Смекни!
smekni.com

Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя (стр. 7 из 11)

Таким образом, выступлению Гоголя в начале 30-х годов в печати предшествовала большая подготовительная работа.

Учащиеся могут использовать для своих докладов докумен­тальный материал, приводимый в беседе преподавателя. (Соот­ветствующие цитаты целесообразно выписать на отдельных карточках.)

Четвёртое занятие посвящено «Сорочинской ярмарке».

Примерные доклады учащихся:

1. Красочность описаний природы, ярмарки, внешнего вида действующих лиц в «Сорочинской ярмарке».

2. Отражение народного творчества в повести.

3. Реализм сюжета и бытовых картин.

В плане подготовки учащихся к докладам проводится бе­седа после прочтения ими повести.

Содержание её примерно следующее.

Комическая повесть. «Сорочинская ярмарка» построена на реалистической основе, и фантастический элемент трактуется в ней как проявление суеверия. Вся повесть пронизана юмо­ром, начиная от выбора жениха, основным достоинством кото­рого, "по мнению отца невесты, является умение пить «го­рилку» в неограниченном количестве, и кончая описанием «храброго» поведения казаков при появлении в окне свиного рыла.

Комический характер носят и имена героев: «Солопий Черевик (черевик в переводе на русский язык —туфля), Грицко Голопупенко, Хавронья Никифоровна». Однако комизм имеет здесь не только внешний характер:

он обусловливается определёнными внутренними особенностя­ми изображаемых персонажей. Хотя образы действующих лиц намечены в повести немногими чертами, но это не лишает их жизненности, реализма. Как живые, проходят перед читателем добрый, но слабовольный Солопий Черевик, его сварливая и властолюбивая жена Хавронья Никифоровна, трусливый любитель любовных приключении попович, смелый и дерзкий Грицко, красавица Параска, пленённая ласковостью и красивым поясом Грицка.

В качестве средства характеристики здесь с большим ма­стерством использован язык действующих лиц. Простодушно-доверчивый, невежественный Черевик обращается к куму:

«Скажи, будь ласков, кум! Вот прошусь да и не допрошусь истории про эту проклятую свитку». — «Э, кум! Оно бы и не годилось рассказывать на ночь; да разве уж для того, чтобы угодить тебе и добрым людям», — отвечает не отличающийся храбростью кум.

Иной склад речи у получившего 'в духовной семинарии образование поповича: «Тс! ничего, ничего, любезнейшая Хавронья Никифоровна! Выключая только уязвления со сто­роны крапивы, сего змееподобного злака, по выражению по­койного отца протопопа...»

Параска свои затаённые думы и чувства выражает языком песни: «Скорее песок взойдёт на камне и дуб качнётся в воду, как вербы, нежели я нагнусь перед тобой».

Язык самого автора прост, меток и выразителен. Реалистич­ны здесь описания избы, ярмарки.

Но несмотря на черты реализма, «Сорочинская ярмарка» носит романтический характер. Здесь мы видим одностороннее освещение народной жизни и отдельных характеров, чрезмерно пышные описания природы, молниеносно вспыхнувшую любовь сердцах Грицка и Параски, а также несколько фантастиче­ские средства борьбы Грицка за своё счастье, обобщённый портрет молодой красавицы, наконец, наличие народных пове­рий.

Это сочетание реализма и романтизма в раннем творче­стве Гоголя носит своеобразный характер, оттеняя внут­реннее богатство народной жизни. Автор подсмеивается над слабостями «поселян», живёт их жизнью, говорит их язы­ком, любовно повторяет в эпиграфах их песни, понимает их обычаи и уверенно вводит в среду этой жизни читателя.

Первое и второе из намеченных сообщений учащиеся могут подготовить самостоятельно. Преподавателю достаточно будет дать общие указания, а затем сделать свои замечания в заклю­чительном слове на заседании кружка. Тема третьего значи­тельно труднее, и план его должен быть предварительно об­суждён более или менее подробно.

Его следует начать с точного определения значения реа­лизма как литературного направления. После этого можно об­судить, как раскрыть черты реализма в сюжете, описании бы­товых сцен (по пути на ярмарку и на ярмарке), в трактовке легенды о красной свитке.

«Вечер накануне Ивана Купала».

1. Описание быта крестьян в повести.

2. Народное предание как основа сюжета и главная идея

повести.

3. Юмористическое изображение народных верований в «не­чистую силу».

Начало рассказа «Вечер накануне Ивана Купала»,_и вооб­ще вся художественная рамка, в которую вставлена трагиче­ская, полная мрачной фантазии народная легенда, носит ярко выраженный реалистический характер. Фома Григорьевич, от имени которого ведётся рассказ, вспоминает обстановку, в ко­торой слышал эту чудесную историю от своего покойного деда. Зимний вечер в крестьянской избе с узенькими запушёнными инеем окнами. Мать прядёт пряжу, качая в то же время ногой люльку и напевая песню. Дрожащий огонёк примитивного светильника («каганца»), жужжанье веретена и рассказ старого деда, давно уже не слезавшего с печи, про старину. После та­кого рассказа мальчик «положенную свитку» часто издали принимал «за свернувшегося дьявола» Прежде чем переходить к основной теме, рассказчик с уко­ризной говорит о том, что «эдакое неверие разошлось по свету! Да чего,—вот не люби бог меня и пречистая дева! Вы, может, даже не поверите: раз как-то заикнулся про ведьм — что ж? Нашёлся сорви-голова, ведьмам не верит!» И когда после этого вступления Фома Григорьевич начинает рассказывать фантастическую историю, слышанную им от деда, о страшных делах нечистой силы, читатель воспринимает её как плод на­родной фантазии, как произведение народного творчества, об­работанное Гоголем и вставленное в рамку реалистической по­вести.

Здесь переплетается быль с вымыслом. Бедный хутор, где лепилось около десятка крестьянских избёнок, «не обмазанных, не укрытых», не огороженных хотя бы плетнём. Это жили «бо­гачи». «Голь» же, к которой принадлежала и семья рассказ­чика, жила просто в ямах. Не было защиты ни от иноземных, ни от своих насильников. В этом-то хуторе полюбил молодой батрак Петрусь хозяйскую дочку Пидорку.

Узнав, что Пидорке сватают богатого жениха, Петрусь с горя побрёл прямо в шинок. И вот тут, когда человек поте­рял всякую надежду, в его дела вмешивается нечистая сила, которая толкает его на преступление. Он теряет власть над своими поступками, и простая, привычная жизнь заменяется кошмарными видениями. В основе сюжета рассказа лежит древнее поверье о силе цветка папоротника, расцветающего в Иванову ночь.

Совершив тяжёлое преступление, Петрусь разбогател и женился на Пидорке, но ценой преступления нельзя купить счастья—высокое моральное чувство народа не допускает этого. Петрусь гибнет. Пидорка уходит в монастырь.

И снова от полного трагизма и мрачной фантастики народ­ного предания рассказчик возвращает нас к повседневному бы­ту, к лукавой шутке о том, как чарка кланялась в пояс опьяневшему церковному старосте, как «отец Афанасий ходил по всему селу со святою водою и гонял черта кропилом по всем улицам», как чорт по вечерам стучал в крышу и цара­пался по стене в отместку за то, что тётка покойного деда рас­сказчика закрыла шинок на Опошнянской дороге, где он, в лице Басаврюка, любил пьянствовать, «как нечистое племя... поправляло на свой счёт» развалившийся шинок. Как бы под­чёркивая фантастичность повествования подсмеиваясь над доверчивыми слушателями, автор дополняет свой рассказ несообразностями об ожившем жареном баране, о пляшущей по избе в присядку квашне. Всё это прозрачно намекает на скептицизм рассказчика, очевидно, желающего вызвать такое же отношение и у читателя. Непоколебимой остаётся только простая и великая правда о трудной жизни крестьянской бед­ноты, о тяжести социального неравенства, о моральной высоте народных воззрений, о скептическом отношении ко всякого рода суевериям.

Таким образом, в рассказе «Вечер накануне Ивана Купа­ла» Гоголь рисует картину народной жизни с её бытом, горестями, верованиями, в центре которой даётся народная легенда, проникнутая высоким моральным чувством.

Преподаватель ставит доклад­чикам ряд вопросов, задача которых — выявить, насколько ясен для них характер их будущих докладов.

1. Как показана в повести жизнь крестьянской бедноты и состоятельной части крестьянства?

2. Как изображены в ней взаимоотношения батрака и хо­зяина?

3. Какое народное поверье включено в сюжет по­вести?

4. Почему Петрусь и Пидорка не могли быть счастливы?

5. Как проявляла себя в селе «нечистая сила»?

6. Как относится автор к народным суевериям?

Занятие посвящено повести «Майская ночь или утопленница».

1. «Пан-голова» и его взаимоотношения с крестьянами.

2. Народные легенды в повести «Майская ночь».

3. Лиризм повести.

4. Черты реализма и фантастики в «Майской ночи».

Приводим примерное содержание вводной беседы в повести «Майская ночь или утопленница» Гоголь развёр­тывает повествование в двух планах: реалистически-бытовом и фантастическом. Вся повесть пронизана глубоким лиризмом. На берегу большого пруда, утопая в зелени, раскинулось тихое украинское село. Всё залито лунным светом. Но в этом благодатном уголке жизнь простых людей далеко не легка. Правда, молодость берёт своё, и молодёжь поёт и веселится, но на переднем плане здесь пан-голова. Он глуповат, тщесла­вен и хвастлив; несмотря на свою старость, любит поухажи­вать за молодыми девушками. В селе он представитель власти, и «всё село, завидевши его, берётся за шапки».