ст-нием было объединено первоначально под загл. "Ночные песни-сцены",
вписанным на отдельной странице авторской тетр. Встрену - диалектная форма
"встречу". Латушка - плошка, миска.
3. Беловой автограф в ЦГАЛИ, под загл. "Колокольчи<ки>" (или
"Колоколы"?), без ремарок; там же авториз. список с "декора- цией",
вписанной рукой Анненского, но неполный - только до строк: "Мало было вам?
Вам? Дам". Печатаемый текст представляет собой контаминацию списка с его
"декорацией" и дальнейшей части текста автографа; там же список, в который
автором внесена начальная ремарка - "декорация" (в остальном совпадает с
автографом). Примеч. В. Кривича: "Здесь, кроме основного поддужного
колокольчика, "говорят" и бубенчики и т. н. "глухари" или "лопотуны"
(большие шейные бубенцы из жести). Иногда тройка останавливается; м. б.
встреча; пробивается свист поземки; поправляют упряжь; встряхиваются лошади;
колокольчики лениво перезваниваются между собою. День, дома бы день, день
один - высказанная вслух, затаенная, неосуществимая мечта измотавшегося
колокольчика. Сказанное н аходится в точном соответствии с тем, что говорил
по поводу этих стихов автор. Читал "Колокольчики" Анненский несколько
монотонным речитативом, меняя 2-3 раза тон и выделяя те места, которые
являются как бы "вкрапленными" в рассказ" (ПС. С. 160).
214. ПС. Автограф в ЦГАЛИ, с вар. ст. 3: "С крестом на вые, на панели";
там же маш. копия с авторской правкой.
215. "Аполлон", 191.1, Ќ 1. Автограф в ЦГАЛИ, другой - в ГПБ. Лира
часов - см. примеч. 176.
216. ПС. Черновой автограф в ЦГАЛИ, под загл. "В бессонную ночь", с
вар.; там же маш. копия с авторской поправкой загл. на "Бессонные ночи".
Оцет - скисшее вино, уксус, которым, по евангельскому преданию, была смочена
губка, поднесенная на конце копья к устам распятого Христа.
217. Альм. "Гриф". М., 1913, без загл. - ПС. Автограф в ЦГАЛИ; загл.
вписано в верхнем левом углу. Приписка В. Кривича: "Поправка написана О. П.
Хмара-Барщевской по просьбе автора". Авториз. список в ЦГАЛИ, под загл.
"Тоска миража".
218. ПС. Автограф в ЦГАЛИ. Микулич (псевдоним Веселитской Лидии
Ивановны, 1857-1936) - писательница, автор бытовых повестей и рассказов;
долгое время жила в Царском Селе. Нимфа с таицкой водой - статуя "Девушка с
разбитым кувшином (Молочница, Перретта)", работы П. П. Соколова, в
Екатерининском парке. Таицкая вода - из водопровода, проложенного от села
Тайцы и питавшего парковые пруды. Лебедь - образ местного духа-покровителя
(на Большом озере плавали лебеди). Фелица - "киргиз-кайсацкая царевна" в
"Сказке о царевиче Хлоре", написанной Екатериной II, которую Г. Р. Державин
воспел в оде "Фелица" (от лат. felicitas - счастье). ...бронзой Пушкин
молодой. Имеется в виду памятник Пушкину работы Р. Р. Баха (см. примеч.
105-107). Там были розы. Имеется в виду "Розовое поле" в Екатерининском
парке, первоначально обсаженное розами, которые впоследствии одичали.
219. "Аполлон". 1911, Ќ 1. Два автографа в ЦГАЛИ, один из них с вар.,
там же черновой автограф, с зачеркнутым загл. "Под колокольные звоны", и ряд
черновых набросков.
220. "Слово". 1906, 29 мая. "Лит. прил.", Ќ 15, под загл. "В
зацветающих сиренях". Два автографа в ЦГАЛИ, один из них без загл. и с вар.;
там же список. Печ. по беловому автографу ПД (по-видимому, более позднему)
на отдельном листе. Бегичева Нина Петровна (1869-1942) - родственница жены
Анненского.
221. "Аполлон". 1911, Ќ 1. Автограф в ЦГАЛИ, в ст. 8 незачеркнутый
вар.: "На сетчатом фоне - на фоне дрожащих теней". Принимается вар.
"Аполлона", повторенный в ПС.
222. ПС. Автограф в ЦГАЛИ, где под общим загл. "Аметисты" записаны два
ст-ния, одно из которых автор отобрал для К.Л (см. примеч. 72-74, 1); другое
помещено здесь.
223. ПС. Автограф в ЦГАЛИ.
224. ПС. Автограф в ЦГАЛИ.
* 225. ПС. Три автографа в ЦГАЛИ, два без загл., с вар., и один,
беловой, под загл. "Сверкание"; там же список без загл., с подписью автора.
В ПС опубликовано по автографу, принадлежавшему E. M. Мухиной (см. примеч.
163) и совпадающему с беловым автографом ЦГАЛИ.
226. ПС. Автограф в ЦГАЛИ. Возможно, имеется в виду собор Св. Стефана в
Вене, где поэт был проездом (наиболее известный храм этого имени). Фенол -
см. примеч. 84-86 (2).
227. "Аполлон". 1911, Ќ 1. Два автографа, один, черновой, в ЦГАЛИ.
228. ПС. Автограф в ЦГАЛИ, с зачеркнутым фр. загл. "Education
sentimentale" ("воспитание чувств", "сентиментальное воспитание". - Ред.)
Стора - штора.
229. ПС. Два автографа, один из них черновой, в ЦГАЛИ. См. вступ. ст.,
с. 24-25.
230. СиТ. Автограф в ЦГАЛИ; там же, в записной книжке 1898 г. -
наброски ст-ния под загл. "Царь миражей".
231. ПС. Автограф и два списка рукою В. Кривича в ЦГАЛИ.
232. СиТ. Автограф в ЦГАЛИ. Было включено в машинописный наборный
экземпляр ПС (находящийся ныне в ЦГАЛИ), но в окончательный текст книги не
вошло. Об отношении Анненского к поэзии Блока см. вступ. ст., с. 44.
Четверостишие, возможно, относится к портрету Блока кисти К. Сомова,
репродукция которого была помещена в журн. "Золотое руно" (1908, Ќ 1).
233. СиТ. Черновой автограф в ЦГАЛИ.
Список условных сокращений, принятых в примечаниях и разделе "Другие
редакции и варианты"
ГПБ - Отдел рукописей Гос. Публичной библиотеки имени М. Е.
Салтыкова-Щедрина (Ленинград).
КЛ - Анненский И. Кипарисовый ларец: Вторая книга стихов. Посмертная.
М.: Кн. изд-во "Гриф", 1910.
КЛ 2 - Анненский И. Кипарисовый ларец. Вторая книга стихов
(посмертная) / Под ред. В. Кривича. Изд. 2-е. Пб.: ["Картонный домик"], 1923.
КО - Анненский И. Книги отражений. М. 1979 (в серии "Литературные
памятники" АН СССР).
"Лит. прил." - "Литературное приложение".
ЛМ - Кривич В. Иннокентий Анненский по семейным воспоминаниям и
рукописным материалам // Альм. "Литературная мысль". III. Пг., 1925.
ПД - Рукописный отдел Института русской литературы АН СССР (Пушкинского
Дома).
ПК - Лавров А. В., Тименчик Р. Д. Иннокентий Анненский в неизданных
воспоминаниях // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник 1981. М.,
1983.
ПС - Посмертные стихи Иннокентия Анненского / Под ред. В. Кривича. Пб.:
"Картонный домик", 1923.
СиТ - Анненский И. Стихотворения и трагедии. Л.: "Сов. писатель", 1959
(Б-ка поэта, БС).
ТП - Ник. Т-о (Анненский И.). Тихие песни. С приложением сборника
стихотворных переводов "Парнассцы и пр_о_клятые". Спб.: "Т-во художеств,
печати", 1904.
ЦГАЛИ - Центральный гос. архив литературы и искусства.