Автор: Васильев Б.Л.
(II вариант)
Васильев Борис Львович родился 21 мая 1924 года в семье командира Красной Армии в городе Смоленске на Покровской горе. Член КПСС с 1952 года. Добровольцем ушел на фронт. Отец его был кадровым командиром. В 1969 году Б. Васильев написал повесть “А зори здесь тихие...”, в 1974 году — роман “В списках не значился”, которые посвящены теме Великой Отечественной войны.
Современная проза о войне примечательна многообразием тем и жанров. Но при всем этом разнообразии авторских подходов и стилей особого внимания заслуживает единство современной советской литературы о войне в той ее части, которая раскрывает секреты нашей победы, объясняет причины и истоки подвига народа.
Интересно отметить, что за последнее время появилось много книг о войне, герои которых вынуждены действовать в особо трудных условиях: то в условиях внезапного окружения, то сдерживая отчаянный натиск врага. То есть писатели создают образы людей, которые перед лицом страшной опасности, как “при свете дня”, раскрывают душевные качества, воспитанные в них новым строем, — именно те, которые и определили победоносный исход войны.
Это прежде всего — максимальная отдача сил, вызванная ясным и неукоснительным пониманием своего личного долга, где бы ни оказался боец.
В повести Бориса Васильева “А зори здесь тихие...” трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу. Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц.
Сильное эмоциональное впечатление, которое эта повесть производит при первом чтении, еще более возрастает, когда начинаешь читать ее аналитически. Оказывается, она чрезвычайно коротка: немногим больше тридцати журнальных страниц! Это значит (поскольку содержание ее видится огромным), что в данном случае лапидарность произведения соответствует глубинной специфике искусства: автор остановил наше внимание лишь на тех моментах действительности, которые общеинтересны и способны взволновать каждого лично, и до минимума свел элемент безлично-информационный.
Максимальное раскрытие возможностей человека в своем деле, которое вместе с тем и одновременно является народным делом, — таков смысл обобщения, извлекаемого нами из истории страшной и неравной борьбы, в которой победили раненный в руку Басков и погибшие все до одной его девушки, которым еще только предстояло узнать радость любви, материнства.
“Одно знал Басков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать...
И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Вас-ков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия”. Таким образом, небольшая по числу страниц повесть Б. Васильева дает большие основания для многоаспектного и серьезного разбора идейно-художественных достоинств современной советской литературы.
Но здесь о ней говорилось лишь в связи с тем, что книги о войне убедительно раскрывают такой секрет нашей победы в Великой Отечественной войне, как массовая инициатива советских людей всюду, где бы им ни довелось сражаться, — выковывая ли победу в тылу, сопротивляясь захватчикам в плену и в оккупации или воюя на фронте.
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле.
“А зори здесь тихие...” Эта повесть Бориса Васильева произвела на меня сильное впечатление. Она поразила своей глубиной и важностью поднятых проблем.
Интересна манера писателя: он нигде не обрушивает потока слов в адрес героев, не дает их прямых характеристик, как бы желая, чтобы мы сами разобрались в них.
Повесть заставляет над многим задуматься. Самое главное в ней — она не оставляет нас равнодушными.