Смекни!
smekni.com

Анализ содержания тенденций развития института прав и свобод человека в России (стр. 3 из 6)

Поскольку данная классификация построена на основе иерархии правовых актов и содержащихся в них норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в зависимости от их юридической силы, каждая из названных групп, по сути, составляет один из относительно самостоятельных уровней правового статуса личности.

Среди прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в зависимости от времени их появления в юридической науке выделяют первое, второе и третье поколение прав, свобод и обязанностей. К первому поколению, относятся большинство личных или гражданских, политических, а также некоторые имущественные и правозащитные или правоохранительные права, свободы и обязанности.

Второе поколение привело к закреплению в конституциях и отраслевом законодательстве экономических и социальных прав, свобод и обязанностей.

К третьему поколению прав, свобод и обязанностей относят культурные, национально-культурные и национальные, а также экологические и с некоторых пор и права в сфере информации.

Перечисленные три поколения выделены с учетом исторического развития мирового конституционного процесса. Вместе с тем в истории каждой национальной правовой системы возможно вычленение своих этапов конституционного развития[19].


II РАЗВИТИЕ В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ ИДЕЙ ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

2.1 Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.

Права человека, которые, несомненно, представляют собой социальную ценность, могут быть предметом не только идеологической дискуссии, но и рационально-научной, в данном случае юридической, интерпретации. Тут принципиальное значение имеет не то, являются ли права человека и другие ценности, релевантные государственно-правовой сфере, собственно юридическими или носят более широкий, универсальный, моральный характер, а то, поддаются ли они юридической интерпретации[20].

Любая социальная ценность, неюридична. Дело в том, что ценность в своём деятельностном аспекте, т.е. функционирующая в качестве ориентира для деятельности, обладает весьма ограниченным и своеобразным регулятивным потенциалом. Ценности – это не четкие нормы и стандарты поведения, а определенные идеалы, задающие только общую направленность деятельности, но не её конкретные параметры.

Ценность определяет конечную цель, которая требует реализации. Ценность как бы санкционирует деятельность, но не предлагает других критериев легитимации образующих её действий, кроме их эффективности в отношении достижения этого результата. Таким образом, ценность-цель оправдывает любые средства, лишь бы они были эффективны в заданных обстоятельствах, а ценность-средство является таковой поскольку способствует достижению ценности-цели.

Возможность именно юридического истолкования той или иной ценности (сведения её к принципу права) зависит от её содержания, от того, заключает ли она в себе элементы именно правовой нормативности, что в свою очередь, обусловливается типом правопонимания, в рамках которого предпринимаются попытки такого истолкования.

Таким образом, права человека, изначально взятые как ценность, и идея их приоритета в системе ценностей нуждаются в юридической интерпретации в качестве принципа верховенства прав человека, что предполагает выявление его регулятивного смысла и обоснование адекватных ему параметров правопорядка[21].

Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав», под которым понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников[22].

Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов власти.

В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно («каждый имеет право на жилище»), другие — как гарантия («гарантируется свобода массовой информации»), третьи — как объект охраны или защиты со стороны государства или закона («право частной собственности охраняется законом», «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»). Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста (ст. 22).Однако наряду с таким «попутным» решением проблемы гарантий прав Конституция содержит специальные статьи (ст. 45—54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия[23].

Общие гарантии - сам конституционный строй, основанный на соблюдении Конституции, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права; развитой экономический строй, состояние экономики страны; состояние политического режима.

Специальные гарантии - закрепленные в Конституции механизмы, средства - гарантии основных прав и свобод и деятельность конституционно-уполномоченных органов и лиц по обеспечению прав и свобод[24].

Общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, неотчуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61[25].

Наиболее обстоятельно в Конституции закреплены гарантии прав человека в тех случаях, когда речь идет о привлечении его к уголовной

ответственности, о лишении его свободы (ст. 46 – 54). Система гарантий состоит из экономических, политических, социально-нравственных и юридических гарантий.

Экономические гарантии – это закрепленные конституцией формы собственности и основанная на их базе система хозяйствования;

Политические – система органов государства и общественно-политических организаций, призванных привлекать граждан к управлению государством и обществом;

Социально-нравственные – это социальная справедливость и совесть, позволяющие гражданам правильно понимать права, свободы и обязанности, правильно ими пользоваться и исполнять;

Юридические гарантии – закрепление прав, свобод и обязанностей нормами права и обеспечение их всей правоохранительной деятельностью государства[26].

Цели ограничений прав Конституция РФ установила в ч. 3, ст. 55, в которой закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Важными принципами статуса личности являются равенство и равноправие. Равенство – характеризует правовой статус личности. В ст. 19 выделены основные его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человек и гражданина; равные права и свободы мужчин и женщин. Это понимается как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни недостижимо.

В нескольких статьях Конституции РФ закреплены общепризнанные в цивилизованном мире гарантии, имеющие также значение принципов демократического правосудия. Эти гарантии лежат в основе уголовно-процессуального законодательства и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия — это гарантии свободы личности, отсюда вытекает необходимость конституционного уровня закрепления этих гарантий. Борясь с преступностью, государство может и должно лишать свободы тех, кто нарушает уголовно-правовое законодательство, но оно обязано делать это с соблюдением демократической процедуры, установленной законом[27].

Гарантии личных прав человека:

1) Право на жизнь (ст. 20 КРФ) - Право, находящееся под максимальной правовой защитой. Именно таким образом оно закреплено в международных документах, где четко определяются случаи, ограничивающие это право;

2) Право на достоинство (ст. 21 КРФ) – Гарантии этого права предусмотрены многими законодательными актами: «Закон о средствах массовой информации»; Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание за оскорбление (ст. 130), доведение до самоубийства (ст.110) и т.д.;

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 21 КРФ) – Уголовное и уголовно-процессуальное законодательство четко формулирует случаи, когда человек может быть лишен свободы – все эти ограничения должны соотноситься с целями и условиями, при которых могут ограничиваться эти права. Конституция запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина;

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23-24 КРФ);