Несмотря на то, что данный проект герба не был реализован, он послужил основой для создания Большого государственного герба Российской империи, утверждённого во второй половине XIX в.
Дворцовый переворот 11 марта 1801г. и приход к власти императора Александра I отразился на главном символе Российской империи. Указом 26 апреля этого же года изображение Мальтийского креста было упразднено на государственном гербе. Орёл стал изображаться в стиле «Empire», характерном для французской символики начала XIX в. Гербовый орёл вместо монархических символов – державы и скипетра – держал в лапах: в левой венок и ленту, в правой пучок стрел, факел и ленту. Щиток со св. Георгием Победоносцем приобрёл необычную, заканчивающуюся кверху конусом форму, над которым помещена императорская корона. Цепь и знак ордена св. Андрея Первозванного отсутствуют. Убраны титульные гербы с крыльев орла и вокруг него. Крылья орла приняли нетрадиционную форму, они широко раскинуты и слегка опущены вниз.
Не отрицая влияния французской геральдики на характер изображения двуглавого орла, обращает на себя внимание отказ от регалий в государственном гербе Российской Империи. Вряд ли это было бы возможно при отсутствии определённых либеральных взглядов у Александра I. Известно, что внутри Александра Павловича как бы боролись два совершенно разных человека, с одной стороны – самодержец, с другой – либерал. На определённом этапе его царствования в зависимости от конкретной ситуации брала верх то одна, то другая сторона.
До начала 30-х гг. XIX в. «Александровский герб» фактически не был видоизменён, если не считать, что у орла были приподняты вверх крылья. В 1832г. произошёл возврат к традициям государственного герба времен Петра I. На крылья орла были возвращены территориальные гербы, по три на каждое крыло. Щиток со св. Георгием Победоносцем окружала цепь первого российского ордена. Головы орла украшали две небольшие императорские короны и одна большая над ними.
Современников удивил необычный подбор земельных гербов на крыльях орла. Вместо эмблем великих княжеств Владимирского, Новгородского и Киевского, т.е. ядра русской государственности, были помещены гербы присоединённых в своё время территорий – великого княжества Финляндского, царства Польского, царства Херсонеса Таврического. Гербы царств Казанского, Астраханского и Сибирского были оставлены. Чем была вызвана столь непатриотичная, на первый взгляд, перестановка территориальных гербов? Объяснение лежит в сфере международных отношений России. После подавления польского восстания 1830-1831 гг. и осложнения вследствие этого дипломатических отношений России с Западной Европой, российское правительство стремилось продемонстрировать европейской общественности бесперспективность устремления западных национальных окраин империи к государственной самостоятельности. Вероятно, появление герба царства Херсонеса Таврического указывало на желание Николая I обосновать законность своих притязаний на черноморско-средиземноморский коридор (проливы Босфор и Дарданеллы). Северное причерноморье в это время являлось не только южными торговыми воротами России, но и плацдармом для продвижения на Балканы. Именно в конце 20 – нач. 30-х гг. XIX в. император принимает активное участие в разрешении очередного кризиса – в Восточном вопросе. Эмблемы земель центра зарождения русской государственности теперь подменялись самой фигурой гербового орла, которая ассоциировалась с Русью. Гербы присоединённых государственных образований подчёркивали неразрывную связь этих территорий с Российской империей.
Император Николай I, будучи человеком в высшей степени пунктуальным и любящим жесткую регламентацию во всем, не раз высказывал недовольство «вольной» геральдизацией российских гербов, которую проводила Герольдия. Как и любое реформаторство в России, приведение в порядок геральдической науки началось с реорганизации её органов. Указом 1848г. Герольдия была преобразована в учреждение более высокого статуса – департамент Сената.
Существовали объективные причины, неспособствующие профессиональной работе Герольдии. В ней отсутствовали высококлассные художники – геральдисты, а также не было ни одного специалиста в области геральдики. Не было его в Академии наук. Это показатель того, что геральдика как наука в середине XIX в. не имела ещё в России прочных корней. Перед правительством встала задача найти учёного «гербоведца», и он был найден в лице Бернхарда – Карла (Бориса Васильевича) Кёне, немецкого еврея, принявшего реформаторское вероисповедание. С 1845г. он находился на русской службе и известен был в Европе как нумизмат и археолог. До своего назначения на должность руководителя Департамента Герольдии Сената Б.Кёне достаточно хорошо знал геральдику и неоднократно выступал с докладами о гербах в Археологическо-нумизматическом обществе. Император Николай I поручает ему подготовить проект нового государственного герба[13].
1.4 Окончательный вариант государственного герба Российской Империи
Новый государственный герб (большой, средний и малый), наряду с государственной печатью, гербами императора и членов императорского дома, после ряда доработок был утверждён 11 апреля 1857 г. императором Александром II.
Основой для Большого государственного герба стал проект нового российского герба конца царствования Павла I, но с рядом изменений. В центре французского щита в золотом поле чёрный двуглавый орёл со скипетром и державой в лапах, увенчанный тремя императорскими коронами. На груди гербового орла размещён щиток с изображением св. Георгия Победоносца (повернут вправо). Главный щит увенчан шлемом св. Александра Невского, окружён цепью ордена св. Андрея Первозванного и поддерживается щитодержателями. С правой стороны – св. архистратиг Михаил с мечом в руке, с левой – св. архангел Гавриил с посохом. Щит с щитодержателем расположен под мантией (сенью), усыпанный по золотому верху орликами (небольшие по размеру силуэты орлов, повторяющие изображения главной гербовой эмблемы) и подбитой горностаем, ниспадающей из-под куполообразной палатки, увенчанной императорской короной и государственной хоругвью. По обводу палатки надпись: «Съ нами Богъ». В верхней части герба размещены по горизонтальной линии шесть французских щитов с соединёнными гербами княжеств и земель, по три щита с правой и левой стороны от государственной хоругви. Их порядок (слева направо): щит соединённых гербов Прибалтийских областей, щит соединённых княжеств и областей Белорусских, щит соединённых гербов княжеств и областей Великорусских, щит соединённых гербов княжеств и областей Литовских, щит соединённых гербов Северо-Восточных областей. Вокруг главного щита располагались французские щиты с титульными гербами, увенчанные соответствующими коронами. Их расположение (против часовой стрелки): гербы Казанского царства, Польского царства, царства Херсонеса Таврического; соединённые гербы Великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского (в одном щите), гербы Его Императорского Величества, Великого княжества Финляндского, грузинского, Сибирского и Астраханского царств.
Императорский герб был впервые помещён в государственный герб и представлял собой рассечённый французский щит, в правой геральдической части которого – герб рода Романовых; в левой – герб Шлезвиг-Гольштейнский.
Определённый интерес вызывает история включения «иностранного» герба в состав герба Его Императорского Величества. Право наследования северогерманских земель в Норвегии российская корона была с 1725г., после заключения брака Анны Петровны с герцогом Голштинии Карлом Фридрихом, который был внуком шведского короля Карла XI и племянником короля Карла XII. В результате этого брака образовалась Гольштейн-Готторпская династическая линия императорского дома Романовых. Все российские монархи, начиная с Петра III, являлись её прямыми потомками (с правом наследования). Шлезвиг-Гольштейнский герб соединял в себе следующие гербы: Норвежский, Голштинский, Стормарнский, Дитмарсенский, Ольденбургский, Дельменгорсткий. С 1761г. названия этих земель вошли в число территорий, отражённых в титуле российского императора.
До подписания указа об утверждении нового государственного герба прошли прения о его композиции и символической стороне. Священнослужители отнеслись отрицательно к изображению в качестве щитодержателей святых архистратига Михаила и архангела Гавриила. Влиятельный московский митрополит Филарет заявил, что эти святые изображаются на иконах в иконостасе по сторонам Господа Вседержителя и их изображение в гербе оскорбляет чувства православных. Серьёзным аргументом было и то, что использование святых в качестве щитодержателей умаляет их религиозный статус, так как власть небесная выше власти земной. Император Александр II счёл эти доводы убедительными и повелел убрать из герба предлагаемых щитодержателей. Департамент Герольдии вынужден был пойти на компромисс. В конечном варианте государственного герба святые все же остались, но были изображены не по русскому иконописному образцу, а в виде древних воинов.
Композиция титульных гербов и их размещение в картуше частью общественности была воспринята как понижение роли исконно русских земель в процессе становления Российского государства. Гербы русских княжеств были даны соединёнными, в отличие от большинства гербов национальных окраин империи. Этой точки зрения придерживается и ряд современных исследователей, в частности В. Лебедев. Но вышеприведённая компоновка титульных гербов преследовала совсем иную цель – показать равную значимость для короны отдельных территорий, составлявших единую и неделимую Российскую империю. Соединённый герб Великих княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского в картуше олицетворял собою исконную Русь, недаром герб венчает «Шапка Мономаха». Данному гербу было отведено и почётное место – с правой геральдической стороны от герба Его Императорского Величества.