Сейчас РјРЅРµ представляется, будто тогда РјС‹ наивно Рё хмельно играли РІ жмурки, ловя нечто очень нужное СЃ завязанными глазами. Р? РїСЂРё этом смеялись, хлопали РІ ладоС?Рё, радовались — те, кто стоял РІРѕРєСЂСѓРі. Рђ те, кто метался РІ центре, — те РЅРµ смеялись. РќРѕ РјС‹ ничего РЅРµ замечали: нас распирало ощущение победного торжества.
Р’ этой «игре» СЃ завязанными глазами СЂСѓС?илась старая культура Рё создавалась новая. Отрицание РїСЂРѕС?лого Рё всего, что хоть чем-то напоминало РѕР± этом РїСЂРѕС?лом, было столь всеобщим, нетерпеливым Рё современным, что РЅРёРєРѕРјСѓ Рё РІ голову РЅРµ могло прийти печалиться РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ разруС?аемой Триумфальной арки, снесенных РїРѕ непонятной прихоти Молоховских РІРѕСЂРѕС‚ или взорванного храма Христа-Спасителя. Нет, РєРѕРјСѓ-то конечно же приходило, кто-то страдал, Р° кто-то Рё действовал (ведь спасли же, РІ конце концов, Триумфальную арку!), РЅРѕ это — РІ стороне РѕС‚ потока, РѕС‚ РіСЂРѕРјР° аплодисментов, рева труб, грохота барабанов Рё торжествующего Р·РІРѕРЅР° песен: «Нам ли стоять РЅР° месте, РІ СЃРІРѕРёС… дерзаниях всегда РјС‹ правы…» Существует атмосфера праздника: РјС‹ выросли РІ климате праздника.
…А вам РЅРµ кажется, что РІ праздники люди перестают думать? Вспоминать Рѕ потерях, горестях, нехватках, недостатках, болях, печалях? РќРё Рѕ чем таком, естественно, РЅРµ вспоминают РІ праздники, РґР° Рё сами-то праздники, вероятно, возникли, РєРѕРіРґР° люди вырывались РёР· трудностей хотя Р±С‹ РЅР° время. РќРѕ представьте, Рѕ чем думают РЅР° свадьбе, Р° Рѕ чем — РЅР° похоронах: какой простор для размыС?лений, РЅРµ правда ли? Р? это закономерно: трагедия учит, Р° комедия поучает. Нет, СЏ совсем РЅРµ против праздников, РѕРЅРё необходимы, как радость, РЅРѕ давайте РІСЃРµ же помнить, что РІ праздники РјС‹ сентиментальнее, снисходительнее Рё глупее, чем РІ будни…
Мы спускаемся в жизнь с коня материнских колен.
Рто — так. РќРѕ для чего? Чтобы вступить РІ Р±РѕР№ или попросить пощады? Сорвать цветок для любимой или помочиться РІ СЂРѕРґРЅРёРє? Заслонить СЃРѕР±РѕСЋ РґСЂСѓРіР° или потискать девку?
Цель, ради которой мы спускаемся в жизнь с коня материнских колен, определяется отцами. Мать дарует нам силу и здоровье для этой отцовской цели, если мы — плод любви, а не потливой похоти. На этой взаимосвязи любви и долга доселе держится мир.
Без колебаний РїСЂРёРЅСЏРІ Великую Октябрьскую революцию, РјРѕР№ отец был РІСЃРµ же сыном отвергаемой культуры. РЇ СѓР¶ РЅРµ РіРѕРІРѕСЂСЋ Рѕ бабуС?РєРµ Рё маме — женщины вообще консервативнее, Р° ведь именно РѕРЅРё создают тот особый РґСѓС… семьи, который РјС‹, однажды РІРєСѓСЃРёРІ, РЅРѕСЃРёРј РІ себе РґРѕ последнего часа. Р? так было РІРѕ всех семьях, инерционно стремивС?РёС…СЃСЏ передать нам нравствен-ность вчераС?него РґРЅСЏ, тогда как улица — РІ самом С?РёСЂРѕРєРѕРј смысле — уже победно несла нравственность РґРЅСЏ завтраС?него. РќРѕ это РЅРµ рвало нас РЅР° части, РЅРµ сеяло дисгармонии, РЅРµ порождало конфликтов: это РґРІРѕР№РЅРѕРµ воздействие РІ конечном итоге Рё создало тот сплав, который так Рё РЅРµ смогла пробить крупповская сталь.
Конечно, воспитывает РЅРµ только РІРЅРµС?РЅСЏСЏ Рё внутренняя среда, Р° СЃСѓРјРјР° самых неожиданных Рё труднопредсказуемых влияний, СЃСѓРјРјР° авторитетов семьи, РґРІРѕСЂР°, улицы, детских Рё взрослых коллективов. Воспитание РЅРµ профессия, Р° призвание, талант, дар божий. Р? этим благородным божьим даром была щедро наделена РјРѕСЏ бабуС?РєР°. Легкомысленная, РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ унывающая фантазерка СЃ детской РґСѓС?РѕР№, живостью Рё фигуркой девуС?РєРё.
…Я сижу РІ больС?РѕР№ комнате Рё, высунув РѕС‚ старания язык, раскраС?иваю командирскими карандаС?ами иллюстрации РІ пухлом комплекте «Нивы». БабуС?РєР° СЃРёРґРёС‚ СЂСЏРґРѕРј, РєСѓСЂРёС‚ длиннейС?СѓСЋ махорочную самокрутку Рё раскладывает больС?РѕР№ королевский пасьянс. Р’С…РѕРґРёС‚ мама СЃ плачем Рё пустой РєРѕСЂР·РёРЅРєРѕР№.
— Беспризорники вырвали Сѓ меня весь РЅР°С? хлеб!
БабуС?РєР° невозмутимо выпускает огромный клуб махорочного дыма (РІ ту РїРѕСЂСѓ еще РЅРµ ведали, что курить вредно).
— Рлечка, РІСЃРµ трын-трава, испанский РјРѕС…. Р?нтересно, РєСѓРґР° же РјРЅРµ девать девятку треф?
— Твое легкомыслие, мама, переходит РІСЃРµ границы. РњС‹ РЅРµ СѓРІРёРґРёРј хлеба РґРѕ завтраС?него РґРЅСЏ!
— Мы РЅРµ СѓРІРёРґРёРј хлеба РґРѕ завтраС?него РґРЅСЏ, Р° сколько дней его РЅРµ видели эти немытые гавроС?Рё? Перестань лить слезы, Рля, Рё скажи, РєСѓРґР° же РјРЅРµ девать эту несчастную девятку треф?..
Рто — бабуС?РєР°.
Если выдвинуть РЅР° середину комнаты самую больС?СѓСЋ кровать, Р° РЅР° нее положить кверху ножками обеденный стол, то получится корабль. Рђ если попросить бабуС?РєСѓ стать королевой, то РѕРЅР° через минуту войдет РІ комнату царственной РїРѕС…РѕРґРєРѕР№ Рё СЃ РєРѕСЂРѕРЅРѕР№ РЅР° голове.
— Кто ты, о чужеземец?
— Я СЂРѕРґРѕРј РёР· Генуи, РІР°С?Рµ величество, Рё Р·РѕРІСѓС‚ меня Христофор Колумб…
Р? тут появляется незапланированная мама.
— Боже мой, что происходит?
— Я отправляю РІ великое плавание Христофора Колумба, Рля, — торжественно РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Р?забелла Р?спанская. — Только РЅР° таких каравеллах Рё можно открыть еще РЅРµ открытые Америки.
Рто — бабуС?РєР°.
…— Рля, РІ Преображенской церкви дают керосин. Где РЅР°С? Р±РёРґРѕРЅ?
Р?счезли керосин Рё сахар, РєСЂСѓРїС‹ Рё постное масло, спички Рё соль. Рђ хлеб стал выдаваться РїРѕ карточкам. Прекрасный черный хлеб, РѕС‚ запаха которого Сѓ меня Рё сейчас перехватывает горло, тогда распределялся пайками (ударение РЅР° первом слоге). Пайка хлеба — полфунта. Двести граммов.