Как правило, дьявол побеждает изгоя, не привязанного к месту, к делу. Так гибнут Петро («Вечер накануне Ивана Купала»), род Петра и Ивана («Страшная месть»), Хома Брут («Вий»), а кузнецВакула, Левко не только удается победить -чертовщину, но и извлечь выгоду встречи с ней.
Нечистая сила, которая прилипает гоголевским бездомным странникам, восходит к яычеству. Но, по Гоголю, ни эти верования, ни эти обряды уже не в состоянии спасти отошедших от людей, дом., своих корней.
Христианин Гоголь, опираясь на языческие традиции, спорит с ней. Ему видится спасение в том, что мы называем Соборностью духовной близости, основанной на радостном единении людей, но не на языческом празднике, а в любви к Богу и друг другу.
Тема «Юмор и сатира Н.В.Гоголя в «Предисловии»»
Цель: познакомить учащихся с самим текстом; обучить выразительному чтению; поработать с теоретико - литературным материалом;
Ход урока:
1. Выразительное чтение «Предисловия» к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Предварительная беседа строится примерно в следующем плане.
Предисловие к первому тому «Вечеров на хуторе...» представляет не только большой художественный интерес как замечательный образчик гоголевского юмора, но оно приковывает внимание и тем, что в немногих словах показывает положение писателя-демократа и «лакейский» характер тогдашней критики. Автор-«хуторянин» выражает боязнь по поводу своего вступления в литературу. Своё положение он сравнивает с положением мужика, которого из барских хором гонят лакеи. Под наивностью хуторянина здесь чувствуется едкая насмешка человека, приравнивающего реакционную критику к лакейству. У читателя невольно возникает вопрос, кого же надо разуметь под «высшим лакейством», но Рудый Панько снова уводит его в примитивный быт захолустной Диканьки. Однако простодушие рассказчика только кажущееся. Его критическая мысль снова выступает, когда столичным балам, где «зевают в руку», противопоставляется простое, искреннее веселье крестьянской молодёжи с музыкой, танцами, играми, с рассказами о старине.
Наряду с этим автор уделяет много внимания описанию внешности дьяка диканьской церкви Фомы Григорьевича, носившего «суконный балахон, цвету застуженного картофельного киселя», чистившего сапоги «самым лучшим смальцем», никогда не вытиравшего нос полою своего халата.
Это пародирование патриархальной манеры мышления и языка, смешение главного с не относящимся к делу лежит здесь в основе комического, в основе гоголевского юмора. Комическое впечатление создаёт и характер пафосного повествования, находящегося в полном несоответстви» с содержанием: «Что то за пироги, если бы вы только знали? Сахар, совершенный сахар! А масло, так вот и течёт по губам, когда начнёшь есть».
Подготовка к занятию требует прежде всего упражнений по выразительному чтению и для того, кто будет читать «Предисловие» целиком, и для тех, кто будет только цитировать.
Преподаватель, если это требуется, ставит наводящие вопросы, возбуждая самостоятельную мысль учащихся, внося только в последующем свои поправки.
2. Работа учащихся:
а) Юмор «Предисловия».
б) Сатира в «Предисловии».
Юмор «Предисловия» к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
1. Определение юмора (найти в словаре и выписать).
2. Юмор в «Предисловии»:
а) в описании одежды Фомы Григорьевича;
б) в характерной подробности с носовым платком;
в) в смешении главного с не относящимся к делу;
г) в повышенном тоне восхищения пирогами.
3. Найти в словаре и выписать определение слов «пародия» и «пафос». Определить их место в «Предисловии».
Сатира в «Предисловии» к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
1. Найти в словаре и выписать определение сатиры.
2. Сатира в «Предисловии»:
а) Как здесь характеризуется положение писателя-демократа?
б) Кого называли лакеями в прямом и переносном
смысле?
в) Какие черты им приписывались?
г) Почему здесь критиков сравнивают с лакеями?
д) Против кого ещё направлена сатира писателя?
е) Сопоставляя дворянскую и крестьянскую молодёжь, кому из них отдаёт предпочтение Гоголь?
Д/ з прочитать повесть «Сорочинская ярмарка»
Тема Сказочно счастливая развязка «Майской ночи...». Таинственный смысл повести
Ход урока
1. Рассказываем и читаем Гоголя (выступления учащихся).
2. Контрасты «Майской ночи...» и ее смысл.
— ...Удивило ли вас продолжение повести? Как построил ее Гоголь? Сравните 2-ю главу с последующими. Почему поэзия и таинственность первых страниц сменяется... «головой», пьяным Калеником и парубками? Что вы ощутили на этих страницах? Какие слова становятся ключом к ним? И с чего это вдруг появились в «Майской ночи...» «вольные казаки»? А при чем здесь «голова»? Как он выглядит под пером Гоголя? А другие лица? Как пишет Гоголь эти страницы? Почему они так задорны, насмешливы, даже едки? Найдите самые удивительные гоголевские фразы... в чем их секрет? А как выстроил автор события? Какую роль в них сыграла злополучная «свояченица»?..
— ...Может быть, вы чего-то с нетерпением ждали, читая веселое повествование о «голове» и парубках? Как же вернулась в повесть утопленница? Что напомнил вам ее разговор с Левко? И почему появляется эта параллель: Левко — Ганна, Левко — панночка-утопленница?.. А самое неожиданное в повести? Как же понять эту волшебную «реальность» — записку панночки?
— ...Как завершил Гоголь «Майскую ночь...»? Что вам напомнила эта страница? Сравните ее с началом предпоследней главы; ваши открытия.
— ...Какая картина повести особенно поэтична и величественна? Почему писатель дважды рисует украинскую ночь: в начале происшествий с Левко и в завершении повести? Перенесите эту картину на рисунок... А как ее создает Гоголь? В чем тайны его слова и фразы?
— ...Ожидали ли вы такую развязку? Как ее встретили? Контрастная композиция повести. Слияние сказочно-поэтического и реально-житейского начал как своеобразие гоголевских «Вечеров...». Ироническое в «Майской ночи...»; гоголевский смех в сюжете и языке; мастерство иронической гиперболы. Эпическая тема казацкой больницы. Трагическое в «Майской ночи...». Параллелизм образов Ганны и панночки как тайный смысл повести. Образ «божественной ночи» как ее символическое «обрамление».
Р. р. Овладение лексическими формулами: слияние противоположных начал, лиризм и ирония, поэзия народного предания, метафоричность, ширь гоголевской фразы, развернутое сравнение, неожиданность гиперболы, символика обрамления.
Здесь, как и повсюду, отбор лексики обусловлен читательскими высказываниями в ходе разбора текста.
Д. з.: Выписать из «Майской ночи...» наиболее характерную для Гоголя фразу и отметить ее особенности (своеобразие лексики, синтаксиса, интонации); прочитать «Вечера на хуторе близ Диканьки» и подготовить выступление «Захватывающая страница Гоголя».
Заключение
Анализ эпического произведения в школе — сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дисциплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.
Раскрывая основные вопросы методики анализа романа, мы подчиняем их главному, с нашей точки зрения, аспекту—задаче формирования у учащихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать па читателя, воспитывая и формируя «человека в человеке».
Особенно важно определить верную педагогическую концепцию анализа, наиболее действенный в учебно-воспитательном отношении подход к произведению.
Анализ в родовом аспекте позволяет не только углубить знания по литературе, но и содействовать воспитанию эстетического вкуса учащихся, пониманию художественного произведения как явления искусства.
Анализ основан на понимании специфики литературного произведения, единства его содержания и формы. Учителю важно самому раскрывать перед учащимися границы, отделяющие произведения разных жанров одного и того же автора и разных писателей.
Есть эпохи, особенно важные для жизни— обычно это эпохи стремительного развития общественного сознания, эпохи революций, ломающие все каноны, создающие .новые жанры. Напротив, в эпохи вялого общественного развития, в эпохи реакции, когда неподвижность владеет духом, умами общества, и род начинает окостеневать.
Род и жанр объединяют в себе все компоненты художественного произведения — композицию, образную систему, сюжетные линии, язык, стиль и придает им не только законченность, но и определенную окраску, или, как в музыке, включает идеи, мотивы и образы в определенную тональность. Каждый из компонентов в различных жанрах приобретает новое значение и содержание.
Так изучать художественное мастерство Н. В. Гоголя в школе начинают с « Вечеров..» — это лишь одна сторона многогранного творчества великого писателя, но она имеет столь существенное значение для учебно-воспитательной работы в школе, что заслуживает особого внимания учителя.