В ряде научно-популярных изданий, посвящённых данной тематике, неверно интерпретируются указанные эмблемы: всадника связывают с образом Св.Георгия Победоносца, а змея отождествляют с драконом. Трактовка всадника как изображение Св.Георгия Победоносца в русских источниках до XVII в. не встречается. Хотя культ Св.Георгия проник на Русь из Византии в X-XIвв. и стал здесь весьма распространённым, в изображении всадника видели прежде всего князя-воина, защитника Русской земли. В отличие от змея, дракон в русской геральдике олицетворяет добро. И дракон, и змей изображаются в геральдике крылатыми, но дракон – с двумя лапами, а змей – с четырьмя. Эта деталь, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочной трактовке изображения змея как дракона.
Если в отечественной геральдике время появления гербового орла, с небольшими вариациями, не оспаривается, то причина его появления на великокняжеской печати вызывает массу противоречивых суждений, которые можно свести к двум основным версиям. Первая версия сложилась в XIX в. и имеет сторонников в наши дни: в результате брака Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI Палеолога, соединились два герба – Московского государства (всадник) и Византии (двуглавый орёл). Эта версия была связана с тенденцией абсолютизировать доминирующее влияние Византии на русское общественное развитие, в частности, на развитие идей и форм российской государственности[8]. Этой версии придерживаются Г.Острогорский, К.Шэдер, Е.И. Каменцева, Н.В. Юстюгов.
Концепцию, не связанную с византийским влиянием появления русского гербового орла, на современном этапе наиболее аргументировано разработала Н. Соболева.
Во-первых, исследователь отмечает, что сторонников заимствования византийского орла не смущает почти четвертьвековая удалённость даты бракосочетания от даты появления орла на государственной печати.
Во-вторых, появление в 90-х гг. XV в. самой печати, и «воссоединение» на печати двух эмблем, одна из которых не характерна для московской княжеской символики, не были случайностью. Именно в конце XV в. прослеживается стремление Ивана III поставить себя на одну ступень с первым монархом Европы – императором священной Римской империи. Символика монархической власти в Европе была регламентированной и общепризнанной, что естественно не могло пройти мимо Ивана III. Еще в XIII в. в Западной Европе установилось чётко зафиксированное различие между одноглавым орлом как королевским гербом и двуглавым – императорским. В качестве политической эмблемы двуглавого орла в средневековой Европе начал использовать Фридрих II Штауфен, король Сицилии, впоследствии император священной Римской империи, поместив эмблему на монетах.
В-третьих, Н.Соболева, поддерживая точку зрения американского историка В.Алефа и ряда западноевропейских исследователей, в частности Л.Регеля, подчёркивает, что в Византии двуглавый орёл был лишь формой украшения, орнамента, но никак не государственной эмблемой. Основанием для такого утверждения служит отсутствие двуглавого орла как государственного знака на византийских монетах, печатях, надгробиях, одежде императорской охраны. Этот вывод подтверждают и материалы научных работ авторитетного исследователя византийских печатей Н.Лихачёва. Он доказал, что в Византии не было общегосударственной печати, существовали лишь личные печати императоров, но на них отсутствовали изображения двуглавого орла. В то же время, отрицая использование двуглавого орла как знака власти византийских императоров, исследователи признают возможность его употребления морейскими деспотами (деспот – высший титул византийской знати), одним из которых был отец будущей супруги Ивана III. Хотя даже и косвенных сведений о том, что двуглавый орёл был их отличительным знаком, нет. Это предположение основывается на сведениях о мозаичных изображениях двуглавого орла в морейской церкви.
В-четвёртых, двуглавый орёл на Руси был известен ещё до создания рассматриваемой государственной печати. Его изображения были помещены на монетах тверского князя Михаила Борисовича (1461-1486) и ряда других русских князей этого периода. Появление двуглавого орла на русских монетах XV в. правомерно связывают с влиянием культуры южных славян, когда восстанавливаются связи Руси с балканскими странами, прерванные монголо-татарским нашествием. Ещё в XIV в. болгарские и сербские государи помещали изображение двуглавого орла на своих монета и печатях[9].
Н.П. Лихачёв также придерживается данной версии. Он отмечает: «Если будет доказано положение, что Византия (так же как и Римская империя) не знала государственной печати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла, станет очевидно, что московское правительство не могло заимствовать из Византии то, чего та не имела»[10].
Г. Вилинбахов в своей статье приводит высказывание современного американского исследователя Г.Эймефа: «Несмотря на копирование византийской модели, двуглавый орёл, вероятно, не стал бы эмблемой московского герба, если бы Иван III не знал, что та же эмблема определяет государственный ранг императоров на Западе»[11].
Таким образом, титул Ивана III – это титул на притязания на неограниченную власть внутри страны, на «собирание» земель домонгольской Руси.
Все вышеперечисленные факты свидетельствуют, что принятие двуглавого орла Иваном III в качестве политической эмблемы, в первую очередь, было связано со стремлением великого князя встать вровень с другими европейскими монархами и прежде всего с Габсбургами. Таким образом, великий князь демонстрировал в общественном масштабе своё политическое кредо, место среди «венценосных братьев». Создание печати с символикой, выражавшей, с одной стороны, древность происхождения московских князей (использование традиционного изображения вооружённого всадника), а с другой – величие русского государя (двуглавый орёл), отвечало политическим потребностям эпохи и служило доказательством прав Ивана III на титул кесаря.
В годы правления Ивана IV в русской государственной символике происходит соединение двуглавого орла и всадника-князя. Всадник, расположенный в центре фигурного щита, помещается на груди орла. В то же время на печатях существовала и другая композиция: вместо всадника в центре фигурного щита изображался единорог. Достоверных сведений о причинах появления этой эмблемы на царской печати не имеется. Вероятно, здесь существует прямая связь с символической стороной данного мифического существа. Единорог – символ чистоты (своим рогом очищает воду, отравленную змеем) и девственности (его могла приручить только девственница). Также единорог является непобедимым зверем, вся сила которого заключена в роге. Сила, искореняющая зло, и чистота помыслов, олицетворённые единорогом, могли привлечь внимание Ивана IV, боровшегося с внутренней и внешней «крамолой». Ещё одним нововведением было то, что гербовый орёл иногда изображался с одной (общей для обеих голов) короной, над которой возвышался православный крест.
В 1625 г., при первом царе из династии Романовых – Михаиле Фёдоровиче, произошли изменения в изображении гербового орла. Прежде всего, это появление третьей короны над (между) двумя головами орла. Определенного идейного обоснования данному новшеству в то время не было. В.Лебедев выдвигает гипотезу, по которой три короны изначально символизировали Святую Троицу. Ю. Штакельберг утверждает, что три короны на печати царя Михаила Романова знаменовали собой три покорённых царства: Казанское, Астраханское и Сибирское. Письменные источники указывают, что идейное обоснование изображения третьей короны, как и двух уже имеющихся, произойдёт только в царствование Алексея Михайловича. По-видимому, появление третьей короны связано с влиянием западноевропейских мастеров, резавших матрицы для царской печати. Это подтверждается нетрадиционным для русской сфрагистики расположением всадника, который был изображён повернутым в правую геральдическую сторону, т.е. в соответствии с западноевропейскими правилами геральдики. На всех прежних печатях всадник-князь был повернут на восток, откуда исходила постоянная угроза Русскому государству.
При царе Алексее Михайловиче значительно расширяются дипломатические, экономические и культурные связи России с Западной Европой. Дипломатические контакты между монархами всегда обставлялись соответствующей атрибутикой, которая указывала на степень величия того или иного государя. Вследствие этого перед русским правительством встала задача приблизить отечественную государственную символику к западноевропейской. В 1654 г. впервые зафиксировано на печати (жалованная грамота Богдану Хмельницкому) изображение орла с общепринятым в Европе символами монархической власти – скипетром и державой, которые он держал в когтях.
Корона, держава и скипетр являются регалиями, знаками монаршей власти во всех государствах, где такая власть существует. Происхождение державы и скипетра уходит в глубь веков.
Держава (державное яблоко) – древний символ монаршей власти. Держава восходит к глобусу как символу мирового господства Рима. Впервые глобус был использован в качестве символа власти македонским царём Деметрием I Полиоркетом (336-? до н.э.). В период Римской империи глобус принял форму державы, без изображений небесной сферы или Земли. В средние века держава уже прочно вошла в число регалий. В России держава считается видимой эмблемой самодержавия и как регалия стала использоваться с конца XVI в.
Скипетр (греч. skeptron – жезл) – символ власти и достоинства правителя, происходит от укороченного посоха. В античный период скипетр считался атрибутом Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны). Он входил в число знаков достоинства греческих, римских правителей и должностных лиц, например, консулов в императорскую эпоху. В период средневековья скипетр в значении обязательной регалии власти использовался при коронации государём во всей Европе. Как и держава, скипетр известен в России с конца XVI в. Скипетр служил символом административной монархической власти (судебной, административной), в то время как корона олицетворяла законодательную и божественную власть монарха.