Палатный молчальник -- с какой лЈгкостью он говорил! Так у него лилось, будто привычней дела не знал -- ораторствовать.
-- Уничтожались учебники великих учЈных, менялись программы -- хорошо, я согласен! -- будем учить по новым. Предложили: анатомию, микробиологию, нервные болезни перестраивать по учению невежественного агронома и по садоводной практике. Браво, я тоже так думаю, я -- за! Нет, ещЈ и ассистентство уступите! -- хорошо, я не спорю, я буду методист. Нет, жертва неугодна, снимают и с методиста -- хорошо, я согласен, я буду библиотекарь, библиотекарь в далЈком Коканде! Сколько я отступил! -- но всЈ-таки я жив, но дети мои кончили институты. А библиотекарям {297} спускают тайные списки: уничтожить книги по лженауке генетике! уничтожить все книги персонально таких-то! Да привыкать ли нам? Да разве сам я с кафедры диамата четверть века назад не объявлял теорию относительности -- контрреволюционным мракобесием? И я составляю акт, его подписывает мне парторг, спецчасть -- и мы суЈм туда, в печку -- генетику! левую эстетику! этику! кибернетику! арифметику!..
Он ещЈ смеялся, сумасшедший ворон!
-- ... Зачем нам костры на улицах, излишний этот драматизм? Мы -- в тихом уголке, мы -- в печечку, от печечки тепло!.. Вот куда меня припЈрли -- к печечке спиной... Зато я вырастил семью. И дочь моя, редактор районной газеты, написала такие лирические стихи:
Нет, я не хочу отступаться!
Прощенья просить не умею.
Уж если драться -- так драться!
Отец? -- и его в шею!
Бессильными крыльями висел его халат.
-- Да-а-а-а... -- только и мог отозваться Костоглотов.-- Согласен, вам не было легче.
-- То-то.-- Шулубин поотдышался, сел равновесней и заговорил спокойнее: -- И скажите, в чЈм загадки чередования этих периодов Истории? В одном и том же народе за каких-нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, и импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. Ведь я же -- большевик с семнадцатого года. Ведь как же я смело разгонял в Тамбове эсеро-меньшевистскую думу, хотя только и было у нас -- два пальца в рот и свистеть. Я -- участник гражданской войны. Ведь мы же ничуть не берегли свою жизнь! Да мы просто счастливы были отдать еЈ за мировую революцию! Что с нами сделалось? Как мы могли поддаться? И -- чему больше? Страху? Идолам рынка? Идолам театра? Ну хорошо, я -- маленький человек, но Надежда Константиновна Крупская? Что ж она -- не понимала, не видела? Почему она не возвысила голос? Сколько бы стоило одно еЈ выступление для всех нас, даже если б оно обошлось ей в жизнь? Да может быть мы бы все переменились, все упЈрлись -- и дальше бы не пошло? А Орджоникидзе? -- ведь это был орЈл! -- ни Шлиссельбургом, ни каторгой его не взяли -- что ж удержало его один раз, один раз выступить вслух против Сталина? Но они предпочли загадочно умирать или кончать самоубийством -- да разве это мужество, объясните мне?
-- Я ли -- вам, Алексей Филиппович! Мне ли -- вам... Уж это вы объясните.
Шулубин вздохнул и попробовал изменить посадку на скамье. Но было ему больно и так, и сяк.
-- Мне интересно другое. Вот вы родились уже после революции. Но -- сидели. И что ж -- вы разочаровались в социализме? Или нет?
Костоглотов улыбнулся неопределЈнно. {298}
Шулубин освободил одну руку, он поддерживался ею на скамье, слабую уже, больную руку, и повис ею на плече Олега:
-- Молодой человек! Только не сделайте этой ошибки! Только из страданий своих и из этих жестоких лет не выведите, что виноват социализм. То есть, как бы вы ни думали, но капитализм всЈ равно отвергнут историей навсегда.
-- Там у нас... там у нас так рассуждали, что в частном предпринимательстве очень много хорошего. Жить -- легче, понимаете? Всегда всЈ есть. Всегда знаешь, где что найти.
-- Слушайте, это обывательское рассуждение! Частное предпринимательство очень гибко, да, но оно хорошо только в узких пределах. Если частное предпринимательство не зажать в железные клещи, то из него вырастают люди-звери, люди биржи, которые знать не хотят удержу в желаниях и в жадности. Прежде, чем быть обречЈнным экономически, капитализм уже был обречЈн этически! Давно!
-- Но знаете,-- повЈл Олег лбом,-- людей, которые удержу не знают в желаниях и жадности, я, честно говоря, наблюдаю и у нас. И совсем не среди кустарей с патентами.
-- Правильно! -- всЈ тяжелей ложилась рука Шулубина на плечо Олега.-- Так потому что: социализм -- но какой? Мы проворно поворачивались, мы думали: достаточно изменить способ производства -- и сразу изменятся люди. А -- чЈрта лысого! А -- нисколько не изменились. Человек есть биологический тип! Его меняют тысячелетия!
-- Так -- какой же социализм?
-- А вот, какой? Загадка? Говорят -- "демократический", но это поверхностное указание: не на суть социализма, а только на вводящую форму, на род государственного устройства. Это только заявка, что не будет рубки голов, но ни слова -- на чЈм же социализм этот будет строиться. И не на избытке товаров можно построить социализм, потому что если люди будут буйволами -- растопчут они и эти товары. И не тот социализм, который не устаЈт повторять о ненависти -- потому что не может строиться общественная жизнь на ненависти. А кто из года в год пламенел ненавистью, не может с какого-то одного дня сказать: шабаш! с сегодняшнего дня я отненавидел и теперь только люблю. Нет, ненавистником он и останется, найдЈт кого ненавидеть поближе. Вы не знаете такого стихотворения Гервега:
Wir haben lang genug geliebt...
Олег перехватил:
-- Und wollen endlich hassen!*
ЕщЈ б не знать. Мы его в школах учили.
----------------------------
*Мы достаточно долго любили
И хотим, наконец, ненавидеть! {299}
-- Верно-верно, вы учили его в школах! А ведь это страшно! Вас учили в школах ему, а надо бы учить совсем наоборот:
Wir haben lang genug gehasst,
Und wollen endlich leben!*
К чЈртовой матери с вашей ненавистью, мы наконец хотим любить! -- вот какой должен быть социализм.
-- Так -- христианский, что ли? -- догадывался Олег.
-- "Христианский" -- это слишком запрошено. Те партии, которые так себя назвали, в обществах, вышедших из-под Гитлера и Муссолини, из кого и с кем берутся такой социализм строить -- не представляю. Когда Толстой в конце прошлого века решил практически насаждать в обществе христианство -- его одежды оказались нестерпимы для современности, его проповедь не имела с действительностью никаких связей. А я бы сказал: именно для России, с нашими раскаяниями, исповедями и мятежами, с Достоевским, Толстым и Кропоткиным, один только верный социализм есть: нравственный! И это -- вполне реально.
Костоглотов хмурился:
-- Но как это можно понять и представить -- "нравственный социализм"?
-- А нетрудно и представить! -- опять оживлялся Шулубин, но без этого всполошенного выражения мельника-ворона. Он -- светлей оживился и, видно, очень ему хотелось Костоглотова убедить. Он говорил раздельно, как урок: -- Явить миру такое общество, в котором все отношения, основания и законы будут вытекать из нравственности -- и только из неЈ! Все расчЈты: как воспитывать детей? к чему их готовить? на что направить труд взрослых? и чем занять их досуг? -- всЈ это должно выводиться только из требований нравственности. Научные исследования? Только те, которые не пойдут в ущерб нравственности -- ив первую очередь самих исследователей. Так и во внешней политике! Так и вопрос о любой границе: не о том думать, насколько этот шаг нас обогатит, или усилит, или повысит наш престиж, а только об одном: насколько он будет нравственен?
-- Ну, это вряд ли возможно! ЕщЈ двести лет! Но подождите,-- морщился Костоглотов.-- Я чего-то не ухватываю. А где ж у вас -- материальный базис? Экономика-то должна быть, это самое... -- раньше?
-- Раньше? Это у кого как. Например, Владимир СоловьЈв довольно убедительно развивает, что можно и нужно экономику строить -- на основании нравственности.
-- Как?.. Сперва нравственность, потом экономика? -очудело смотрел Костоглотов.
-- Да! Слушайте, русский человек, вы Владимира СоловьЈва не читали, конечно, ни строчки?
----------------------------
* Мы так долго ненавидели
И хотим, наконец, любить! {300}
Костоглотов покачал губами.
-- Но имя-то хоть слышали?
-- В тюряге.
-- А Кропоткина хоть страницу читали? "Взаимопомощь среди людей..."?
ВсЈ то же было движение Костоглотова.
-- Ну да, он же неправ, зачем его читать!.. А Михайловского? Да нет, конечно, он же опровергнут, и после этого запрещЈн и изъят.
-- Да когда читать! Кого читать! -- возмутился Костоглотов.-- Я весь век горблю, а меня со всех сторон теребят: читал ли? читал? В армии я лопату из рук не выпускал и в лагере -- еЈ же, а в ссылке сейчас -- кетмень, когда мне читать?
Но -- растревоженное и настигающее выражение светилось на круглоглазом мохнобровом лице Шулубина:
-- Так вот что такое нравственный социализм: не к счастью устремить людей, потому что это тоже идол рынка -- "счастье"! -- а ко взаимному расположению. Счастлив и зверь, грызущий добычу, а взаимно расположены могут быть только люди! И это -- высшее, что доступно людям!
-- Нет, счастье -- вы мне оставьте! -- живо настаивал Олег.-- Счастье вы мне оставьте, хоть на несколько месяцев перед смертью! Иначе -- на чЈрта..?
-- Счастье -- это мираж! -- из последних сил настаивал Шулубин. Он побледнел.-- Я вот детей воспитывал -- и был счастлив. А они мне в душу наплевали. А я для этого счастья книги с истиной -- в печке жЈг. А тем более ещЈ так называемое "счастье будущих поколений". Кто его может выведать? Кто с этими будущими поколениями разговаривал -- каким ещЈ идолам они будут поклоняться? Слишком менялось представление о счастье в веках, чтоб осмелиться подготовлять его заранее. Каблуками давя белые буханки и захлЈбываясь молоком -- мы совсем ещЈ не будем счастливы. А делясь недостающим -- уже сегодня будем! Если только заботиться о "счастьи" да о размножении -- мы бессмысленно заполним землю и создадим страшное общество... Что-то мне плохо, вы знаете... Надо пойти лечь...