Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый художественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А.С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит,, что «чувства добрые» возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, «встрепенется, как пробудившийся орел».
8. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 4)
Вариант 1
Особое место в лирике Пушкина занимает тема любви.
«И жизнь, и слезы, и любовь...» Так разнообразны чувства, о которых пишет А. С. Пушкин в своих стихотворениях о любви. Действительно, понимание и отношение к этому удивительному состоянию человеческой души у поэта в разные периоды его жизни было неодинаковым. Да, наверное, это можно и понять, и объяснить.
В лицейской лирике Пушкина любовь предстает как одухотворяющее страдание. В стихотворении «Желание» он пишет:
Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя?
Мотив любовных радостей и утех, нескромных желаний сменяется в 1816 - 1817 годах мотивами разочарования, любовной печали, уныния.
В период южной ссылки любовь ассоциируется у поэта со стихией жизни, природы, уподобляется вдохновению творчества. В 1820 году на юге была написана элегия «Погасло дневное светило...». В этом стихотворении романтическое разочарование наполнено гуманным содержанием. Прекрасная человеческая душа под влиянием воспоминаний о прошлом волнуется, «кипит» и «замирает», бросается от движения к мертвому покою, а затем вновь к движению. Волнению моря вторит состояние души лирического героя. Это волнение передается своеобразным повторением строки-рефрена:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А. С. Пушкин говорит о том, что «глубоких ран любви ничто не излечило» - всегда будет помниться то, что по-настоящему истинно, что будет ранить, но жить в воспоминаниях.
Замечательное послание «К морю» написано в 1824 году. На первый взгляд, это стихотворение о свободе. Но, оказывается, что свобода - не самая главная человеческая ценность. Любовь сильнее: Могучей страстью очарован, У берегов остался я...
Чары этой любви лишают героя возможности ответить на «зов» моря-друга. Это стихотворение о могучей привязанности одного человека к другому, о близкой душе, которую не могут заменить все блага мира.
1825 год ознаменован написанием двух прекрасных стихотворений о любви - «Сожженное письмо» и «К***» («Я помню чудное мгновенье»). Оба эти произведения представляют любовь как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.
Стихотворение «К***» - послание. Многие видят в нем выражение отношений А. С. Пушкина и А. П. Керн. Но увлечение А. П. Керн послужило для поэта своеобразным толчком, поводом для создания произведения, в котором он обобщил свои взгляды на любовь.
Это стихотворение - гимн красоте любви. Любовь не только обогащает, но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые в русской поэзии А. С. Пушкин так прямо связывает глубоко интимные переживания с духовным обликом человека. Странным кажется на первый взгляд, что у Пушкина образ героини свободен: «голос нежный», «милые» и «небесные черты» - вот она, героиня стихотворения, совершенный образ женской красоты.
Трудно не заметить особенности построения стихотворения: трехчастность произведения. Оно распадается на равные части (каждая по две строфы), соответствующие первому знакомству, годам разлуки и новой встрече с А. П. Керн.
Сравним начальную и заключительную строфы стихотворения. В каждой строке - нежность и восхищение. Через все стихотворение проходит мысль о женском идеале. Если в начале стихотворения это «гений чистой красоты», то в конце, композиционно завершая произведение, звучит:
И божество, и вдохновение,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В памяти остаются слова, из которых соткано «чудное мгновение», образ любимой.
Обратимся к сюжету пушкинского стихотворения: в нем жизнь поэта, его судьба, источник вдохновения. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты...» (первая встреча А. С. Пушкина с А. Керн), «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суета. ..»(годы жизни в Петербурге), «шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты...» (Южная ссылка), «в глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои...» (Михайловское). Гениальность Пушкина состоит в том, что ему понадобилось всего несколько строк, чтобы сказать о пережитом за многие годы.
Мастерство поэта, как мне кажется, кроется и в создании идеалаженственности, которому непременно хочется следовать. А еще нести всебе нежность, тайну, любовь - все то, что дает силу и «вдохновенье».
В 1829 году после неудачного сватовства к Наталье ГончаровойА. С. Пушкин отправляется на Кавказ. Но и здесь все окружающеепронизано памятью об оставленной возлюбленной. Так появляетсястихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла». В нем печальпоэта не имеет ничего тягостного, мучительного:
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой...
Воспоминания рождаются на фоне романтического пейзажа: возвышенная природа Грузии, шум реки. Любовь в этом стихотворении - это потребность и высшее проявление человеческого чувства. Сердце героя «горит» и «любит», потому что это его естественное состояние. Свет этого огня делает звучание стихотворения не только оптимистическим, но и жизнеутверждающим.
Нельзя не остановиться и еще на одном стихотворении поэта, которое называется по первой строчке «Я вас любил». Это стихотворение обращено к Анне Олениной, петербургскому увлечению поэта. В этом стихотворении поэт открывает всю глубину и тайну любви:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Чувство любви еще живет в душе героя, но он не хочет причинять боль и страдание возлюбленной, не найдя ответа на свои чувства в ее сердце. Нет ни упреков, ни мольбы, нет попыток вызвать к себе жалость или сочувствие. Поэт просто прощается со своей возлюбленной:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
В последних строчках этого стихотворения звучит столько душевной силы, так трогательно пожелание испытать настоящую любовь.
Пушкину удалось в таком маленьком стихотворении подняться до огромной высоты понимания истинности любви человеческой, той любви, которая умеет прощать, которая не знает упреков и обвинений, которую отличает благородство и бескорыстие. Это та любовь, о которой мечтает каждый смертный. Это любовь, дающая силы и поднимающая человека.
Вершиной любовной лирики поэта можно считать стихи, посвященные его жене Наталье Гончаровой. В сонете «Мадонна» Пушкин воспевает свою избранницу, называя ее «чистейшей прелести чистейший образец». Поэт восхищается, прежде всего, чистотой души Натальи Гончаровой. В этом стихотворении поэт говорит о божественном смысле семейного счастья.
На протяжении всего своего творчества Пушкин менял представление о любви, Его лирический герой проходит путь - от любви-страдания до любви - самопожертвования, которая лишь одна способна сделать человека, поистине счастливым.
Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый художественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А. С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит, что «чувства добрые» возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, «встрепенется, как пробудившийся орел».
Вариант 2
Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то - горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство.
Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.
Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант - умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах:
Могу ль на красоту взирать без умиленья,
Без робкой нежности и тайного волненья.
Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.
В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.
Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина "Я помню чудное мгновенье...", посвященное А. П. Керн. Здесь, в Михайловском, Анна Петровна и Александр Пушкин увиделись спустя шесть лет после их первой встречи.
Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, о "мимолетном видении", на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это сокровенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим чувством, что мы невольно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты. Всецело отдаваясь охватившему его чувству, поэт предает забвению мелкие житейские заботы, "тревоги шумной суеты", считая их ничтожными, да и ненужными, когда речь идет о любви:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты