Смекни!
smekni.com

Путешествия Гулливера Дж. Свифта в критике (стр. 2 из 2)

«…В моменты наибольшего прозрения Гулливер – не кто иной, как сам Свифт», - сказал Оруэлл в «Политике против литературы». По его мнению, «Путешествия» - это своеобразная месть автора, спрятавшегося под маской Лемюэля, современному обществу. Зачастую Оруэлл, анализируя мысли и поступки героя, говорит не «Гулливер», а «Свифт», и объясняет определенные ситуации, опираясь на факты из жизни самого автора, его характер, взгляды. Я считаю, создатель «Скотного двора» слишком строг в своих оценках. Не стоит упрекать Свифта в его мизантропии. Он не исказил реальность в своих картинах мира, а просто рассмотрел (да и то далеко не все) пороки человечества сквозь увеличительное стекло. В конце концов, надо указывать на недостатки, а не закрывать на них глаза.

Справедливости ради следует заметить, что Оруэлл был только против политики, которую выдвигал Свифт, сам же роман, по его мнению, это великое произведение искусства.

«Свифту не была дана обычная житейская мудрость, но дана была грозная интенсивность видения, способного извлечь (…) какую-то одну потаенную истину», - так объяснил он успех «Путешествий Гулливера»1.

1. [Оруэлл Д. Политика против литературы. Взгляд на "Путешествия Гулливера" ]

III. Тайны Свифта.

Об «интенсивности видения» и «потаенных истинах» и пойдет далее речь. В одном из выпусков журнала «Техника – молодежи» три статьи сразу посвящены Джонатану Свифту, где авторы поочередно обнаруживают, анализируют и решают оставленные для читателя загадки в романе.

В первой статье юный физик Евгений Крючников отметил ряд особенностей, которые поразили его в третьей части «Путешествий». Во-первых, это геометрия Лапуты. Описание ее будто вышло из-под пера современного писателя-фантаста, а не человека, который жил четверть тысячелетия назад и понятия не мог иметь о летающих тарелках и.т.д. Во-вторых, описание механизмов летучего острова весьма наукообразное. Непонятно только, как могла возникнуть идея магнитного двигателя в те времена, когда само понятие "двигатель" еще не существовало, а все транспортные устройства перемещались лишь мускульной силой да парусами?

И последней тайной является, конечно, замечательное открытие лапутянских астрономов. Откуда Свифт знал о существовании 2х спутников Марса, если открыли их только в 1877 году?1

В. Вилинбахов во второй статье дает ответы на первые два вопроса. Описание Лапуты, по его мнению, основано на документальных материалах – свидетельствах очевидцев неопознанных летающих объектов. «Первоисточником» же магнитного двигателя можно считать работу современника Свифта физика Уильяма Гильберта "О магните, магнитных телах и великом магните Земли". Отсюда, по мнению многих комментаторов Свифта, не так уж далеко и до магнитного "сердца" Лапуты.2

1.[Крючников Е. «Откуда взялась Лапута?»]

2. [Вадим Вилинбахов “из старинных легенд?!»]

Третья статья – комментарии научного отдела фантастики. В том, что Свифт предсказал существование 2х спутников Марса, авторы не видят ничего особенного. Во-первых, по их словам, фантаст на то и фантаст, чтобы интуитивно угадывать. Подобного рода предсказания сбывались и у Жуля Верна, и у А. Толстого, и у Чапека. Во-вторых, во времена Свифта были сделаны революционные открытия, и многие астрономы, придерживаясь правила Воде - Тициуса, и воодушевленные открытием Галилеевых спутников Юпитера, часто приходили к мысли, что у Марса спутников именно 2.

«…В "Путешествиях Гулливера", по всей видимости, нет никаких тайн, основанных на утерянных для нас знаниях», - подвели итог авторы последнего комментария, но тут же добавили, что под описанием процесса возвращения капитана Гулливера из предыдущего путешествия, «подписался бы любой астронавт "Аполлонов".1

1. [Комментарий отдела научной фантастики «Согласно законам жанра»]

IV. Жанр и композиция романа.

Итак, по словам научного отдела фантастики, Свифт – фантаст, следовательно «Путешествия Гулливера» - роман фантастический. Казалось бы, все просто и логично. Но почему тогда именно это произведение исключительно редко упоминается в исследованиях, обращенных к проблеме жанра? О. А. Джумайло поясняет: «книга Свифта не укладывается в типологические схемы, принуждая исследователей делать многочисленные оговорки».

Формальные черты произведения, такие как злободневная современность, публицистичность, полемика с различными философскими, религиозными, идеологическими, научными школами, свобода сюжетного и философского вымысла, испытание правды, синкриза, утопический элемент и пр., указывают на традицию менниповой сатиры. Однако, основной пафос жанра (в широком смысле) здесь утерян, т.к. карнавальное мироощущение, названное «скрепляющим началом» меннипеи, весьма недвусмысленно отсутствует, более того в произведении царит прямо противоположная стихия1.

Фантастика, развивавшаяся до эпохи Просвещения в русле мифологии либо религии, более не удваивает действительность введением особого мира, а предлагает свой фантастический мир как обобщенную модель единственной реальности или "альтернативный мир", где история по той или иной причине пошла другим путем. Примером такого мира могут служить, например, миры Свифта. И.И. Чекалов отмечал: "В гротескно-сатирическом описании всех трех стран, которые посещает Гулливер перед своим заключительным путешествием, содержится контрастирующий момент - мотив утопии, идеального общественного устройства. Этот мотив используется и в функции, собственно ему присущей, т. е. является способом выражения положительных взглядов Свифта; как авторская идея в чистом виде, он с трудом поддается вычленению, ибо на него всегда падает отсвет гротеска».2 ________________________________________________________________________

  1. [Джумайло О. А. «Мотив движения в «Путешествиях» Дж. Свифта» ]
  2. [Чекалов 1991:52]

Несмотря на то, что в «Путешествиях Гулливера» есть черты романа-утопии, полностью к этому жанру их отнести нельзя.

Были исследователи, которые нашли в книге Свифта признаки героического эпоса, революционного пафоса, бунтарства. "При всем пессимизме, - отмечал В. Дубошинский, - герою Свифта удалось увидеть тени великих предков..., в которых воплотились бессмертные традиции тираноборства, величие мысли». Такой эпизод как восстание населения Линдалино, решившего коренным образом изменить государственное устройство Больнибарби, «составляет несатирический пласт повествования, придающий особое значение роману»1.

Итак, книга Свифта не вмещается в рамки какого-то одного жанра. Автор соединил элементы утопии, дидактики, фантастики, аллегории и сказки.

1.[Дубошинский И.А. Свифт 1991: 705]

Заключение.

Бесспорно, «Путешествия Гулливера» уникальное произведение. Проявляется это хотя бы в том, что оно обладает неким «эффектом медали». Читаешь в детстве приключения Лемюэля и веселишься, а берешь книгу в руки через 10 лет и воспринимаешь её совсем по-другому.

На мой взгляд, словами А. Ингера можно наиболее точно подвести промежуточный итог «жизни» романа Дж. Свифта: «Во времена викторианской Англии (вторая половина XIX в.) книгу объявили непристойной и грязной, ее сокращали, печатали без последней части и в дистиллированных пересказах, чтобы превратить в безобидную сказку для малышей. Но за последние полвека человечество, пережившее две мировые войны, коричневую фашистскую чуму и трагедию Хиросимы, было столько раз на волосок от гибели, что люди, казалось бы, сделали все возможное, дабы подтвердить справедливость прогнозов сатирика, а объявленный безумцем выглядит теперь мрачным пророком. Во всяком случае, именно в наши дни, через двести пятьдесят лет после выхода этой книги, она менее всего вызывает к себе почтительное равнодушие, как то нередко наблюдается по отношению к классике, о которой следует что-то знать, дабы при случае обронить несколько слов, но которую но спешат перечесть. Оставаясь любимым чтением детей, она в полном своем объеме адресована взрослому мыслящему читателю, потому что посвящена самым коренным проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, его существование». 1

1. Ингер А. [«Несколько слов о Дж. Свифте и о том…»]

Список использованной литературы:

1. Непомнящий Н.Н. «Странники Вселенной» - М,1999. - 544 с.

Бугров В. «Бесконечные гулливеры».- «Уральский следопыт»1976.- № 10.- С. 69-70.

2. Автор неизвестен «Отступление, повествующие о путешествиях Лемуэля Гулливера…» -

http://b23.ru/wn9 ред. 23.02.2008

3. Машевская И. «Нулевой персонаж "Путешествий" Джонатана Свифта» // http://b23.ru/w3n

4. Ингер А. «Несколько слов о Дж. Свифте и о том…» // http://b23.ru/w3e

5. Оруэлл Д. Политика против литературы. Взгляд на "Путешествия Гулливера" // http://b23.ru/w3c

6. Крючников Е. «Откуда взялась Лапута?» // http://www.litru.ru/?book=78914

7. Вадим Вилинбахов “из старинных легенд?!» // http://b23.ru/w3e

8. Комментарий отдела научной фантастики «Согласно законам жанра» // http://b23.ru/w33

9. Джумайло О. А. «Мотив движения в «Путешествиях» Дж. Свифта» // http://b23.ru/w3k .

10. Муравьев В. Путешествие с Гулливером. (1699-1970). - М.: Книга, 1972. - 207

11.Чекалов И.И. Творчество Джонатана Свифта // История зарубежной литературы 18 в.: Учебник / Под ред. З.И. Плавскина - М.: Высшая школа, 1991. - 335 с. - С. 48-59

12.Дубошинский И.А. Свифт // Краткая литературная энциклопедия: В 7 т. / Под ред. А. Суркова. Т.6. - М.: Сов. Энциклопедия, 1971. - С. 705-710