Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основу их классификации кладется содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем. Взгляд на урок с современных позиций требует пересмотра традиционных типов форм организации занятий и их структуры. Все чаще предлагалось заменить традиционные уроки формами обучения, у которых нет строгой структуры, но они открывают простор для творческой фантазии учителя. Однако на практике это не привело к конкретным позитивным сдвигам в методике школьного обучения, поскольку на таких уроках нередко проявлялись хаотичность, бессистемность, несоответствие цели. При этом допускалось ошибочное понимание современной интерпретации урока. Хоть проблема заключается не в структуре, а в том, что между сущностью учебного познания и методическим инструментарием урока должна быть точность, соотнесенная с целью обучения. С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям; ситуация не улучшилась и сегодня. Отлучение учеников от познавательной работы педагоги пробовали остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, главной целью которых является пробуждение интереса школьников к учебной работе. Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру. Взгляды педагогов на нетрадиционные уроки различаются: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают эти шаги опасным нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов под натиском учеников, которые не хотят и не умеют серьезно работать.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков:
Урок-"погружение"
Урок-деловая игра
Урок-пресс-конференция
Урок-соревнование
Театрализованный урок
Урок с групповыми формами работы
Урок-взаимообучение учеников
Компьютерные игры
Урок-творчество
Урок-консультация
Урок-аукцион
Урок, который ведут школьники
Урок-зачет
Урок-сомнения
Урок-творческий отчет
Урок-формула
Урок-конкурс
Бинарный урок
Урок-обобщения
Урок-фантазия
Урок-игра
Урок-"суд"
Урок поиска правды
Урок-лекция "Парадоксы"
Урок-концерт
Урок-диалог
Урок - "следствие ведут знатоки"
Урок-ролевая игра
Урок-конференция
Урок-семинар
Интегральный урок
Урок - "круговая тренировка"
Межпредметные уроки
Урок-экскурсия
Легко заметить, что в число нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы.
Формы обучения
Цель как основа типологии форм обучения | Традиционные формы обучения | Нетрадиционные формы обучения |
Изучение обзорных и монографических тем. Изучение литературно-критических статей. Начало изучения биографии и творчества писателя | Вступительные занятия. Уроки изучения нового. | Урок-лекция. Урок-исследование. Урок-устный журнал. Урок-прессконференция |
Анализ литературного произведения. Теория литературы. | Общедидактические типы уроков с разными путями анализа. | Урок-деловая игра. Урок-путешествие. Урок с групповыми формами работы. Урок-конкурс. Урок-суд. |
Развитие языка учеников. Контроль за знаниями, умениями и навыками. | Уроки развития языка. Урок контроля и оценки знаний. | Урок-зачет. Урок-семинар. Урок-творческий отчет. |
Нетрадиционные формы обучения, в первую очередь, требуют поисков учителя с целью разнообразить формы урока. Любые поиски нужно приветствовать, только нужно не забывать, что поиски без издержек бывают редко. Но в подготовке разных видов и типов уроков по изучению поэзии есть сложности. Особенного внимания, на наш взгляд, требует философская лирика, потому что правильно построенное обсуждение не только заставит учеников задуматься над проблемой, но и поможет становлению гуманистической, гражданской, жизненной позиции школьника. Под правильным управлением учителя на таком уроке вырабатываются моральные принципы подростка.
"Педагогическая деятельность - творческая деятельность: учитель при подготовке нетрадиционного урока волен в выборе методов, приемов и форм обучения, которые, по его разумению, обеспечивают эффективность дидактического процесса. Однако это не означает, что педагогическая деятельность не регламентирована определенными требованиями, правилами, нормами" [Гуляков, 2006: 89].
У каждого вида профессиональной деятельности есть своя технология. У педагогической работы тоже есть своя технология - правила организации нетрадиционного урока. Чтобы урок литературы был эффективным, нужно:
1. Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.
2. Обозначить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.
3. Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).
4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.
5. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
6. Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развертывания деятельности учителей и учеников.
7. На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.
8. Установить демократический стиль управления учебой детей, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности учителя и ученика.
Пришло время, чтобы учитель включился в процесс создания индивидуальных программ, чтобы именно педагоги поднимали актуальные проблемы преподавания литературы в школе.
Считаем наиболее эффективным следующий тип урока литературы: урок-деловая игра.
Педагогическое осмысление приводит к выводам о том, что подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В проект такого урока входят: цели обучения, развитие и воспитание учеников, формулировка изучаемой проблемы, план деловой игры, содержание деятельности членов игры, правила игры. Деловая игра включает следующие этапы:
1. актуализация базовых знаний, мотивация деятельности учеников, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
2. формирование творческих групп по 3-5 человек, презентация команд (обсуждение названия, девиза, эмблемы каждой команды). В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);
3. создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;
4. работа в творческих группах.
Каждая команда получает творческое задание и материалы, необходимые для его выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы:
1.общее обсуждение проблемы: на данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы.
2. анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности всех участников группы.
3. домашнее задание.
Методическое осмысление и рекомендации.
Урок в форме деловой игры в 7 классе по теме: "Сквозь столетия в будущее" (Сонеты Уильяма Шекспира, сонеты Александра Пушкина).
Цели:
· познакомить учеников с такой классической формой литературы, как сонет, его разработками, структурой, формой на примере шекспировских и пушкинских сонетов;
· развить навыки художественного чтения стихотворений, пересказа, усовершенствовать умение анализировать материал и делать самостоятельные заключения и выводы;
· воспитывать гордость и уважение по отношению к русской литературе.
Подготовка: ученики делятся на три группы:
1) ученик-Шекспир, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.
2) ученик-Пушкин, ученик-историк, ученик-литературовед, ученик-художник, два чтеца стихотворений.
3) ученики-аналитики.
Ход урока
Организационный момент.
Подготовка к восприятию
· Данте Алигьери
· Франческо Петрарка
· Уильям Шекспир
· Иоганн Вольфганг Гете
· Александр Пушкин
· Михаил Лермонтов
III. Выступление первой группы.
Ученик-историк объясняет эмблему группы, отображение на ней характерных черт эпохи Возрождения.
Ученик-Шекспир (примерный рассказ): "Родился я в Англии, в семье богатого ремесленника. Учился в начальной школе родного города. Но отец мой стал банкротом и сладкая жизнь закончилась. Подался в Лондон, чтобы заработать денег на жизнь. Попал в труппу Бербеджа. А это было не абы что. Бербедж основал в Лондоне первый театр "Глобус". Тут нашел я занятия по душе, тут я нашел себя. Было в жизни всякое. В 1612 году я подался домой".
Ученик-литературовед: "Вокруг биографии великого драматурга и поэта в 18 столетии возникло много легенд. Утверждали даже, что произведения писал совсем другой человек, образованный и известный в мире, и в целях конспирации подписывался фамилией Шекспир. Вызвано это было тем, что после смерти Шекспира почти не осталось никаких сведений про его жизнь, только произведения". Уильям Шекспир в некоторой степени отступил от классической формы сонета. В первую очередь тем, что писал стихи философского содержания, нарушил трехвековую традицию европейской лирики, показав красоту не через штампованный, статичный образ, а показал красоту реальной женщины. Шекспир посвящал сонет одной теме. В первом четырехстрочии называл ее, в другом развивал, а в двустрочии подводил вывод.