Смекни!
smekni.com

Теория и практика свободы совести и вероисповедания в Республике Беларусь (стр. 2 из 6)

Знаменитый римский оратор, мыслитель, писатель и политический деятель Цицерон считал, что слово «религия» происходит от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением».

Известный писатель и оратор Лактаций утверждал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определял как союз человека с Богом.

Таким образом, этимология слова «религия» указывает на два основных значения – поклонение и соединение, - которые говорят о религии как о внутреннем союзе, живом единении человека и Бога.

Данное понятие стало входить в обиход с первых веков христианства, показывая, что новая вера – это не суеверие и невежество, а высокая нравственная система.

В настоящее время существует более двухсот определений религии.

Французские просветители Вольтер, Д. Дидро, П. Гольбах были убеждены, что религия есть следствие обмана и невежества людей, её исчезновение обязательно произойдет в результате просвещения народа.

Д. Шлейермахер утверждал, что в основе религии находится сознание зависимости людей от высших сил.

Б. Рассел полагал, что в основе религии находится «страх перед неведомым».

Русские писатели и философы (Ф.М. Достоевский, В.Л. Соловьев, Н.А.Бердяев и др.) видели в религии стержень культуры, ее конституирующую идею как основу и оправдание нравственности, идеального и совершенного.

Современная наука предлагает следующее определение: религия – это сфера духовной жизни, форма общественного сознания, система духовных представлений, взглядов и убеждений людей, на которых строится мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в существование Бога или богов, «священного», то есть той или иной разновидности сверхъестественного, на заложенном природой стремлении людей к высшему, идеальному, совершенному. [11, с. 6-10]

Ст. 3 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» даёт такое определение религии: религия-мировоззрение и мироощущение, а так же соответствующие им поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в сверхъестественное. [5]

В юридической литературе свобода совести рассматривается как правовой институт (т.е. как совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционной свободы совести) либо в качестве субъективного права (т.е. принадлежащего конкретному лицу). Как правовой институт свобода совести представляет собой систему правовых норм, регламентирующих право каждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, право отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду, а также норм, устанавливающих систему гарантий, реально обеспечивающих эти права. При этом должны обеспечиваться равенство всех религий перед законом, невмешательство государства во внутренние дела церкви, а церкви – в дела государства, сохраняться равные права граждан независимо от их отношения к религии во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Понятие «свобода совести» включает в себя свободу вероисповедания и свободу атеизма.

Таким образом, понятие свободы совести можно определить так: свобода совести – это обеспечение в обществе таких условий, которые реально гарантируют личности свободный выбор между религиозным и атеистическим мировоззрением и возможность проявлять свои убеждения. [10, с. 158]

1.2 Роль религии в обществе

Функционирование религии протекает под влиянием включенности её в разнообразные социальные процессы, вызванные к жизни возникновением, становлением, функционированием других социальных институтов. Происходит «накладывание» социальных ролей одного института на социальные роли другого.

Религия и политика. Политика – это, во-первых, деятельность больших социальных групп, классов, личностей, направленная на завоевание и использование власти ради удовлетворения своих коренных интересов; во-вторых, отношения между партиями, классами, национальностями, народами, государствами по поводу властных отношений, в-третьих, отношение отдельных индивидов к политическим партиям, классам, национальностям, народам, государствам. Несмотря на разные предназначения, сферы деятельности, цели и задачи, религия как область сверхъестественного, личных чувств и духовной жизни и политика как область целенаправленной и прагматической деятельности и властных отношений на протяжении долгих веков постоянно соприкасаются друг с другом.

Со времен размежевания политики и религии («отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»), участие религиозных структур в политической и общественной жизни, межнациональных коллизиях, политических и партийных противостояниях стало постоянным и неизбежным. Если религиозная организация утверждает, что она в политической деятельности не участвует, это означает только то, что она не принимает участие в тех формах политической деятельности, которые предлагают государство и имеющиеся в обществе политические силы. В то же время само неучастие в предлагаемых формах политической активности – это своеобразная политическая деятельность, суть которой выражается в политическом бойкоте общепринятых форм политики.

Во многих случаях без учета религиозных факторов трудно понять политические действия в тех или иных странах и регионах. В различных регионах планеты систематически возникают острые социально-политические конфликты (например, в Латинской Америке, Северной Ирландии, Индии), вплоть до военных действий (Иран-Ирак), где главной причиной являются религиозные проблемы.

В ряде случаев религиозная политическая деятельность перерастает в религиозный экстремизм (применении насилия к инакомыслящим). Степень насилия также может быть различной. Религиозный экстремизм может превратиться в религиозную преступность. Религиозные преступления совершают как отдельные лица и религиозные организации, так и отдельные государства. Одним из наиболее ярких проявлений религиозного насилия была «Варфоломеевская ночь» в Париже (ночь 24 августа 1572 года).

В конце ХХ века религиозная преступность неоднократно выражалась в очень жестокой форме. Типичный пример – преступная деятельность религиозных фанатиков из печально известной международной религиозной организации «АУМ Сенрике».

Проявлением религиозной преступности является и фанатизм внутри некоторых конфессий. Имели место случаи, когда в общинах пятидесятников процедура «изгнания бесов» превращалась в истязание несчастных людей. В ряде общин обряды переходили в истерические припадки, а верующие совершали уголовные преступления.

Религия и право. Право – совокупность норм, правил и предписаний, регулирующих жизнь в обществе. Религиозное право – совокупность норм и предписаний господствующей религии, регулирующих отношение людей в обществе, возведенных в закон и охраняемых государством.

На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их можно считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем – индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример – мусульманское право, которое является одной из сторон ислама и называется «шариатом». Таким образом, религиозная правовая система – единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества.

В период феодализма в Европе были широко распространены каноническое (церковное) право и церковная юрисдикция. Каноническое право, как и право религиозной правовой системы, - это право церкви, право общины верующих, однако оно никогда не выступает всеобъемлющей и законченной системой права, а действует лишь как дополнение к светскому праву в данном конкретном обществе и регулирует те вопросы, которые не охватываются светским правом.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения морально-нравственного содержания. Это, например, заповеди Нагорной проповеди Христа – «не убий» и «не укради». При этом следует помнить, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы – это мощный внутренний регулятор социального поведения. Поэтому они являются важными инструментами поддерживания нравственного и правового порядка в современном обществе.

По моему мнению: чем религиознее общество, тем оно легче соблюдает законы.

Религия и мораль. Мораль – это особый фактор регуляции социального поведения. В качестве специфических категорий морали выступает добро и зло. Религиозная мораль – мораль, которая сформулирована и освящена определенной религией.

В своем становлении и развитии религия и мораль теснейшим образом взаимосвязаны. В свое время каждый шаг совершенствования религии являлся определенным прогрессом в нравственной жизни. Сближает религию и мораль также и то, что не только в религиозной, но и в светской жизни существенную роль играет вера в торжество добра и справедливости.

Важнейшим способом утверждения христианских нравственных норм явилось включение их в Библию. Библейские нормы обладают высочайшей значимостью для верующих, ибо их источником является, по мнению христиан, воля Божия.

Главная положительная норма – это требование гуманного отношения к людям. В Библии содержится текст этой нормы: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Многие известные деятели культуры называли данное высказывание «золотым правилом» нравственности.