Вечером я все же поехала к Катаеву с Яншиным, Владимир Владимирович оказался там. Он был очень мрачный и пьяный. При виде меня она сказал: - Я был уверен, что вы здесь будете! " У Катаева собралось человек десять. Сидели в темноте, пили чай с печеньем, вино. По воспоминаниям хозяина вечера, Маяковский был совсем не такой, как всегда: притихший, домашний. В этот вечер он не острил, не загорался, как обычно, хотя все остальные гости были в ударе. Весь вечер Маяковский обменивался записками с Полонской. Вероника Витольдовна в своих воспоминаниях утверждает, что Маяковский был груб, ревновал, даже угрожал раскрыть характер их отношений. В три часа ночи гости разъехались. Как вспоминает Катаев, Маяковский казался очень больным и утомленным, но на предложение хозяина остаться - отказался. Объяснение, начатое накануне вечером у Катаева, продолжилось в комнате на Лубянке утром 14 апреля. Маяковский требовал решить, наконец, все вопросы - и немедленно, грозил не отпустить Полонскую в театр, закрывал комнату на ключ. Когда она напомнила, что опаздывает на репетицию, Владимир Владимирович еще больше занервничал.
Из воспоминаний В. В. Полонской: "... Вл. Вл. быстро заходил по комнате. Почти бегал. Требовал, что я с этой же минуты осталась с ним здесь, в этой комнате. Он говорил, что я должна бросить театр немедленно же. Сегодня же на репетицию мне идти не нужно. Больше того, он сам зайдет в театр и скажет, что я никогда не приду.
... Я ответила, что люблю его, буду с ним, но не могу остаться здесь сейчас. Я по-человечески люблю и уважаю мужа и, поэтому, не могу поступить с ним так.
И театр я никогда не смогу бросить... Вот и на репетицию я должна обязательно пойти, и я пойду на репетицию, потом домой, скажу все... и вечером перееду к нему совсем. " Но Владимир Владимирович был не согласен с этим. Он продолжал настаивать на том, чтобы все было немедленно или совсем ничего не надо. " Полонская ушла. Маяковский отказался ее проводить, только дал двадцать рублей на такси. Но едва она притворила дверь, как раздался выстрел. Какое-то время (ей показалось, что целую вечность) , она боялась войти в квартиру... Она застала его еще живым, он еще пытался поднять голову, но глаза уже были безжизненны. Человек, добровольно уходящий из жизни, уносит с собой тайну ухода. Никакие объяснения (в том числе и его собственные) , не в силах проникнуть в эту тайну.
Что явилось истинной причиной самоубийства?
На этот вопрос не может быть, на мой взгляд, однозначного ответа. Так причиной тому мог послужить разрыв с Яковлевой, и не находивший завершения роман с Полонской, и заграничная поездка Бриков...
Читая предсмертную записку Маяковского, невольно всплывают в памяти строки из поэмы, оказавшиеся пророческими: "Последним будет твое имя, запекшееся на выдранной ядром губе. " "Лиля! Люби меня! " - это последняя строка в предсмертном письме.
Заключение
Привязанность Маяковского к Лилии Юрьевне была настолько сильна, что мешала ему в общении с другими женщинами, даже после того, как в 1925 году изменился характер их отношений. Н. А. Брюханенско, с которой у Маяковского тоже была связь, вспоминает его слова: " Я люблю только Лилию. Ко всем остальным я могу относиться только хорошо или очень хорошо, но любить я уж могу на втором месте. " Есть женщины, которые заколдовывают мужчин навечно. От них невозможно освободиться. Такой женщиной в жизни Маяковского была, несомненно, Лиля Брик.
"Я люблю, люблю, несмотря ни на что и благодаря всему, любил, люблю и буду любить, будешь ли ты груба со мной или ласкова, моя или чужая. Все равнолюблю. Аминь.". Эти строки Маяковского, написанные в дневнике в 1923 году, обращены, конечно же, к Лили Юрьевне Брик.
И все-таки, что же такое лирика Маяковского? Мне кажется, что я
постаралась найти ответ на этот вопрос, изучая личную жизнь поэта.
Теперь, перефразирую самого же В.В.Маяковского, скажу:
"Любовная лирика - это сердце всего его творчества".
Возможно я и ошибаюсь, но мне кажется, что если бы даже
Маяковский не создал ничего, кроме поэм "Облако в штанах",
"Флейта-позвоночник", "Про это", "Люблю" и стихотворных посвящений
Л.Ю.Брик и Т.А.Яковлевой, он и тогда бы вошел в классику русской
литературы и занял бы там достойное место.
Список литературы
1. П. К. Сербин. "Изучение творчества Владимира Маяковского".
"Молодая гвардия" 1978.
2. В. Перцов. "Маяковский. Жизнь и творчество". М., 1976.
3. Б. Янгфельдт. "Любовь - это сердце всего".
4. Ал. Михайлов. "Маяковский" ЖЗЛ. Изд.: М., Молодая гвардия", 1988.
5. Ю. Карабчиевский. "Воскресение Маяковского", Изд.: М. "Советский писатель", 1990.
6. Маяковский В. В. Соч. в 2-х т. - М., 1988 - т. II.
7. Литературное обозрение" - 1993 г. N 9/10, N 6.
8. "Вопрос литературы". 1993, - вып. IV.
9. "Огонек", 1993 г. N 29.
10. "Литературная газета", 1996 г. - 10 апр.
Верю в Солнце Завета,
Вижу зори вдали,
Жду вселенного света
От вселенной земли.
А.А. Блок
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
С.А. Есенин
Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать,
Не целуй меня, усталую,-
Смерть придёт поцеловать.
А.А. Ахматова
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится , что можно быть смешной-
Распущенной- и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
М.И. Цветаева