютчев абсолютно уверен в существовании "лучшего, духовного мира" здесь и сейчас: "Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора..."
Поэзия - не есть чистая философия. Она мыслит образами, не категориями. Вычленить философию и представить ее отдельно от стихов невозможно. У Тютчева все сплавлено на уровне образа-символа, образа-знака:
Есть близнецы - для земнородных
Два божества, - то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных -
Она угрюмей, кротче он...
Суммируем кратко изложенное выше: как поэт, Тютчев - продолжатель философских традиций русской поэзии, которые восходят к Ломоносову, Капнисту, Державину. Его эстетика влияет на последующую литературу, его вольными или невольными учениками оказываются Соловьев, Анненский, символическая составляющая отечественной лирики. Его философские взгляды традиционны. Новизну и блеск им придает талант мастера.
"О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии" - это писал Тургенев в своем письме А. А. Фету. Удивительно, но это замечание справедливо сейчас.
27. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».) (Билет 1)
Вариант 1
«Обломов» кажется предельно простым и ясным произведением, содержание и смысл которого легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком. Вспоминается при этом, что А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим важное общественное значение. Роман появился накануне отмены крепостного права в России, того самого уклада, который порождает Обломовых.
«Обломов» - реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман. Автору удается раздвинуть узко временные рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального характера.
Автор поднимает в своем романе целый ряд проблем. Прежде всего, это драма умственного и нравственного развития героя, изображение того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки и через какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними.
Главным источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью, в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, - вспоминал он позднее, - у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине».
Сюжет романа прост и ясен. Он заключается в изображении борьбы в Обломове двух чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени. Последнее побеждает.
Чтобы понять характер Обломова и найти объяснение его пассивности, апатии, необходимо вслед за автором изучить историю жизни героя. Вместе с героем, задающим себе вопрос: «Отчего я ... такой?..», перенесемся в благодатную Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи Ильича. Любовью и умиротворением веет из этих глубин человеческого бытия. Легенды и сказки, былины и притчи формируют сознание, рождают поэтическую мечтательность главного героя. Вынесенное из глубин детства и отрочества чувство внутренней свободы Обломов пытается сохранить в окружающей его действительности. Именно поэтому служба, лишенная человеческого взаимопонимания, друзья, мечтающие только о карьере, женщины, не способные любить, отторгаются Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам: «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». Но такого Обломова, тонко чувствующего, сохранившего внутреннее достоинство, удается увидеть не сразу. Вина Ильи Ильича состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше.
Апатию и лень, малодушие и эгоизм в Обломове породили гиперболизированная опека старших, ограниченность стремлений, отрешенность, закрытость от реальной жизни, желание оградить, уберечь от возможных проблем. Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй («хрустальной») души. Обломов не понял себя, не осознал в себе человека, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе.
Трагична судьба главного героя романа Гончарова, но разве это вина одного Обломова? «Наше имя легион», - скажет Илья Штольцу и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа, ради успокоенности, собственного благополучия? Этот вопрос звучит на страницах романа и будоражит не одно поколение читателей. В этом высочайшая ценность произведения Ивана Александровича Гончарова.