2.3. Конспекты уроков
Горьким словом моим посмеются» — слова надписи на надгробии Н.В.Гоголя взяты из книги пророка Иеремии (гл. 20, ст. 8) и в каноническом переводе звучат так: «Ибо лишь только начну говорить я — кричу о насилии. воплю о разорении, потому что Слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние».
Н.В.Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь, согласно христианскому идеалу: «Поэзия — это незримая ступень к христианству».
Как совместить эту высокую цель со смехом, с его даром иронии, насмешки над человеком, над его несовершенством? Писатель видит один путь — это путь любви. В записных книжках Гоголя читаем о русском народе: «В нем света мало, но теплоты много».
Вопрос о свете — коренной вопрос для Гоголя. «Страшна душевная чернота, и зачем видится это только тогда, когда неумолимая смерть стоит перед глазами», — писал художник в «Завещании».
Тема душевной черноты— тема «Вечеров...», «Страшной смерти», «Вия», «Записок сумасшедшего», «Мертвых душ».
Очень важно донести до учеников мысль о том, что полюбить людей «черненькими» для Гоголя — значит спасти их от черноты, изгнать ее из души.
Не менее важным представляется убедить ребят в том, что великий писатель не отделяет задач очищения и просветления героев от самого себя.
Летом 1850 года Н.В.Гоголь посещает Оптину пустынь и просит у иеромонаха зашиты, просит молиться за него, ибо Христос «силен», милосерден, сделать все из меня, черного как уголь, убелить и возвести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о «святом» и «прекрасном».
Необходимо показать детям, что очищающий смех Гоголя мягок, светел, он не тянет в глубину омута, черноты человеческой. Он возносит, поднимает над самой смертью. На пути гоголевского смеха встает неумолимая стена — Смерть. Кажется, что об нее должны разбиться и смех, и веселье, и сама радость жизни. Трагическое соседство Жизни и Смерти писатель ощущает всегда. Не ей ли, косой старухе-Смерти, бросает Гоголь вызов своим смехом? Не через ее ли темные владения перелетает смех Гоголя, перенося человека в бессмертие?
В этом феномен творчества великого русского писателя-гуманиста.
Убежденностью Гоголя в человека, в возможность его преображения и бессмертия через веру, любовь, красоту, творчество должны проникнуться наши ученики, прикасаясь к творчеству великого мастера.
Тема урока «Смешное и страшное в « Вечерах..» Н.В.Гоголя
Ход урока
1. Эмоциональное введение в тему урока.
— Послушайте, как о человеческом смехе говорит великий русский писатель Ф.М.Достоевский в романе «Подросток»:
«Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет... а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек».
— Согласны ли вы с писателем?
— Что, на ваш взгляд, дает ему право так полагать?
II. Переход к теме урока. Н.В.Гоголь, к творчеству которого мы приобщаемся,
очень любил посмеяться, он обладал великим даром иронии. Прекрасные страницы гоголевских произведений веселы, ярки, задорны.
1. Давайте вспомним самые яркие из них.
Ответы учащихся: «Мне кажутся очень смешными эпизоды, в которых незадачливые ухажеры попадают в метки к Солохе...»; «А мне очень весело представлять, как Пацюк ест вареники...»; «А для меня самый смешной герой черт. Уже в начале повести, описывая черта, писатель подтрунивает над ним. Я представляю, как он топает копытцами на морде, как неловко пролетает в трубу к Солохе...»
2. Обобщение ответов учащихся. — Если бы вам пришлось сказать несколько самых точных, выразительных слов о смехе Гоголя, то какие бы вы подобрали? (Веселый, задорный, легкий, светлый.)
3. А вот как сам писатель говорил о своем смехе (на книги «Память жанра» В. П.Филимонова).
«Смех значительнее и глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным, болезненным расположением характера; не тот также легкий смех, служащий для праздного развлечения и забавы людей, — но тот смех, который весь излетает из светлой природы человека...
Нет, несправедливы те, которые говорят, будто возмущает смех. Возмущает только то, что мрачно, а смех светел. Многое бы возмутило человека... но озаренное силой смеха, несет оно уже примиренье в душу... Но не слышат могучей силы такого смеха...»
Гоголь услышал эту могучую силу смеха и сумел воплотить ее. В чем, по-вашему, сила гоголевского смеха?
Смех Н.В.Гоголя очищает героев, помогает бороться с нечистой силой, возвышает над смертью, поэтому о нем можно сказать животворящий, это роднит его с народной смеховой традицией, где смех утверждает жизнь, черпает свою силу в праздничном народном коллективе.
III. Поворот в разговоре. О страшном.
Сейчас хочу направить наш разговор в иное русло, обратиться к иным граням
творчества. Тему этого разговора подсказали ваши многочисленные вопросы по страшным страницам «Вечеров...».
Гоголь умеет возбуждать веселье, но сам часто остается печален. Заканчивается повествование, и он как бы один, за границей праздничной ярмарки.
Давайте вспомним самый финал «Сорочинской ярмарки».
«Гром, хохот, песни. Слышались тише и тише» до слов «Скучно оставленному! И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему...».
— Откуда эта грусть? Печальные страницы «Вечеров...» — это лирический голос самого автора, а он
— человек той половины XIX века, времени, когда народное единство разрушается и человек остается один.
— Вспомните вывод, который мы сделали, прочитав «Бесов» А.С.Пушкина.
В природе человека, отъединенного от целого, таится злое, неживое.
— Что же тогда может стать опорой для человека?
— В чем его спасение? IV. Постановка задач урока. Страницы «Вечеров...» — это попытки Н.В.Гоголя ответить на эти вопросы для себя и нас. Логика сборника, его настроение проясняется при сопоставлении повестей. Сегодня в центре внимания две из них: «Вечер накануне Ивана Купала» и *Ночь перед Рождеством*.
V. Сравнительно-сопоставительный анализ.
1. Общая характеристика сюжета. Беседа.
— Есть ли основание сопоставлять эти повести? (Да, сходство сюжетов.)
— Как вы охарактеризуете сюжеты, выявите общее? Сходство очевидно: молодой человек добивается любви юной красавицы. Для этого ему необходимо пройти через испытание и даже воспользоваться нечистой силой.
— К какому раннему жанру восходит сюжет? (Сказка.)
— С противоборством каких сил связан? (Добра и зла, Жизни и Смерти.)
— В каких образах у Гоголя реализуются эти силы?
С одной стороны Жизнь, с ней Юность, Красота, Любовь. С другой — Смерть, с ней Старость, Неживое, застывшее; образ смерти несет нечистая сила, она рождает Страх.
Это противостояние, восходя к масленичному обряду противоборства Весны, а с нею Молодости, Лтбви и Зимы (Смерти, Старости) — магистральный сюжет гоголевского творчества, начиная с «Вечеров...» и заканчивая «Мертвыми душами». Он произрастает из вечного противостояния Жизни и Смерти, в самом существовании человечества, но когда проникает в душу одного человека, заставляет его страдать. Не всем удается выйти и:) этого конфликта достойно.
Вакула удается победить черта, добиться счастья, а Петру — нет. В чем же дело?
Полистаем странички и вспомним самые яркие. Прозвучат они параллельно, что поможет вам найти правильный ответ на вопрос.
2. Анализ ключевых эпизодов (индивидуальные ответы учащихся).
а) Мы в Диканьке, в атмосфере христианского праздника.
Характеристика Диканьки, ее обитателей, атмосферы.
На что обращает внимание Гоголь, рисуя Диканьку?
Атмосфера праздничная, яркая, это последний день нечистой силы.
А теперь перенесемся в другой хутор и в атмосферу другого праздника.
6) Рассказ о купальской ночи.
— Каким видит Гоголь этот праздник? (Это пробуждение нечистой силы.)
Гоголь, кажется, не принимает языческого праздника и бросает героя в дьявольскую пучину. Но почему?
— Почему не состоялось счастье Петра? (Алчность Петра сыграла роковую роль.)
— Но разве легко решиться на кровь младенца?
— Почему Петр стал способен на такое?
Ответ рождается не просто. Для этого проследим судьбу героя.
— Заглянем в хутор, где живет Петр. в) Характеристика хутора (с иллюстрациями).
- Каково главное ощущение? Хутор затерян у дороги, заброшен. Здесь все лишено порядка, Лада, а главное — почвы, Дома. Какое-то сплошное шатание, беэдомье.
— Почему в таком хуторе живет Петр?
Он сам Безродный, без рода, без корней, одинокий.
— Посмотрите, как он одет, верит ли в возможность счастья?
Итак, у Петра нет дома, дела, веры. Нет того, что мы называем нравственным стержнем. Кажется, Бог оставил его, а где оставляет Бог, там появляется Дьявол. Одинокой душе не справиться с ним.
г) Характеристика Вакулы.
— Таков ли Вакула? Вглядимся в этого человека.
— Какое он на вас произвел впечатление?
д) Сопоставительный анализ последних страниц повестей: красивый дом Вакулы — разрушение дома Петра: красавица жена, дети — уход Пидорки в монастырь.
VI. Обобщение по уроку. Беседа с учащимися.
— А теперь вернемся к вопросу, который поставили в начале.
— Почему Вакуле удается победить нечистую силу и обрести счастье, а Петру — нет?
— Какие опоры видит Гоголь в жизни?
Ответы учащихся.
Выводы учителя — обобщение по уроку. Одно из постоянных гоголевских столкновений — в комическом или трагическом плане — столкновение человека с дьявольскими силами.