*211 Борей - северный ветер, Нот - южный, Эвр - восточный, Зефир - западный.
*212 Феакийцы - мифический народ, остров которых, по представлению греков, находился где-то на крайнем западе моря.
*213 Мифический народ.
*214 То есть люди, питающиеся лотосом.
*215 Мифический остров; по представлению греков, находился на краю моря, на дальнем западе.
*216 Мифический народ, живший будто на крайнем северо-западе земли.
*217 Ахеронт, Коцит и Пирифлегетонт - реки, протекающие в подземном царстве Аида.
*218 См. миф о Персее в части 1.
*219 Греки иногда называли Тринакрией современную Сицилию.
*220 Феспроты - народ, живший в Эпире. Одиссей упоминает о феспротах и Дулихии, чтобы придать большую достоверность своему рассказу, так как Итака лежала на пути из Феспротии в Дулихий, город в Акарнании.
*221 Город в Эпире, на западе Северной Греции, с знаменитым в древности святилищем и оракулом Зевса.
*222 Царь Ойхалии (см. часть 1, "Геракл и Эврит").
*223 Белая скала, находившаяся, как думали греки, у входа в подземное царство бога Аида.
*224 Дикий тюльпан бледно-желтого цвета.
*225 Энгельс в своем труде "Происхождение семьи, частной собственности и государства" говорит, что Бахофен прав, когда он в своем труде "Материнское право", пользуясь мифом о мести Ореста матери за убийство его отца, доказывает, что в этом мифе изображена борьба между гибнущим материнским правом и побеждающим его отцовским правом. В этом мифе защитницами материнского права являются Эринии. Они преследуют Ореста за тягчайшее по материнскому праву преступление; ведь он убил мать, свою самую близкую кровную родственницу, убил за то, что мать убила мужа, с которым в кровном родстве она не состояла. Боги же Аполлон и Афина в мифе являются защитниками отцовского права. Они заступаются за Ореста, так как считают его правым, раз он мстил за отца, своего ближайшего кровного родственника по отцовскому праву. Афина на суде ареопага подает голос за оправдание Ореста. Орест оправдан. Отцовское право, таким образом, победило материнское право (Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства, предисловие к 4-му изданию 1891 г.).
*226 Эринии в переводе на русский язык значит "гневные".
*227 Круглый камень, стоящий в дельфийском храме. Греки считали, что этот камень находится в самом центре земли, которую они представляли себе плоской.
*228 Ареопаг - судилище в Афинах из представителей знатнейших родов.
*229 Эвмениды - милостивые, благосклонные богини.
*230 Современный Крым.
*231 Горы в Средней Греции, между Аттикой и Беотией.
*232 То, как трактует миф об Эдипе Софокл, писавший свои трагедии в V в.до н. э., ясно показывает, что в его время вера в богов начала уже колебаться. И сам Софокл считал, что рок могущественнее богов. Поэтому мы видим, что Эдипу, как он ни старается, не избежать того, что сулил ему рок. Ничто не может спасти многострадального Эдипа; он сам идет навстречу своей гибели; он против своей воли сам помогает исполниться велениям рока. Эдип гибнет, хотя всегда ревностно чтил богов. Миф об Эдипе в трактовке Софокла может служить ярким примером того, как мифы приобретали новые черты, как изменялись они в соответствии с культурным ростом общества древней Греции.
*233 Колон находился от Афин приблизительно в 7 километрах.
*234 Город на севере Пелопоннеса, на побережье Коринфского залива.
*235 Город в Арголиде, на севере Пелопоннеса.
*236 По другому преданию, немейские игры учреждены были Гераклом после того, как он убил немейского льва. См. Часть 1, "Геракл".
*237 См. миф о Пелопсе, часть 1.
*238 Эпигоны - по-гречески значит потомки.
*239 Область в центральной части Пелопоннеса.
*240 Народ, живший в Эпире, в северо-западной Греции.
*241 Река, разделяющая Акарнанию и Этолию, области на запада средней Греции.