Автор: Толстой Л.Н.
Художественный прием антитезы — стержень романа-эпопеи “Война и мир”, пронизывающий буквально все произведение. Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, события двух войн (войны 1805— 1807 годов и войны 1812 года), сражения (Аустерлицкое и Бородинское), социумы (Москва и Петербург, светское общество и провинциальное дворянство), действующие лица. Противопоставлены и два полководца — Кутузов и Наполеон.
Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова, как вдохновителя и организатора побед русской армии. Толстой подчеркивает, что Кутузов — подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Кутузов предстает перед читателем как простой русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец. Главное в Кутузове для Толстого — его кровная связь с народом.
В изображении писателя Кутузов — живое лицо. Вспомним его выразительную фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, углубляясь в психологический анализ. Удивительно человечным и живым делают Кутузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), на военных советах, в Аустерлицкой и Бородинской битвах.
Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколько искажен, не лишен недостатков, причина которых — в неправильных позициях Толстого-историка. Исходя из стихийности исторического процесса, Толстой отрицал роль личности в истории. Писатель высмеивал культ “великих личностей”, созданный буржуазными историками. Он считал, что ход истории решают народные массы. Более того, он пришел к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше. И именно Кутузов выражает эти взгляды Толстого в романе.
Антиподом Кутузова выступает Наполеон. Для писателя Наполеон — агрессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских людей, грабил и уничтожал великие культурные ценности, приказал взорвать Кремль. Наполеон — честолюбец, стремящийся к мировому господству. В первых частях романа автор со злой иронией говорит о преклонении перед Наполеоном высших светских кругов России после Тильзитского мира. Толстой характеризует эти годы как “время, когда карта Европы перерисовывалась разными красками каждые две недели”, и Наполеон “уже убедился, что не нужно ума постоянства и последовательности для успеха”. С самого начала романа писатель ясно выражает свое отношение к государственным деятелям этой эпохи. Он показывает, что в поступках Наполеона, кроме прихоти, не было никакого смысла, но “он верил в себя, и весь мир верил в него”.
Если Безухов видит в Наполеоне “величие души”, то для Анны Павловны Шерер Наполеон — воплощение Французской революции и уже поэтому злодей. Юный Пьер не понимает того, что, став императором, Наполеон предал дело революции. Пьер защищает и революцию, и Наполеона в равной мере. Более трезвый и опытный князь Андрей видит и жестокость Наполеона, и его деспотизм, а отец Андрея, старик Болконский, сетует, что нет Суворова, который показал бы французскому императору, что значит воевать.
Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каждого героя этот полководец занимает определенное место. Надо сказать, что и по отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен, утверждая: “Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит”. Но Наполеон в войне с Россией не был бессилен. Он просто оказался слабее своего противника — “сильнейшего духом”, по выражению автора.
Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдающегося деятеля как “маленького человека” с “неприятно-притворной улыбкой” на лице, с “жирной грудью”, “круглым животом” и “жирными ляжками коротеньких ног”. Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, считающий себя движущей силой исторического процесса. Его безумная гордость заставляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Толстого — “сверхчеловек”, для которого.имеет интерес “только то, что происходило в его душе”. А “все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. Не случайно слово “я” — любимое слово Наполеона. Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме.
Сопоставляя двух полководцев, Толстой делает вывод: “Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды”. Поэтому подлинно велик именно Кутузов — народный полководец, думающий о славе и свободе Отечества.