Все исследователи подчеркивают, что каждый художественный образ представляет типическое обобщение, которое раскрывается автором в соответствующих приемах типизации. Естественно, что это хорошо должно быть известно учителю и к раскрытию этих типических для своей эпохи черт характера и должна быть направлена характеристика.
Поэтому характеристика, которую учащиеся средних классов с трудом осваивают как рассуждение с элементами описания, обычно представляет собой изложение событий и поступков героя, иллюстрирующих или доказывающих основные его черты, основную идейную направленность его характера. Типические обстоятельства, которые обусловливают типический характер, в свою очередь не могут быть оторваны от него: раскрывая их, учащийся неизбежно говорит и о типическом характере.
Вот почему, знакомясь с поступками и поведением героя, учащиеся сами, не сознавая этого, не давая себе отчета, уже постигают определенный тип жизни, типический характер. Лишь постепенно, опираясь на отдельные художественные образы, можно в V классе подводить учеников к формированию понятия типического, объясняя его прежде всего как обобщение множественного, характерного, распространенного.
При работе над характеристикой не следует увлекаться чрезмерным логизированном, составлением планов, перечислением черт характера. Правильно, думается, поступают те преподаватели, которые первоначально предлагают учащимся рассказать то, что они знают о герое, а затем, ставя несколько вопросов типа «почему, зачем», подводят их к раскрытию основных черт и идейной направленности характера.
Очень неплохо в V—VI классах прибегать при характеристике к устному и даже живописному рисованию, как это практикуют учителя III—IV классов школы. Словом, задача заключается в том, чтобы гармонично раскрыть «мысль и чувство образа», прибегая и к логическому анализу, и к эмоциональному восприятию образа.
При помощи выразительного чтения и задушевной беседы нетрудно будет добиться от учеников такого гармонического восприятия и усвоения. Большую помощь могут в данном случае оказать смежные искусства — живопись (наглядные пособия), кино, театр.
Таким образом, основным в анализе должно явиться целостное восприятие содержания через художественный текст. Это значит, что учащиеся не только рационалистически анализируют текст, .размышляют над ним, привлекая, жизненные впечатления и полученные знания, но и по возможности синтезируют свои впечатления, полно переживают художественные образы. Вот почему необходимо после анализа обязательно потребовать от учащихся целостной, окрашенной отношением ученика устной или письменной характеристики рассмотренного образа-персонажа. Такой характеристике должен учить преподаватель, заканчивая анализ образа живым, синтезирующим его черты рассказом о поведении и поступках героя, добиваясь, чтобы в сознании учащихся после анализа оставался целостный, эмоционально окрашенный живой портрет героя, близкий и интересный для рассказчика. Именно такого яркого, вдохновенного рассказа о герое произведения должны мы добиваться от школьников в результате работы над художественным образом, а не рационалистического, равнодушного «перечисления» черт его характера.
Глава 2. Методика изучения произведений Н.В.Гоголя в V – VI классах
2.1.Специфика изучения «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
Главной заслугой Гоголя является создание «Ревизора» и «Мёртвых душ». Но и ранние его повести представляют исключительную художественную ценность. Без их изучения нельзя определить размеры его влияния на современных ему и последующих русских писателей.
Для средней школы «Вечера на хуторе...» имеют ещё и то значение, что учащиеся лучше поймут и скорее полюбят Гоголя, если предварительно познакомятся с этими произведениями. Это важно ещё и потому, что на основе накопленного учащимися конкретного материала преподаватель может с большей полнотой раскрыть творческий путь писателя. В свою очередь класс, включая даже наименее сильных учащихся, сознательно усвоит этот материал.
Наконец, знакомство с «Вечерами на хуторе...» и «Миргородом» в связи с последующим изучением «Мёртвых душ» поможет полнее разобраться в мировоззрении великого русского» писателя.
Не все произведения « Вечеров..» включены в программу для обязательного изучения, а на наш взгляд, необходимо познакомиться со всеми историями, входящие в «Вечера..», так как они дополняют друг друга и составляют единое целое.
С начала первой четверти учебного года повести Н.В. Гоголя последовательно, одна за другой, могут даваться учащимся для классного и внеклассного чтения.
Чтению и изучению может быть предпослана небольшая вводная беседа примерно следующего содержания.
Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель, литературная деятельность которого относится к 30—40-м годам XIX в. Он с глубокой любовью относился к своей родине, к своему народу и проявлял исключительный интерес к народному творчеству, быту, мировоззрению, к народным характерам. Творчество Гоголя носило прогрессивный, демократический характер.
В 1831 г. вышел первый том его повестей, объединённых общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Книга сразу привлекла к себе общее внимание и положила начало славе Гоголя.
А. С. Пушкин писал о ней: «Сейчас прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился». В 1835 г. великий критик Виссарион Григорьевич Белинский дал такой отзыв о повестях Гоголя:
«Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная...»
Ранние произведения Гоголя проникнуты юмором. Реже мы видим в них сатиру. Встречаются у Гоголя и героические повести. С одной из них, с «Тарасом Бульбой», вы уже хорошо знакомы.
Свою вступительную беседу преподаватель заключает последовательным перечислением повестей, входящих в состав «Вечеров на хуторе..» и намечает план их чтения, отводя на каждую повесть по одной неделе, кроме тех, которые входят в программу. Это «Майская ночь …» и « Ночь перед Рождеством». Учитель должен составить план изучения так, чтобы эти повести органично вошли в процесс чтения и знакомства с произведением.
Проверка понимания и усвоения прочитанного проводится на уроке. Для этого после ответов по домашнему заданию ставится два-три вопроса опрашиваемому и столько же — другим учащимся. Иногда, в зависимости от количества, вопросы к одной повести распределяются между двумя уроками.
Вопросы формулировались преподавателем заранее и вносились в план его урока. Ниже приводится примерный перечет этих вопросов.
Первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
Предисловие к первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»
1. Под чьим именем Гоголь издал эти повести? (Понятие о псевдониме.)
2. Кто такой Рудый Панько и что значит его прозвище?
3. Чего боялся пасичник Рудый Панько при издании своих произведений?
4. Назовите главных рассказчиков занимательных историк '^на «вечерницах» у Рудого Панька.
5. Из-за чего произошла размолвка между дьяком Фомой Григорьевичем и панычом в гороховом кафтане?
6. Как удалось предупредить между ними ссору? Продумайте дома, в чём юмор «Предисловия».
«С о р о ч и н с к а я я р м а р к а»
1. Назовите действующих лиц повести.
2. Где происходят описываемые в ней события?
3. Как автор описывает летний день?
4. Как он описывает ярмарку?
5. Зачем приехал Солопий на ярмарку?
6. Кто и для какой цели распространил слух о «красной свитке» на ярмарке?
7. Расскажите содержание этой легенды.
8. Как использовал её Голопупенко в своих целях? Продумайте дома, в чём комизм образа Солопия Черевика и юмор всей повести.
«Вечер накануне Ивана Купала»
1. Как Гоголь описывает в своей повести быт крестьян?
2. Почему батрак Петро не мог жениться на Пидорке?
3. Какое существовало поверье о цветке папоротника?
4. Как передаётся в повести предание о человеке, добывшем богатство путём преступления?
5. О каких проявлениях «нечистой силы», помимо этого» рассказывается в повести? Какое впечатление они производят?
Продумайте дома, какова основная идея этого произведения.
«М а й с к а я ночь или утопленница»
1. Как описывается природа в «Майской ночи»?
2. Кто такой голова и как он обращается с крестьянами?
3. Как они отплачивают ему за его несправедливость?