Виктор Пелевин принадлежит к числу тех современных авторов, относительно которых среди литературоведов пока не сложилось единого устоявшегося мнения. Творения молодого прозаика, получившего букеровскую премию уже за первую книгу своих рассказов «Синий фонарь» (1991), были быстро замечены критикой, однако многие специфические черты его творчества в сочетании с экстравагантным поведением сильно подорвали репутацию писателя, затруднив его признание литературоведами.
Так, подчёркнутая замкнутость Пелевина, первое время не дававшего интервью и скрывавшего своё лицо под тёмными очками, заставила иных критиков усомниться в самом существовании писателя, тем более, что общая «виртуальная аура» (выражение Л. Аннинского) его прозы как нельзя лучше способствовала нагнетанию таинственности и наводила на подобные выводы. Некоторых литературоведов шокировали демонстративный отказ Пелевина от традиционной системы ценностей, постмодернистская деконструкция общепризнанных моделей отношений человека и общества, а также встречающееся на страницах его произведений эпатирующе вольное употребление ненормативной лексики, с которым вы тоже уже успели столкнуться.
Наконец, интерес писателя к мистике, активное использование захватывающих сюжетов, литературной игры и фантастики, свидетельствующее о явной ориентации текстов на массового читателя, вкупе с нарочитой небрежностью письма в глазах многих критиков поставили под сомнение саму возможность отнесения Пелевина к «серьёзной» литературе. О том, насколько это правомерно, мы сегодня с вами и поговорим.
Вывод: Особенностями постмодернизма как мировоззрения являются переоценка всех ценностей, усиление скепсиса и сомнения и деконструкция различных идеологий.
II.Беседа с классом
1.Вавилонская башня (5 мин.)
Цель познания: Каков сюжет романа?
Роман понравился? Чем? Кто такой Вавилен Татарский? Чем объясняется странное имя героя? Что он сам говорит о нём друзьям? Кто ещё в романе наделён «библейским» именем? С чем сравнивается в романе история карьеры Татарского?
Вывод: Сюжет романа В. Пелевина «Generation«П» представляет собой историю карьеры «человека с именем города» Вавилена Татарского – его символическое восхождение на Вавилонскую башню и превращение в «земного мужа» золотой богини.
2.Статья Че Гевары (10 мин.)
Цель познания: Зачем Пелевин вставляет в текст романа статью Че Гевары «Идентиализм как высшая стадия дуализма?»
Кто такой Че Гевара? Почему именно к нему решает обратиться Татарский? Где ещё он упоминается в романе? Мог ли Че Гевара в самом деле высказывать идеи, подобные тем, что изложены в статье? Почему именно ему приписана статья? О чём статья? Что, согласно Че, является причиной «плачевного состояния человека в жизни»? На кого он при этом ссылается? Что такое «оранус»? (Найдите в тексте цитату). Изложите теорию о трёх «вау-фаторах». Производным от какого слова является понятие «идентиализм»? Что такое «identity»? В чём смысл этой теории? Какое впечатление производит статья на Татарского? Задам провокационный вопрос: какую роль она играет в его истории? (Никакой). Тогда зачем Пелевин вставляет её в роман?
Вывод: С помощью вставленной в роман статьи об идентиализме, вроде бы не имеющей прямого отношения к истории Татарского, постмодернист разоблачает стремление современного человека к деньгам.
3.Смысл названия (5 мин.)
Цель познания: В чём смысл названия романа?
Что означает буква «пи» в заглавии книги?
1)Пепси; Что символизирует пепси-кола в романе?
2)Число «пи» («чёрный пиар» - теневые общественные отношения); 3)Краткое обозначение пса с пятью ногами. В свете последнего значения как можно перевести на русский язык название книги? Какую фразу произносит Татарский Сейфуль-Фарсейкину о своём поколении? А с какого предложения начинается роман? Как вы думаете, что означает посвящение романа «Памяти среднего класса?» Исходя из того, о чём мы говорили, подумайте, что делает наступающее поколение «Пепси» поколением Конца?
Вывод: Называя свою книгу «Поколение Конца», Пелевин делает неутешительный прогноз о том, что коммерциализация сознания ведёт человечество к гибели.
4.Финал (5 мин.)
Цель познания: Зачем Пелевин завершает роман упоминанием о рекламе пива «Туборг»?
Почему Татарский плачет над этой рекламой?
О ролике сказано, что он не окончен… Чего в нём не хватает из того, что обязательно должно быть в рекламном ролике? Где в романе мы находим слоган для этой рекламы? Почему имеется вариант, где один за другим идут тридцать Татарских? Где ещё мы встречаем в романе это число? Кого искали птицы в поэме Аль Газави, если «сируфф» означает «тридцать птиц»? (Объяснить, что 30 Татарских связаны с буддийской идеей перерождения).
Вывод: Завершая роман упоминанием о рекламе пива «Туборг», Пелевин призывает читателя задуматься о смысле жизни – этого бесконечного «одинокого странствия под палящим солнцем».
5.Итоги урока (5 мин.)
Вывод: Разоблачая идеологию общества потребления, Пелевин противопоставляет ей религиозно-философские идеи буддизма.
Домашнее задание: Есть ли в романе положительные герои? В чём смысл эпиграфа к роману?
Оформление доски:
Репродукция картины Брейгеля «Вавилонская башня» | Двадцатое мая.Роман В. Пелевина «Generation«П» как постмодернистский текст…Миром правит не «кто», а «что». Определённые факторы и импульсы, о которых знать тебе ещё рано. Виктор Пелевин «Generation«П» | Домашнее заданиеЕсть ли в романе положительные герои? В чём смысл эпиграфа к роману? |
© Андрей Гончарук, 2006
льность
[1] http://www.pelevin.nov.ru/victorolegovich/
1Шапиро Я. Пепса по-пелевински / Я. Шапиро // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://www.pelevin.nov.ru/stati/o-pepsa/1.html).
2 Бабочка Проект для сайта Пелевина (черновик) / Бабочка // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/o-babochka/1.html).
1 См. Архангельский А. Пелевин как система зеркал / А. Архангельский // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/o-sist/1.html).
1 Свердлов М. Хорошая защита для плохой прозы / М. Свердлов // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/o-sverd/1.html).
2 Тайганова Т. Синдром недеяния / Т. Тайганова // Урал. – 1998.- №10-12.- Наследники Джана.- (http://gondola.zamok.net/079/79jan_1.html)
1Аннинский Л. Песнь пепси в утробе поколения, которое смеясь рассталось со своим будущим / Л. Аннинский // Свободная мысль.- 2000.- №4.- С. 103-113.- (http://www.sunround.com/club/22/anninsky.htm).
2 Обыденкин А. Три жизни Пелевина в ожидании четвёртой / А. Обыденкин // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/o-tri/1.html).
1 Воробьёв К. Хороший плохой Пелевин / К. Воробьёв // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/o-hor/1.html).
2 Некрасов С. Субъективные заметки о прозе Виктора Пелевина / C. Некрасов // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/o-nekr/1.html).
1 Виртуальная конференция с Виктором Пелевиным // Виктор Пелевин: сайт творчества – Интервью - (http://pelevin.nov.ru/interview/o-peirc/1.html)
1 Здесь и далее на протяжении всей работы нами будут использоваться следующие сокращения: ЧП - Пелевин В. О. Чапаев и Пустота: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 399 с.; GП - Пелевин В. О. Generation «П»: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 336 с.; Ч - Пелевин В. О. Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда: Роман и рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Эксмо, 2005.- 384 с.; СКО - Пелевин В. О. Священная книга оборотня: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Эксмо, 2004.- 384 с.; ЖН - Пелевин В. О. Жизнь насекомых: Роман / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2001.- 336 с.; ЖС - Пелевин В. О. Жёлтая стрела: Повести. Рассказы / В. О. Пелевин.- М.: Вагриус, 2002.- 496 с.
1 Ким Хюн Еун Поэзия И. Бродского как метатекст: Автореферат диссертации.- Москва, Издательство Российского государственного гуманитарного ун-та, 2003.- С. 9.
2 Лотман Ю. М. Пушкин.- СПб., 2003.- С. 434.
1Полищук Д. И крутится сознание, как лопасть / Д. Полищук // Новый мир.- 2005.- №5.- С. 173.
1 Берхин И. Прогулки с Котовским / И. Берхин // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/o-cotovsky/1.html).
1 Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии / И. В. Силантьев.- Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1999.- (www.ruthenia.ru/folklore/silantiev1.htm).
2 Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы / Б. М. Гаспаров.- М.: 1994.- С. 30-31.- Цит. по: Силантьев И. В. Ук. соч.
3 Там же.
4 Силантьев И. В. Цит. соч.
1Виртуальная конференция с Виктором Пелевиным / Виктор Пелевин: Сайт творчества.- Интервью.- (http://www.pelevin.nov.ru/interview/o-peirc/1.html).
1Данилкин Л. Господин гексаграмм / Л. Данилкин // Виктор Пелевин: сайт творчества – Статьи - (http://pelevin.nov.ru/stati/o-dppnn/1.html).
1 См. Далай-лама Мир тибетского буддизма: Обзор его философии и практики / Далай-лама.- СПб.: Нартанг, 1996.- 225 с.
1 Свердлов М. Как сделан Пелевин: Хорошая защита для плохой прозы / М. Свердлов // Виктор Пелевин: Сайт творчества.- Статьи – (http://pelevin.nov.ru/stati/o-sverd/1.html).
1 См. Шо, М. Страстное просветление: Женщины в тантрическом буддизме / М. Шо.- М.: ООО «Добрая книга», 2001.- 368 с.
2 См. Намкай Норбу, Чогьял Клементе А. Всевышний источник: Основная Тантра Дзогчен Семде / Чогьял Намкай Норбу А. Клементе.- Донецк-М.: Ринчен-линг, 2001.- 350 с.
1 См. Кью-Кит, Вон Энциклопедия дзэн.- М.:ФАИР-ПРЕСС, 1999.- С. 335, Geshe Kelsang Gyatso Heart of Wisdom: Essential wisdom teachings of Buddha.- London, Tharpa Publications, 1996.- P. 12-13.