Таким образом, в историческом «сегменте» сосуществуют возвышенное и безобразное. Возвышенное, по мнению Булгакова, - это верность идеям, доброта и свободомыслие, которые проповедует Иешуа. А рядом низменное – в предательстве, корысти Иуды, в трусости Понтия Пилата.
Далекие сцены в Ершалаиме абсолютно реальны. У читателей создается впечатление в полном правдоподобии происходящего. История Иешуа Га-Ноцри лишь в самом начальном варианте романа имела одного рассказчика – дьявола. Поощряемый недоверием собеседников на скамейке, Воланд начинает рассказ как очевидец того, что случилось две тысячи лет назад в Ершалаиме. Кому, как не ему, знать всё: это он незримо стоял за плечом Пилата, когда тот решал судьбу Иешуа. Но рассказ Воланда был продолжен уже как сновидение Ивана Бездомного на больничной койке. А дальше эстафета передается Маргарите, читающей по спасенным тетрадям фрагменты романа мастера о смерти Иуды и погребении. Три точки зрения, а картина одна, хоть и запечатленная разными повествователями. В этом как бы залог неоспоримой достоверности случившегося.
В московском пространстве сосуществуют два «сегмента» - реальный и фантастический, которые причудливо переплетаются друг с другом.
К реальному «сегменту» относится очень интересная и увлекательная история. Это история мастера и Маргариты.
На фигуре мастера я вижу свет возвышенного, во-первых, потому что он соотносится с великим Фаустом. Ему тоже свойственна жажда познания, поиск истины, он тоже ищет то мгновение, которое можно назвать прекрасным. Во-вторых, он близок Иешуа. Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, гордость, способность сопереживать человеческому горю. В-третьих, мастер весь живет во власти творчества, осмысляя свои возвышенные идеи и претворяя их в образы. Мастера занимают вечные общечеловеческие проблемы, которыми он мучается как творец. И он не случайно для своего романа выбрал определенное время: оно слишком напоминало писателю свое время.
Рядом с мастером через весь роман Булгакова проходит Маргарита, его любовь, мечта, счастье. Она не только красива и умна. Она постоянно борется за мастера и собственное счастье с ним, найдя в себе силы в буквальном смысле слова подняться над суетой, убожеством, ханжескими запретами, жертвуя собой, она находит поддержку только у Воланда, то есть у Сатаны.
А рядом с образами мастера и Маргариты и высоким строем их мыслей и чувств живет низменное. Это целая галерея писателей из МАССОЛИТа, которые ради собственного благополучия пишут в угоду власти. Этим людям не ведомы честь, совесть, свобода. Их фамилии говорят сами за себя: Богохульский, Абабков, Павианов. Низкими и безобразными этих людей делают пресмыкательство перед инструкциями, умение «держать нос по ветру», хамелеонство и злоба. Вот почему ненавидят этих героев мастер и Маргарита, и так сатирически описывает их Булгаков.
А теперь обратимся к третьему пласту повествования – фантастическому.
Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в «Мастере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую. Это литературный прием, с помощью которого изображены бесчисленные уродства нашего быта.
В столице появляется Сатана и его свита, которые грозой проносятся над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Воланд оказывается в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Правда, суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость.
Дьяволиада понадобилась Булгакову еще и для того, чтобы показать нам, что грань между добром и злом действительно мала: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.
Единственным абсолютно положительным героем романа «Мастер и Маргарита» является Иешуа Га-Ноцри. Он носитель «света», проповедующий добро и любовь ко всем людям. У Иешуа своя жизненная философия: «…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Он, никому не причинивший зла ни мыслью, ни поступком, видит лучшее, что порою спрятано в человеке, верит в силу добра и добрую природу человека, убежден в том, что на земле не будет больше зла, подлости, если все люди будут счастливы и свободны духовно.
Перед лицом смерти Иешуа остается верен своим убеждениям, поэтому и заслуживает «свет». С помощью добра он побеждает Понтия Пилата ( прокуратор принимает идеи, проповедуемые Иешуа), заставляет дьявола доносить до людей истину ( «Иисус существовал»,- говорит Воланд Берлиозу и Бездомному на Патриарших прудах), выносить человеку справедливый приговор по заслугам после его смерти, карать зло и помогать тем людям, чья совесть чиста, которые несут в себе добро.
Прочитав роман «Мастер и Маргарита», понимаешь, что Булгакову удалось найти необычное в самом обыденном, сделать необычайное близким. В его произведениях фантастическое и мистическое обретает вполне реальное объяснение, обязательно мотивировано. Читателям «Мастера и Маргариты» дана возможность выбора, они могут воспринимать текст в соответствии со своими взглядами на жизнь.
Реальные и фантастические, отражающие пороки и воспевающие всё прекрасное, что есть в жизни (любовь, милосердие, добро), булгаковские истории были прекрасно поняты читателями, как его времени, так и нашего.
Булгакову в повести «Собачье сердце» и в романе «Мастер и Маргарита» с помощью причудливого переплетения реального и ирреального удалось показать поучительную картину сложнейшей механики текущей жизни, вечной борьбы в ней сил созидания и разложения. Эти, полные глубокого смысла, повествования обращены в будущее и являются книгами на все времена, чему способствует их высочайшая художественность.