Смекни!
smekni.com

Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова

Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова

Автор: Лермонтов М.Ю.

Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова занимают свою особую нишу, хотя о них и не так часто говорят. Однако в своем главном стихотворении, посвященном России, Лермонтов самым «дорогим сердцу» образом называет именно народную Россию, с ее непростым, суровым, но истинно русским бытом.

К старине и народным обрядам у Лермонтова было особое отношение. Достаточно будет отметить, что воспитывался он в деревне, у бабушки, и с тех пор навсегда полюбил природу, сумел разглядеть красоту простой крестьянской жизни. Позже, погрузившись уже в светскую жизнь, в решение главных и насущных вопросов общества, Лермонтов часто ловил себя на мысли:

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться—памятью к недавней

старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком;

и кругом Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей...

Величие, мудрость и чистоту старины писатель хотел сохранить в настоящем и донести до будущего. Порой художник тоскует и жалеет о былом величии русского народа, несколько утерянном в современном обществе. Вспомним известное стихотворение Лермонтова «Бородино», где он сравнивает предков с богатырями, воспевая их физическую и духовную силу.

Лермонтов не выделял отдельных циклов, фольклорные мотивы как-то незаметно вливаются и звучат во всем его творчестве. Вот несколько удивительно мелодичных названий его произведений, которые говорят сами за себя — «Баллада», «Русская песня», «Русская мелодия», «Казачья колыбельная песня», «Еврейская мелодия», «Приветствую тебя, воинственный славян», «Три пальмы» (восточное сказание) и т. д.

Народные предания и легенды сопровождают человека с самого рождения, чтобы напитать его душевной и природной красотой. Необъяснимая тайна древности по-прежнему будоражит его воображение и вдохновляет в творчестве или в жизни. В своем стихотворении «Жена Севера» Лермонтов использовал именно этот сюжет.

Покрыта таинств легкой сеткой,

Меж скал полуночной страны,

Она являлась нередко

В года волшебной старины,

И Финна дикие сыны Ей храмины сооружали.

Все путники и просто любопытные жители, кто стремился хоть одним взглядом посмотреть на это таинственное божество, умирали. И только скальды оставались невредимыми:

Они платили песнопеньем

За пламенный восторга час.

Рассуждая о мифологических образах в творчестве художника, необходимо оговориться. Как известно, у Лермонтова существует несколько стихотворений с очень характерными названиями, такими, например, как: «Мой демон», «Ангел», более крупные произведения — поэмы «Демон», «Ангел смерти». Но их сюжеты восходят не к фольклорным мотивам, а скорее к библейским легендам и олицетворяют у автора не народные символы или образы, а мировые.

Однако у Лермонтова встречаются и языческие народные образы - ведьмы, русалки, великаны — это те потусторонние силы, которые не имеют огромной власти над человеком, а лишь испытывают, искушают его, но, бывает, и помогают.

Лермонтов часто обращался и к тем фольклорным образам, которые никогда не стираются в памяти людей, но остаются насущными, живыми и актуальными для человеческого сознания во все времена — преданная и благородная любовь (стихотворение «Незабудка»), уважение к своим предкам («Желание»), Природа, самобытно-национальные характеры, история народа.

У Лермонтова есть автопортрет в стихотворении «Русская мелодия». В нем автор рисует собственный образ — певца, но не со знакомой всем лирой, а другим родным и близким певцу инструментом.