Смекни!
smekni.com

Стихотворения 23 (стр. 18 из 19)

Сергей Константинович (1859-1921) - профессор Петербургского университета,

филолог-славист, теоретик музыки, композитор; на слова ст-ния написал

романс.

163. СиТ. Список в ЦГАЛИ - с пометой В. Кривича в конце текста: "(По

сообщению Мухиной) 1900 г. Единственный автограф у Е. М. Мухиной. По ее

объяснению, Анненский одно время хотел взять текст для помещения в книгу, но

потом или раздумал, или забыл". Другой список хранится у составителя (сделан

Е. М. Мухиной и подарен ему в марте 1940 г.). Автограф, очевидно, не

сохранился. Мухина Екатерина Максимовна - жена А. А.Мухина (о нем см. вступ.

ст., с. 15); оба они погибли в первую зиму блокады Ленинграда.

164. "Аполлон". 1911, Ќ 1, с вар. ст. 4: "И свежей и шумнее трава". В

ЦГАЛИ два автографа, один под загл. "Романс", другой без загл., с датой, с

вар. ст. 4: "И свежей и шумнее трава" и ст. 7-8: "Лепестки хризантем

развилися, Завитки твоих кос... Но зачем", и авториз. список. Печ. по этому

списку.

*165. ПС. Автограф в ЦГАЛИ, с вычеркнутыми после 2-й строфы двумя

четверостишиями. Из примеч. В. Кривича: "Шутка была написана в Ялте, осенью

1904 г. Цимбалист играл в дневные часы на эстраде открытого ресторана в

Городском саду" (ПС. С. 164). Кэк-уок - модный в начале XX в. танец,

заимствованный у американских негров. Махмет-Мамай - татарское имя. К

варианту: Палестрина Пьер-Луиджи (1525-1594) - итальянский композитор, автор

церковной музыки, уроженец г. Палестрины.

166. "Аполлон". 1911, Ќ 1. Автограф и список в ЦГАЛИ. Что видел здесь

я, кроме зла и муки. Во время пребывания в 1904 г. в Крыму на курорте Саки

Анненский перенес очень тяжелую болезнь; выздоровление протекало в Ялте.

167. "Слово". 1906, 13 марта, "Лит. прил.", Ќ 6. Автограф в ЦГАЛИ.

168. ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

169. ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

170. ПС. Автограф и список, с пометой "Севастополь", в ЦГАЛИ. Имеются в

виду братские могилы русских солдат и матросов, погибших в Севастопольскую

кампанию 1854-1855 гг.

171. "Аполлон". 1911, Ќ 1, с вар. ст. 21: "Уж вечер близко, а пути". -

ПС. Автограф и маш. копия, с пометой "Севастополь", в ЦГАЛИ.

172. ПС. Автограф, с датой, и список в ЦГАЛИ. Печ. по списку, где

авторская поправка в ст. 21 (вм.: "Засели мы - нет мочи").

173. Сб. "Жатва". Т. 8, М., 1916, с вар. ст. 18: "И куда ты тянешь". -

ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

174. ПС. Два автографа в ЦГАЛИ; один с датой.

175. ПС, где опубликовано со ссылкой на автограф, принадлежащий А. В.

Бородиной, ныне неизвестный. Дата - по ПС. Эпиграф - первая строка ст-ния М.

Роллина, переведенного Анненским под эагл. "Безмолвие" (см. ст-ние 319).

Горе безумной - подразумевается гибель Офелии в трагедии Шекспира "Гамлет".

176. Сб. "Жатва". Т. 8, М., 1916, с вар. ст. 2: "А маятник будто

заснул", ст. 6: "Которого долго ждала" и ст. 15: "Твою так же тихо

качнуть". ПС. Два автографа в ЦГАЛИ, один из них, с датой, - в альбоме

автографов В. Кривича. Лира часов. Имеются в виду принадлежавшие Анненскому

напольные "старые темно-красные в форме лиры и с маятником лирой часы" (ЛМ.

С. 219).

*177. ПС. Источник этой публикации не установлен: возможно, это один из

более поздних автографов или правленых списков, не находившийся в личном

архиве поэта. В ЦГАЛИ два автографа, с вариантами ст-ния (приводятся в

примеч. к ПС. С. 153), находятся в одной из авторских тетр., содержащей как

списки ранних стихов, так и автографы оригинальных ст-ний и переводов из

состава ТП и относящейся предположительно к 1890-м - началу 1900-х гг.,

кроме того, там же список с вар.

178. ПС. Список в ЦГАЛИ. Тургеневский малаец - персонаж повести И. С.

Тургенева "Песнь торжествующей любви", слуга феррарского патриция Муция,

вывезенный с Востока.

179. ПС. Автограф и список, с подписью автора, в ЦГАЛИ.

*180. ПС. Автограф в ЦГАЛИ; на его обороте список "варианта" Черновой

автограф - там же.

*181. ПС. Два автографа в ЦГАЛИ, один с вар. Инфернальный - адский,

такой, как в аду.

182. ПС. В ЦГАЛИ беловой карандашный автограф, на обороте которого

черновой автограф с многочисленными помарками; там же авториз. список с

посв., совпадающий с беловым автографом. Посв. Д. В. Анненской.

183. ПС. Автограф, без загл., в ЦГАЛИ. В ст. 7 "гробы" (описка?) вм.

зачеркнутого "горы" (как в ПС). Примеч. В. Кривича: "Горы глины сизой -

пресловутая голубая глина, которой одно время были полны перерытые улицы

Царского Села" (ПС. С. 154).

*184. ПС. Четыре автографа в ЦГАЛИ, три беловых, два из них с вар.,

один под загл. "Зимний сон к снегу"; там же черновой, под загл. "Post

mortem" ("После смерти", лат. - Ред.), с вар. Пойдут Давиды - то есть псалмы

библейского царя Давида, исполнявшиеся на панихидах. Кандило - подсвечник

для нескольких свечей.

185. ПС, где напечатано со ссылкой на единственный автограф,

предоставленный для публикации А. В. Бородиной.

186. СиТ, где опубликовано по копии, снятой в 1940 г. Е. М. Мухиной

(см. примеч. 163) с автографа, принадлежавшего ей и, очевидно, утраченного.

187. "Аполлон". 1910, Ќ 11. Автограф в ЦГАЛИ.

188. ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

189. ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

190. ПС. Автограф в ЦГАЛИ. Сумнолицая (устар.) - печальная.

191. ПС. Автограф в ЦГАЛИ. Пени - жалобы, сетования. Тристен (обл.) -

трехстенный сарай.

192. ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

193. ПС. Автограф и авториз. список, с одной поправкой автора, в ЦГАЛИ.

194. ПС. Автограф и список в ЦГАЛИ.

195. ПС. Автограф в ЦГАЛИ.

196. ПС. Автограф в ЦГАЛИ, под загл. "Из детского альбома", которое в

списке ЦГАЛИ (более позднем) зачеркнуто и заменено на "Завещание"; там же

вписано посв. Хмара-Барщевский - см. примеч. 60-62 (3).

197. ПС. Автограф в ЦГАЛИ. Анкилоз - сращение суставов.

198. ПС. Два автографа в ЦГАЛИ. Печ. по списку с авторскими правками

(ЦГАЛИ).

199. ПС. Автограф в ЦГАЛИ. В огл. авторской тетр. обозначено: "К

портрету (Е. Левицкой)". Левицкая Елена Сергеевна (ум. 1915) - педагог,

основательница и руководительница средней школы на правах классической

гимназии с совместным обучением мальчиков и девочек (в Царском Селе).

200. ПС. Автограф в ЦГАЛИ. Виксатин - род клеенки, также сделанный из

виксатина откидной верх пролетки.

201. ПС. Черновой автограф, в левом верхнем углу которого рукой В.

Кривича красными чернилами вписано "сыну", и совпадающий с ним список с

посв.: "(В. И. А.)" в ЦГАЛИ.

202. "Аполлон". 1911, Ќ 1. Автограф в ЦГАЛИ, там же список с авторской

поправкой в ст. 8: "За неприглядностью одежд".

203. Альм. "Гриф". М., 1913. Автограф в ЦГАЛИ.

204. "Аполлон". 1910, Ќ 8. Автограф в ГПБ, два автографа в ЦГАЛИ, один

- с явными описками и вар.: ст. 16: "Скоро станет ребячьей забавой", ст. 20:

"И прошедшее стало наш идол". В черновом автографе ЦГАЛИ ст. 14 зачеркнут:

"Чем вознесся наш хищник двуглавый". В темных лаврах гигант на скале -

памятник Петру 1 работы скульпторов Этьена-Мориса Фальконе и Анн-Мари

Колло.

205. "Аполлон". 1910, Ќ 11. Автограф и авториз. маш. копия в ЦГАЛИ.

206. "Аполлон". 1910, Ќ 11, с вар. ст. 9: "Только зори ли кровавы". -

ПС. Беловой автограф в ГПБ. В ЦГАЛИ черновой автограф, с зачеркнутым загл.:

"Ночь на Ивана Купала", и авториз, маш. копия под загл. "За оградой" и с

поправками рукою поэта.

207. Сб. "Жатва". Т. 8. М., 1916. Черновой автограф в ЦГАЛИ, без загл.

и с зачеркнутым фр. загл. "Banalite" ("Банальность". - Ред.), с членением на

двустишия; там же список без поправок и с членением на 3 строфы по 4 стиха.

208. "Аполлон". 1910, Ќ 11. Автограф в ЦГАЛИ. В ст-нии использованы

образы евангельской притчи. Фарисей - член религиозно-политической секты в

древней Иудее, отличавшейся лицемерно-подчеркнутым исполнением внешних

правил благочестия. Мытарь - сборщик податей, лицо, презираемое в

общественных верхах древней Иудеи.

209. "Слово". 1906, 12 февр., "Лит. прил.", Ќ 2. Автограф в ЦГАЛИ.

210. "Аполлон". 1911, Ќ 11. Автограф в ЦГАЛИ. Печ. по маш. копии ЦГАЛИ,

имеющей авторские поправки.

211-213. ПС. Загл. микроцикла не зафиксировано в рукописях, но, по

свидетельству В. Кривича, принадлежит Анненскому (ПС, предисловие. С. 10).

Первое и второе ст-ния записаны во 2-й тетр. "кипарисовой шкатулки", где

помещены рядом, а третье - в 3-й тетр., где помещено между ст-ниями "Ель

моя, елинка" и "Лунная ночь в исходе зимы". В настоящем изд., в отличие от

ПС, не образуют особого раздела и даются в общем ряду стихотворений из

авторских тетрадей - по месту записи первых частей микроцикла.

1. ПС, где опубликовано по позднему списку со вставками рукою автора; в

этом списке ныне, однако, сохранилось только 6 строф (один лист утрачен).

Два беловых автографа в ЦГАЛИ, один под загл. "История для гармони", без

ремарки, с вар., и другой, с зачеркнутым загл. "Гармонные переборы", с вар.

в "декорации". В автографе ЦГАЛИ разночтение в "декорации": "Туманная и

черная ночь под осень. Старая яблоня. Догорающий костер. Хромой оборванец

перебирает лады старой гармоники" и в ст. 46: "Сиди пастух с трубой"

(зачеркнуто: "пастух-ерой", "да волком вой"; послед- нее сохранено в

позднейшем списке); там же авториз. список с "декорацией", вписанной рукой

Анненского. Примеч. В. Кривича: "Кроме того, имеется еще автограф этих

стихов (беловой на отдельных листах), видимо, более ранний. Здесь стихи не

снабжены декорацией, строфы не разделены многоточиями" (ПС. С. 159). Далее

В. Кривич приводит отдельные разночтения. Этот автограф обнаружить не

удалось. Громовой - крейсер в составе русского флота во время

русско-японской войны. Артур - Порт-Артур. Бой (boy, англ. - мальчик) -

распространенное в начале XX в. в русских городах Дальнего Востока название

мужской прислуги. Резиденция - здесь: столица.

2. Два беловых автографа в ЦГАЛИ, один с вар. Вместе с предыдущим