Где любимую найти мне,
такую, как и я?
Поэт мучительно переживает свое одиночество, для него груз "нерастраченных весен" просто несносен:
Несносен не так, для психа,
а буквально.
Любимая женщина, появившись однажды, навсегда наполняет смыслом существование героя. Но его счастье - мучительное и недолговечное: разлуки и измены суть постоянные спутники любви; однако, несмотря на это, герой находит в себе силы сказать:
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Существенно, что в ранней поэзии Маяковского практически отсутствуют пейзажные описания. В автобиографии "Я сам" поэт так объясняет свое "пренебрежение" к теме природы: "После электричества совершенно бросил интересоваться природой. Неусовершенствованная вещь". Ее место в творчестве прочно занимает пейзаж городской: дома, улицы, автомобили. Часто подобного рода описания нарочито натуралистичны, поэт как будто задается целью изобразить уродливые "вещи века". "Красивость", поэтичность - качества, которые автор отвергает. Это иллюстрируют, к примеру, следующие строки:
Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река - сладострастье, растекшееся в слюни.
Отбросив- белье до последнего листика,
сады похабно развалились в июне.
Окружающий мир вызывает резкое неприятие, протест со стороны автора. Его апофеозом можно считать поэму "Облако в штанах". Она состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает какой-либо аспект действительности. Герой провозглашает: "Долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой вашу религию, долой ваш строй!" По масштабу, по глубине художественного обобщения, по диапазону поэтических средств эта поэма является, на мой взгляд, одним из лучших произведений Маяковского.
Художественные средства, языковые приемы поэта отличает подчеркнутый натурализм, прозаизм. Он пишет: "звезды-плевочки" - о тех самых звездах, которые наполняют, по словам Канта, "благоговением и восхищением" душу человека. Он заявляет:
Я знаю -
гвоздь у меня в сапоге
кошмарней, чем фантазия у Гете.
В этих строках - средоточие всего мира на личности поэта, соположение низменного и возвышенного, поэтического и прозаического.
В ранней лирике Маяковский отдает дань экспериментаторству, поиску новых форм, словотворчеству. И нужно уметь видеть за обилием сложных метафор, гипербол, неологизмов, непривычных синтаксических конструкций глубинный смысл текста.
Одно из ранних стихотворений автора - "А вы могли бы?"
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал "на блюде студня
косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ. А вы
ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?
Что таится в этих строчках? Может быть, их написал человек, которому не хватает безмерности любви и океана? Может быть, они о праве художника преображать будни, видеть поэзию там, где, казалось бы, ей совсем не место? О том, что только настоящий артист способен сыграть на водосточной трубе?
Поэт предлагает нам свое видение мира и свои способы его воплощения. Отвергнув традиционные формы поэзии, Маяковский обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека, который не будет понят многими. Но его путь - путь, без которого современное искусство было бы неполным, в чем-то ущербным:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно
61. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского (на примере 2–3 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 24)
Вариант 1
Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского занимаютособое место. Маяковский беспощадно высмеивал явления, которые, по его мнению, мешали развитию молодого советского государства. Силою своего искусства поэт боролся яростно и страстно против всего, что стояло на пути становления и совершенствования Советского государства.
Сатирические произведения Маяковского рождались под влиянием времени, были исключительно злободневны и вместе с тем несли в себе глубокое обобщение.
Каково же конкретное содержание сатиры Маяковского? Какие недостатки высмеивает и обличает поэт? Чем интересны поэтические образы, литературные приемы сатирических произведений поэта?
После 1917 года сатирическими адресами поэзии Маяковского были следующие:
• мещанство - «О дряни», «Хулиган», «Даешь изящную жизнь», «Маруся отравилась», «Стабилизация быта», «Старое и новое» и др.;
• бюрократизм—«Прозаседавшиеся», «Бюрократиада», «Бумажные ужасы», «Товарищ Иванов», «Баллада о бюрократе и робкоре» и др.;
• капиталистическое окружение - «Как работает республика демократическая?», «Моя речь на Генуэзской конференции» и др.
Сатирическое начало внутренне присуще творчеству Маяковского, юмор и сатира свойственны не только сатирическим произведениям, но и лирическим стихотворениям, и поэмам, и пьесам, и стихотворениям для детей.
Шарж, ирония, гипербола, пародия, юмор придавали сатирическим произведениям поэта различные оттенки. « Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается»( 1923) - так назвал он один из сборников своих стихов.
Остановимся более подробно на стихотворении «О дряни». В этом стихотворении призыв к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства, ожившими во времена НЭПа .
Уже в первых строках стихотворения ясно определена литературно-политическая цель поэта: он хочет не только воспевать героические дела и подвиги советских людей, но и беспощадно бить по дряни. Кто же и что такое эта дрянь? Очень часто это - бюрократизм, чиновничья тупость; здесь - это мещанская пошлость, обывательский быт.
Главные герои стихотворения - супружеская пара во время вечернего чаепития. Домашний «уют» с учетом современных «веяний». Он радуется прибавке к жалованью и намеревается завести себе «галифища», она мечтает о платье с эмблемой в виде серпа и молота, чтобы появляться на балах в Реввоенсовете. Вот и все. И казалось бы, о чем волноваться и на что гневаться? Не обычные ли это советские люди? Ведь и «галифища», и эмблема, и бал в Реввоенсовете, и портрет Маркса на стенке, и газета «Известия» на диване - явные признаки нового, советского быта. И даже жену муж называет не иначе, как «товарищ Надя». Но поэт видит и другое. За внешностью и оперением советских граждан он распознал «мурло мещанина», узнали сорвал маску с лица приспособившихся к советской жизни обывателей. Недаром же в стихотворении есть ряд деталей, которые характеризуют обстановку в доме как мещанскую, обывательскую: хозяин сидит «от самовара разморясь», а жена его собирается «фигурять в свете», на газете «Известия» греется котенок, а под потолком верещит «оголтелая канареица». Но особо поэт подчеркивает узость интересов и настроений. Все это, по мнению Маяковского, вещи не просто не допустимые, они опасны для дела революции:
Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
Разинул рот
Да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
Головы канарейкам сверните -
Чтоб коммунизм
Канарейками не был побит!»
Поэт ненавидел все то, что называл мещанством. И не только ненавидел, но и постоянно предостерегал от той опасности, которую оно таят в себе. Мещанство для него такой же давний и ненавистный враг, каким оно было для Горького.
В 1922 году в «Известиях» было напечатано сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся». Стихотворение - своеобразный протест против бюрократии, чиновничества и волокитства. Маяковский использовал в этом стихотворении такие художественные приемы, как гипербола и гротеск. Для названия стихотворения Маяковский использовал неологизм. В самом стихотворении автор рисует бесконечную череду заседаний. Бюрократы заседают до двадцати раз в день, решая пустые вопросы, «разрываются» пополам,, и уже «людей половины» присутствуют одновременно на двух заседаниях сразу. Автор высказывает свое отношение к происходящему, как и вообще к бюрократизму:
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!
Художественными «помощниками» Маяковского в создании сатирических произведений можно назвать следующие художественно-литературные приемы:
• гиперболизация;
• гротеск;
• использование фантастического и невозможного.
Большинство сатирических стихотворений заканчивается жизнеутверждающе, каким-нибудь призывом к искоренению каких-либо недостатков и пороков общества.
Вариант 2
Сатира Маяковского (по стихотворениям <<Прозаседавшиеся>>, <<О дряни>>)
Владимир Владимирович Маяковский - поэт, который всегда откликался на события современности. Для него не было тем, на которые бы не могла откликнуться поэзия. Все было предметом его внимания, если способствовало процветанию Родины. В двадцатые годы бюрократизм захлестнул чиновничество, и Маяковский откликнулся на это зло стихотворением "Прозаседавшиеся".
Чуть ночь превратится в рассеет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Сатирическое обобщение, содержащееся в этом произведении, свидетельствовало об остроте политического зрения автора, о его возросшем мастерстве. Сатирическая сила стихотворения Маяковского рождается из органического сплава реалистической жизненной ситуации с гиперболой, гротеском, фантастикой отдельных картин и образов. Обычная картина являющихся на службу в учреждения служащих - и дождь бумаг, из которых выбирают "с сотни - самые важные!" - для очередного заседания. Совещания следуют одно за другим, одно нелепее другого: театральный отдел заседает с главным управлением по конзаводу, цель другого заседания - решение вопроса о "покупке склянки чернил Гупкооперативом", наконец, уже совершенно невообразимое заседание "А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ко-ма". Лирический герой, добивающийся аудиенции "со времени она", искренне возмущен, его охватывает ярость. Он врывается лавиной на очередное заседание: