ВВЕДЕНИЕ
Понятие «современная литература» подразумевает тексты, написанные с 1985 года по настоящее время. Выделение нижней границы периода, 1985 г., пожалуй, не нуждается в комментариях: это дата начала перестройки, открывшей не только путь к политико-социальным преобразованиям, но и способствовавшей трансформациям внутри собственно литературного процесса – открытию новых тем (тем социального дна), появлению героя, который был невозможен на предыдущем этапе развития литературы (это солдаты караульных войск, как в текстах О.Павлова, девушки легкого поведения, как в повести В.Кунина «Интердевочка», заключенные в тексте О.Габышева «Одлян, или Воздух свободы»). На поверхность литературной жизни вышли тексты, новаторские с точки зрения стиля. Вхождение модернизма в современный литературный процесс имеет точкой отсчета 60-70-е гг. (см. повесть В.Аксенова «Затоваренная бочкотара» (1968), самиздатовский альманах «Метрополь», собравший на своих страницах тексты экспериментального характера (1979)). Тем не менее такие эксперименты не отвечали установкам соцреализма и не поддерживались официальными издательствами. Литература с усложненной формой письма (потоком сознания, повествовательной многослойностью, активными контекстами и подтекстами) получила настоящее право на существование только после 1985 г.
Следует отметить, что исследовательское отношение к современной литературе далеко не ровное. Так, А.Немзер характеризует конец ХХ века как «замечательное» ( в плане художественных достижений) десятилетие, Е.Шкловский определяет современную литературу как «бесприютную», а поэт Ю.Кублановский и вовсе призывает отказаться от знакомства с ней. Причина таких диаметрально противоположных характеристик в том, что мы имеем дело с живым процессом, который созидается на наших глазах и, соответственно, не может быть однозначно и полно оценен.
Современную литературную ситуацию можно охарактеризовать по нескольким позициям:
1. в силу специфики литературного ХХ века, когда поле литературы нередко совмещалось с полем власти, частью современной литературы, особенно в первое постперестроечное десятилетие, стала так называемая «возвращенная» литература (в 80-90-е гг. вернулись к читателю роман Е.Замятина «Мы», повесть М.Булгакова «Собачье сердце», «Реквием» А.Ахматовой и мн. др. тексты);
2. вхождение в литературу новых тем, героев, сценических площадок (например, сумасшедший дом как место обитания героев пьесы В.Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги командора»);
3. преимущественное развитие прозы по отношению к поэзии (долгое время было принято говорить об упадке в современной поэзии);
4. сосуществование трех художественных методов, которые по логике вещей должны сменять друг друга: реализма, модернизма, постмодернизма.
Долгое время было принято говорить о конце современной поэзии, о немоте как ее голосе. В последнее время отношение к современной поэзии несколько меняется.
Поэзию, как и прозу, можно разделить на реалистическую и постреалистическую . К реализму тяготеет лирика Н.Горлановой, И.Евса, О.Николаевой с религиозной проблемтикой. На следовании традициям построена поэзия неоакмеистки Т.Бек. Среди новаторских поэтических направлений можно выделить:
1) концептуализм (Д.Пригов);
2) метареализм (О.Седакова, И.Жданов);
3) поэзию метаметафористов (А.Еременко, А.Парщиков);
4) поэзию иронистов (И.Иртеньев, В.Вишневский);
5) поэзию «куртуазных маньеристов» (В.Степанцов, В.Пеленягрэ) и др.
СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ПОЭТЫ
Борис Борисович Рыжий (1974—2001)
Борис Рыжий родился в семье учёного. В 1980 его семья переехала в Свердловск. В 14 лет начал писать стихи и в то же время стал чемпионом Свердловска по боксу среди юношей. В 1991 году Борис Рыжий поступил в Свердловский горный институт и женился; в 1997-м окончил отделение геофизики и геоэкологии Уральской горной академии. В 2000-м окончил аспирантуру Института геофизики Уральского отделения РАН. Проходил практику в геологических партиях на Северном Урале. Опубликовал 18 работ по строению земной коры и сейсмичности Урала и России. Работал младшим научным сотрудником Института геофизики УрО РАН, литературным сотрудником журнала "Урал". Вел рубрику "Актуальная поэзия с Борисом Рыжим" в газете "Книжный клуб" (Екатеринбург). Участвовал в международном фестивале поэтов в Голландии.
Всего им было написано более 1300 стихотворений, из которых издано около 350. Первая публикация стихов в 1992 в «Российской газете» — «Облака пока не побледнели…», «Елизавет» и «Воплощение в лес». Первая журнальная публикация появилась в 1993 году в «Уральском следопыте» (1993, № 9). Его стихи публиковались в журналах «Звезда», «Урал», «Знамя», «Арион», альманахе «Urbi», переводились на английский, голландский, итальянский, немецкий языки.
Лауреат литературных премий «Антибукер» (номинация «Незнакомка»), «Северная Пальмира». Участвовал в международном фестивале поэтов в Голландии.
Покончил жизнь самоубийством (повесился). Предсмертная записка оканчивается словами: "Я вас всех очень люблю. Без дураков".
Стихи Бориса Рыжего переведены на все европейские языки, а в Голландии любовь к нему так велика, что популярная рок-группа Де Кифт записала две песни на его стихи.
По утверждению Евгения Рейна, «Борис Рыжий был самый талантливый поэт своего поколения»
Сборники стихов:
И всё такое… — СПб: Пушкинский фонд, 2000. Составитель Г. Ф. Комаров.
На холодном ветру. — СПб: Пушкинский фонд, 2001. Составитель Г. Ф. Комаров (выпущена посмертно).
Стихи. — СПб: Пушкинский фонд, 2003. Составитель Г. Ф. Комаров (выпущена посмертно).
Оправдание жизни. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. Составитель Ю. В. Казарин, редактор Е. С. Зашихин (Лирика, проза, критика, интервью, письма) (выпущена посмертно).
Типа песня. — М.: Эксмо, 2006. Составитель О. Ермолаева (выпущена посмертно).
Критик Александр Абрамов в своей статье «Промышленной зоны красивый и первый поэт» пишет: «Уже в первых публичных откликах на стихи Рыжего (см., например, замечательную статью О.Славниковой в Новом мире в 2000г.) говорилось о таланте, о большой энергетике двадцатипятилетнего поэта, выделяющих его из общего потока. К сожалению, всевозможные предупреждения и призывы, звучавшие в этих первых откликах и обращённые к молодому поэту, в частности, о том, что «эстетика и та мифология, с которой сейчас работает Борис Рыжий, исчерпаемы и конечны», пожелания покончить с широким употреблением ненормативной и блатной лексики и т.д. и т.п. (вспомним похожую ситуацию с предупреждениями Горького, обращёнными к Есенину и Павлу Васильеву) повисли в воздухе. Поэт покончил с собой в лермонтовском возрасте в мае 2001 г., и потомкам остаётся оценивать не то, что хотелось бы и как хотелось бы, чтобы поэт ещё написал, а только то, что им было создано за его недолгую жизнь.»
Трагическое бытие и являлось основной тематикой и отчасти движущей силой поэзии Бориса Рыжего:
... Не в ладах
Я был с грамматикою жизни.
Прочел судьбу, но ничего не понял,
К одним ударам только и привык
К ударам, от которых словно зубы,
Выскакивают буквы изо рта.
И пахнут кровью.
Спокойная, размеренная жизнь не для Рыжего. Описывая ее, как возможный вариант, в стихотворении " С трудом закончив вуз технический...", он прямо говорит, что при такой жизни его душа умрет. Эта ненависть к сытой мещанской жизни, по словам Абрамова, противопоказанная большинству поэтов, проходит через все творчество Рыжего:
На комоде плюшевый мишутка.
Стонет холодильник "Бирюса".
Потому так скверно и так жутко,
что банальней выдумать нельзя...
Многие строки Рыжего, с презрением обращенные к " устроившимся" в жизни, напрямую ассоциируются с блоковскими: " Они давно меня томили ...". Вселенская печаль русской поэзии («И томит меня тоскою однозвучный жизни шум…», «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», «Но русскому сердцу везде одиноко… И поле широко, и небо высоко.») не обошла и Рыжего:
Оставь мне небо тёмно-синее
и ели тёмно-голубые,
и повсеместное уныние
и горы снежные, любые.
И ещё
Эта осень и слякоть, и хочется плакать…
Или
Мне холодно, читатель мне темно…
И также
Всегда тоскует человек,
но иногда тоскует очень,
тоскует как тагильский зэк,
как ивдельский разнорабочий.
В осенний вечер проглотив
стакан плохого алкоголя,
сидит и слушает мотив,
мотив тоски, мотив неволи…
Замечательны лирические стихи Рыжего о любви: " Я по снам твоим не ходил...", "Не признавайтесь в любви никогда...", "Веди меня аллеями пустыми..."
Можно найти в стихах поэта и философские обобщения:
...И бесконечность прошлого, высвеченного тускло,
очень мешает грядущему обрести размах...
Ощущение близкой смерти пронизывает чуть ли не все творчество Рыжего. Здесь и цыганка, нагадавшая ему " не живут такие в миру ", и сцена в ЦУМе " ты запомни его (английского манекена) костюм, я хочу умереть в таком..." и чуть ли не детальные описания своей смерти: "я умру в старом парке на холодном ветру...", "я умру на чужом продавленном диване...",
...Я точно знаю, где и как погибну –
Сначала все покинут, а потом
Продам все книги. Дальше будет холод,
Который я не вынесу...
и даже:
... Не гляди на меня виновато,
я сейчас докурю и усну –
полусгнившую изгородь ада
по-мальчишески перемахну.
Парадокс поэзии, да и жизни Бориса Рыжего, в том, что сколько бы ужасного и страшного он не описывал в своих стихах, почти также сильно, как он ненавидел многое из того, что его окружало, он это же самое безумно любил. И эта любовь рождает такие замечательные строки:
...За то благодарю, что скверный гость
я все-таки довольно сносно встречен –
и для плаща в прихожей вбили гвоздь,
и целый мир взвалили мне на плечи.
...............................................................
За все, за все. За то, что не могу,
чужое горе помня, жить красиво.
я перед жизнью в тягостном долгу,
И только смерть щедра и молчалива...