К шакалам над обвалом,
Козою сокрушенным
Иль Бальмонта кинжалом,
Кинжалом не лежалым,
Что машет здесь и там,
Всегда с одним азартом
По безднам и хвостам,
Химерам и Астартам,
Туда, меж колоколен,
Где был Валерий болен,
Но так козой доволен
Над розовым затоном,
Что впился скорпионом
В нее он здесь и там.
О бедный Роденбах,
О бедный Роденбах,
Один ты на бобах...
9. В МОРЕ ЛЮБВИ
Сонет
Моя душа оазис голубой.
Бальмонт
Моя душа эбеновый гобой,
И пусть я ниц упал перед кумиром,
С тобой, дитя, как с медною трубой,
Мы все ж, пойми, разъяты целым миром.
О будем же скорей одним вампиром,
Ты мною будь, я сделаюсь тобой,
Чтоб демонов у Яра тешить пиром,
Будь ложкой мне, а я тебе губой...
Пусть демоны измаялись в холере,
Твоя коза с тобою, мой Валерий,
А Пантеон открыл над нами зонт,
Душистый зонт из шапок волькамерий.
Постой... Но ложь - гобой, и призрак - горизонт.
Нет ничего нигде - один Бальмонт.
10. <В. В. УМАНОВУ-КАПЛУНОВСКОМУ>
<В альбом автографов>
Как в автобусе,
В альбоме этом
Сидеть поэтам
В новейшем вкусе
Меж господами
И боком к даме,
Немного тесно,
Зато чудесно...
К тому же лестно
Свершать свой ход
Меж великанов,
Так гордо канув
Забвенью в рот.
11.
Скучно мне сидеть в мурье,
И, как конь голодный к сену,
Я тянусь туда, на Сену,
Я тянусь к Leon Vannier. {*}
{* Пояснение см. в примечаниях.- Ред.}
12. <К ПОРТРЕТУ АННЕНСКОГО РАБОТЫ КУРБАТОВА>
Мундирный фрак и лавр артиста
Внести хотел он в свой девиз,
И в наказанье он повис
Немою жертвой трубочиста.
ПРИМЕЧАНИЯ
Список условных сокращений, принятых
в примечаниях и разделе "Другие редакции и варианты"
ГПБ - Отдел рукописей Гос. Публичной библиотеки имени M. E.
Салтыкова-Щедрина (Ленинград).
КЛ - Анненский И. Кипарисовый ларец: Вторая книга стихов. Посмертная.
М.: Кн. изд-во "Гриф", 1910.
КЛ 2 - Анненский И. Кипарисовый ларец. Вторая книга стихов (посмертная)
/Под ред. В. Кривича. Изд. 2-е. Пб.: ["Картонный домик"], 1923.
КО - Анненский И. Книги отражений. М. 1979 (в серии "Литературные
памятники" АН СССР).
"Лит. прил." - "Литературное приложение".
ЛМ - Кривич В. Иннокентий Анненский по семейным воспоминаниям и
рукописным материалам//Альм. "Литературная мысль". III. Пг., 1925.
ПД - Рукописный отдел Института русской литературы АН СССР (Пушкинского
Дома).
ПК - Лавров А. В., Тименчик Р. Д. Иннокентий Анненский в неизданных
воспоминаниях // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник 1981. М.,
1983.
ПС - Посмертные стихи Иннокентия Анненского/Под ред. В. Кривича. Пб.:
"Картонный домик", 1923.
СиТ - Анненский И. Стихотворения и трагедии. Л.: "Сов. писатель", 1959
(Б-ка поэта, БС).
ТП - Ник. Т-о <Анненский И.>. Тихие песни. С приложением сборника
стихотворных переводов "Парнассцы и проклятые". Спб.: "Т-во художеств,
печати", 1904. ЦГАЛИ - Центральный гос. архив литературы и искусства.
НАДПИСИ НА КНИГАХ, ПАРОДИИ И ШУТОЧНЫЕ СТИХИ
1. "Сочинения" А. Н. Островского Анненский подарил А. А. Мухину в 1902
г. Список рукою В. Кривича в ЦГАЛИ, с указанием даты.
2-3.
1. ПС. Автограф в ЦГАЛИ - на рукописном заглавном листе "Тихих песен",
в нижнем правом углу листа, без поев. Архитрав - каменная балка на колоннах.
"Придорожные травы" - ст-ние Бальмонта в его книге "Будем как солнце"
(1902). Никто - см. вступ. ст. с. 14.
2. ПС. Автограф в ЦГАЛИ, без поев., с которым напечатано в ПС, со
ссылкой на список Е. М. Мухиной (см. примеч. 163) и с указанием, что "строки
никуда не занесены" (ПС. С. 163).
4. ПС, где приведено В. Кривичем по памяти. Факсимиле дарственной
надписи на "Книге отражений" (не на "Тихих песнях", как указывал В. Кривич в
примеч. к ПС) - в кн.: "День поэзии". М., 1986 (Марков А. Из коллекции
книжника).
5-6. ПС.
1. Два автографа в ЦГАЛИ, один из них под загл. "На башню мифа", с
поев, и с датой: "(21 июня 1909)". Иванов Вячеслав Иванович - см. вступ.
статью, с. 44-45. Башней в петербургском литературном кругу называли его
квартиру на шестом этаже дома на углу Таврической и Тверской улиц с широким
башнеобразным выступом. Поводом для ст-ния послужили, очевидно, бытовые
факты, относящиеся к жизни "на башне" и не поддающиеся ныне выяснению.
2. Автограф в ЦГАЛИ, с датой.
7. ПС. Список в ЦГАЛИ, с зачеркнутым загл.: "Петербургский сонет".
Примеч. В. Кривича: "Надпись - акростих П. П. Потемкину. Кажется, на "Второй
книге отражений". Последняя строка составляется из подчеркнутых букв: "Петру
Потемкину на память книга эта"" (ПС. С. 165). Может быть датировано 1909 г.
по времени выхода в свет "Второй книги отражений". Потемкин Петр Петрович
(1886-1926) - поэт-сатирик, переводчик, автор сборников стихов "Смешная
любовь" (1908) и "Герань" (1912). Загл. ст-ния имеет в виду полицейский
участок, где произносит свой монолог воображаемый захмелевший поэт. Мозоль -
"имевшееся у Анненского хроническое затвердение на верхнем суставе среднего
пальца правой руки - от пера" (ПС. С. 165). Пиччикато (пиццикато) - игра на
струнном инструменте без смычка, только с помощью пальцев. Кидаю мутный
взор, как припертый жених... Ну что же, что в окно? Имеется в виду
Подколесин в "Женитьбе" Гоголя. Шато - первая составная часть в названии
многих французских вин и ликеров; здесь, возможно, и название, (или часть
названия) ресторана. Вальдшлесхен - по-видимому, название ликера.
Крестовский - Крестовский остров. О це бис... (украинск.) - вот черт! Табань
- команда грести назад.
8. СиТ. Автограф в ЦГАЛИ. Фруг Семен Григорьевич (1860-1916) - поэт,
пользовавшийся в конце XIX - начале XX в. некоторой популярностью.
9. СиТ. Автограф в ГПБ, другой в ЦГАЛИ, с вар. Пародия на ст-ние
Бальмонта "Воспоминание о вечере в Амстердаме. Медленные строки" в его кн.:
"Горящие здания" (1899). Его начало: "О тихий Амстердам, С певучим
перезвоном Старинных колоколен! Зачем я здесь, - не там, Зачем уйти не
волен, О тихий Амстердам, К твоим, как бы усталым, К твоим, как бы затонам,
Загрезившим каналам". Предметом пародии является пристрастие Бальмонта к
экзотике и любование "страшными" образами. Эпиграф, по-видимому, вымышленный
(не цитата) и намекает на увлечение Бальмонта поэзией и другими памятниками
письменности Древнего Востока. Упоминание о Валааме - монастыре и острове в
северной части Ладожского озера - также носит иронический характер в связи с
частым обращением к мотивам северной природы у ранних русских символистов
(Бальмонта, Брюсова, И. Коневского). Скорпион - намек на ст-ние "Скорпион" в
названной книге Бальмонта, где поэт сравнивает себя со "скорпионом - гордым,
вольным"; возможно, подразумевается и московское изд-во "Скорпион",
возглавлявшееся Брюсовым и выпускавшее книги Бальмонта. Далай-Лама -
верховный правитель Тибета, духовный и светский. Козою сокрушенным... козой
доволен - намек на ст-ние Брюсова "в античном духе" "In hac lacrimarum
valle" ("В долине слез", лат. - Ред.)" (сб. "Stephanos". Венок. 1906), где
есть строки "Мы натешимся с козой, Где лужайку сжали стены", вызвавшие злую
критику, издевательство в прессе и несколько пародий. Иль Бальмонта кинжалом
- подразумевается, вероятно, ст-ние "Кинжальные слова" в кн. Бальмонта
"Горящие здания". Химеры - намек, возможно, на ст-ние Бальмонта "Химеры" в
книге "Будем как солнце", посвященное изваяниям химер на соборе Парижской
Богоматери. Роденбах Жорж (18551899) - бельгийский писатель, воспевший в
своих стихах и в романе "Мертвый Брюгге" тишину и заброшенность старинных
городов Фландрии. Один ты на бобах - намек на то, что в пародируемом ст-нии
Бальмонт заимствует образы у Роденбаха.
10. СиТ. Два автографа в ЦГАЛИ, один с вар. Загл., возможно, имеет в
виду название книги Бальмонта "Только любовь" (1903). Эпиграф - первая
строка ст-ния Бальмонта "Моя душа" в кн. "Горящие здания". Яр - известный
ресторан в Москве. Твоя коза с тобою, мой Валерий - см. предыдущее примеч.
Волькамерии - декоративные растения семейства вербеновых.
11. ПС, где приведено по памяти. Из примеч. В. Кривича: "Страницы
альбома были очень заполнены. Строки были написаны под углом к автографу,
кажется, Зинаиды Гиппиус" (ПС. С. 164). Уманов-Каплуновский (настоящая
фамилия Каплуновский) Владимир Васильевич (1845-1939) - петербургский
литератор.
12. Автограф в ЦГАЛИ. Публикация в ПК (с. 104) с текстом автографа не
полностью совпадает. Мурья (простореч., устар.) - тесное и низкое помещение,
конура. Leon Vannier (Леон Ванье) - парижский издатель современной
французской поэзии.
13. Два автографа в ЦГАЛИ. Публикация в ПК (с. 143), не полностью
совпадающая с автографами, со ссылкой на письмо Д. С. Усова к Е. Я.
Архиппову (апрель, 1925), где сообщается "экспромт на неудачный официальный
портрет И<Сннокентия> Ф<едорови>ча (маслом), который он не любил и повесил в
какой-то темный угол за печкой" (ЦГАЛИ, ф. 1458, оп. 1, ед. хр. 78).
Стихотворения в прозе
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Andante
2. Мысли-иглы
3. Сентиментальное воспоминание
4. Моя душа
ANDANTE
Июльский день прошел капризно, ветреный и облачный: то и дело, из тучи
ли, или с деревьев, срываясь, разлетались щекочущие брызги, и редко-редко
небо пронизывало их стальными лучами. Других у него и не было, и только
листва все косматилась, взметая матовую изнанку своей гущи. Слава богу, это
прожито. Уже давно вечер. Там, наверху, не осталось ни облачка, ни полоски,
ни точки даже... Теперь оттуда, чистое и пустынное, смотрит на нас небо, и
взгляд на него белесоватый, как у слепого. Я не вижу дороги, но, наверное,
она черная и мягкая: рессоры подрагивают, копыта слабо-слабо звенят и