С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает вселенская тишина:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди - Иисус Христос.
Само название поэмы заключает в себе двоякий смысл. Собирательный герой поэмы - красногвардейский дозор, охраняющий революционный порядок в Петрограде. Однако двенадцать красноармейцев - это не просто точная бытовая деталь, но и символ. По евангельской легенде, двенадцать апостолов, учеников Христа, явились провозвестниками нового учения, новой эры.
В статье «Интеллигенция и революция», написанной почти одновременно с поэмой, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной»; «мировой пожар, который разгорается и будет ещё разгораться долго и неудержимо, пока не запылает и не сгорит весь старый мир дотла».
Возвращаясь к поэме «Двенадцать», нужно ещё раз подчеркнуть, что основным замыслом автора было создать произведение о крушении старого мира и рождении нового, дать почувствовать сложную музыку революции.
Вариант 2
Это первая крупная послеоктябрьская поэма в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу которых относился и Александр Блок. В "Двенадцати" поэт поднялся к грандиозным социальным обобщениям.
Характерную особенность произведения составляет органическое слияние реалистического и романтического. В самом ее названии намечается связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках Христа, шедших за ним. Но образ двенадцати имеет в поэме и предельно реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах Петрограда действительно состояли из двенадцати человек.
В поэме достаточно много различных символических образов. Символические образы вьюги, мете- ли, пурги, ветра, снега проходят через всю поэзию Блока: "вот поднялся вихорь снежный", "вдали запевала метель", "ветер веет снежный". В этих выражениях воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного в сознании поэта. Постоянный в его творчестве образ-символ снежной бури в "Двенадцати" находит наиболее развернутое воплощение.
Действие поэмы развивается на фоне ветра, пурги, снега: "свищет ветер", "порхает снег" и т. д. Но явления природы не только создают фон, они становятся как бы действующими лицами произведения. Образы ветра, снежной бури - символы очистительной стихии.
Двуплановость образного строя "Двенадцати" ярко проявляется уже в первой строфе поэмы:
Черный вечер,
Белый снег,
Ветер, ветер!
В основе произведения - революционный конфликт, борьба старого и нового. Столкновение не может закончиться примирением - настолько контрастны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута резким контрастом "черного" и "белого". Автор конкретизирует содержание "черного вечера": "буржуй на перекрестке", "поп нынче веселый", "барыня в каракуле". Образы социально определены, каждый из них так или иначе выражает свое неприятие революционных перемен: поп - "стороной за сугроб", барыня - "к другой подвернулась: "Уж мы плакали, плакали...". Особенно непримирим к новому давний недруг Блока - либеральный болтун. Он охарактеризован кратко и убийственно: "Длинные волосы и говорит вполголоса... Должно быть, писатель-вития...".
Старый мир исторически обречен. Его представители изображаются автором иронически. В их изображении он использует сравнения - броские и емкие.
Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой,
Поджавши хвост паршивый пес.
Но "пес" так же, как и многие образы в поэме, имеет два плана:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Сюжет в главах поэмы развивается последовательно. Он не столько фабульный, сколько психологический. Двенадцать - враги старого мира, но они сами вышли из его недр. Поэт символически передает это образом старого мира - "пса безродного", который не отстает, а ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти. Их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: "Свобода, свобода, эх, эх, без креста!".
Поэт безоговорочно приветствует происходящее. Он благословляет очистительную силу огня революции и активность ее свершений: "Мы на горе всем буржуем мировой пожар раздуем". Но значение социалистической революции заключалось в том, что она с первых шагов не только разрушала старый мир, но и строила новый.
Созидательная сила революции не получила в поэме прямого воплощения. Однако поэт показывает, что борьба окрыляет героев, в них просыпается чувство классового сознания и революционного долга. Историческая миссия очищает образы двенадцати от всего случайного, мелочного, наносного. Смысл жизни они обретают благодаря революции.
Поэма "Двенадцать" впервые в русской литературе подчеркнула вселенский размах революции. Важнейшее значение произведения заключалось в том, что Блок показал в нем, как революция пробудила в людях все самое светлое. Он возвысил любовь простого человека, изобразил героя революции как личность с живыми и сильными чувствами. В этом поэма была новаторской.
В поэме "Двенадцать" Блоку удалось передать накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматииеских и контрастных образах.
Поэма "Двенадцать" принадлежит к вершинам русской литературы, стоит в одном ряду с такими великими поэмами, как "Медный всадник" А. С. Пушкина, "Кому на Руси жить хорошо" Н. А. Некрасова.
58. Образ Руси в поэзии С.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 10)
Вариант 1
Сергей Александрович Есенин не раз говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». А современники С. А. Есенина отмечали, что сам поэт признавался, что «все его творчество - о России, что Россия - главная тема его стихов. - Без этой темы я не был бы поэтом».
Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся...» (1914). Есенин уже так умеет рассказывать о природе, что можно почувствовать слияние поэта с нею. « Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», - говорит он, обращаясь к родному краю. Примечательно, что приветствует он не кусты и деревья, а именно « край любимый». А в нем - все прекрасно: резеда, вызванивающие ивы, болото, которое «курит», даже «гарь в небесном коромысле». Этот край никогда не отпускает, он снится, причем сердцу.
Интересно воспоминание о стихах Есенина артиста Качалова, который, находясь за границей, всегда возил с собой томик стихов своего друга: «Такое у меня было чувство, как будто я возил с собой... горсточку русской земли. Так явственно веяло от есенинских стихов родной землей».
В стихотворениях 1914—1917 г. поэт прославляют патриархальные и религиозные начала дореволюционной России. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!» (1914), обращаясь уже ко всей стране, поэт задерживает свое внимание на хатах, где «в ризах образа», на низеньких околицах, на «кротком спасе» в деревенских церквах; образы берутся из церковных книг и христианских представлений. С этими образами Есенин тесно связывает быт и нравы деревни. Бросаются в глаза деревянные избы с протекающими крышами, трухлявые, окруженные крапивой заборы. В этих хатах живут замученные работой женщины, мужики, бегают босоногие ребятишки. Среди этой обстановки поэт разворачивает панораму событий деревенской жизни. Есенину приятно слышать «звонкий, как сережки», девичий смех, видеть на лугах «веселый пляс», чувствовать бесконечность родимых просторов («Не видать конца и края - только синь сосет глаза»), которые рождают преданную сыновнюю любовь. И поэтому на призыв: «Кинь ты Русь, живи в раю», - поэт может ответить только так:
Я скажу: «Не надо рая.
Дайте Родину мою».
Родственные мотивы встречаются в стихотворении того же периода «Край ты мой заброшенный:..». В строчках этого стихотворения звучит грусть о запущенности родных мест, о пустыре, некошеном сене и в то же время поэт присоединяет к столь скорбным чувствам свою лирическую восторженность. Таковы стихотворения из цикла «Русь» (1914) и «Запели тесаные дроги» (1916), созданные под несомненным воздействием А. Блока. Тут, с одной стороны, возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой - поэтичнейший «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тесаным дрогам. И вот из этого противоречия выплескивается признание:
О Русь, малиновое поле,
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
С одной стороны, трагичный саван озер, «хижины хилые» и запахи ладана. А с другой - восторженная идеализация «добрых молодцев» и «мирных пахарей», сопровождаемая откровением:
Но люблю тебя, родина кроткая,
А за что - разгадать не могу.
Любопытно, что чем безрадостнее воспроизводимые Есениным картины, тем сильнее у него привязанность к родимым далям.
Шесть стихотворений и поэм поэт называет одним дорогим ему словом «Русь». Но каждое произведение дышит сыновней любовью к Родине. Так, в стихотворении «Я снова здесь в семье родной» (1915) он любуется «кудрявым сумраком» и волнуется «вечерней грустью», а свой край трогательно называет «задумчивым и нежным».
Есенин не перестает слазить «брозды милые», «березовую Русь», луговые песни. Во многих его дореволюционных стихах «дремлет Русь в тоске своей веселой» {«Голубень», 1915) и светит поэту «в сердце» («О пашни», 1917).