Смекни!
smekni.com

Л.Н Толстой это весь мир (стр. 2 из 3)

Расцвет яснополянской школы

Занятия по обучению крестьянских детей были действенной формой ещё большего сближения писателя с народом. Завершив первый год своего учительства, он решает ехать за границу. Так как там лечился от чахотки опасно больной старший брат Николай. 2 июля 1860 года Лев Николаевич отправился в своё второе заграничное путешествие. В сентябре брат скончался в возрасте 37 лет. В середине апреля 1861 года Толстой вернулся в Россию.

С первых дней своего возвращения из-за границы он занялся школьными делами. Летом 1861 года Толстой открыл педагогический журнал «Ясная Поляна». К деятельности Толстого как педагога и издателя правительственные органы отнеслись с опаской и подозрением. А в июле 1862 года, когда Толстой был в отъезде, жандармский полковник произвёл в Ясной Поляне обыск. Толстой был до такой степени возмущён, что обратился с письмом к царю Александру II, требуя наказания полковника. Каков был ответ на это письмо-протест, оказалось неизвестно. После всего, что произошло, Толстому пришлось закрыть яснополянскую школу. Его педагогическая деятельность была прервана на десять с лишним лет.

Начало семейной жизни

По-прежнему продолжались кутежи с цыганами и картёжные игры. Чтобы расплатиться по карточным долгам, Толстому пришлось продать издателю неоконченный с кавказских времён роман «Казаки». Этот случай так повлиял на него, что он больше ни разу в жизни не сел за карточный стол.

В это время в личной жизни Толстого произошли большие перемены. В 1862 году он женился на дочери московского врача, Софье Андреевне Берс. Ей было тогда 18 лет. Толстой много занимался делами имения, семьёй, но главным его делом стала работа над романом «Война и мир». Этот роман – беспримерное явление не только в литературе, но и в истории человечества. В нём автор выразил всего себя, всю свою душевную и умственную полноту и глубину, свою удивительную многогранность. Появление романа было настолько ошеломляющим, что критики, писатели и журналисты растерялись и не могли понять, что произошло. Роман Толстого они назвали странным: это и не историческое исследование, и не вымышленное произведение в общепринятом виде. Слава Толстого стала всемирной. Эта слава стала ещё больше, когда появилась «Анна Каренина». Толстой достиг вершины писательского успеха. Но это была только первая половина его жизни.

Часть 2

Философия Толстого с 1880 года.

Большими событиями была наполнена жизнь Толстого в последние три десятилетия. В эти годы направление творчества писателя определил коренной перелом в его мировоззрении. Причины этого перелома раскрыты в словах В.И.Ленина: «Острая ломка всех старых устоев деревенской России обострила его внимание, углубила его интерес к происходящему вокруг него, привела к перелому всего его миросозедания»8.

Страх смерти

Огромное значение в жизни Толстого имело чувство страха смерти. Возможно, это чувство возникло у него еще, когда он даже не помнил себя.

Однажды, когда Лев Толстой был в Арзамасе, он неожиданно для самого

себя ночью пришёл в сознание ужаса от мыслей о смерти, его охватило отчаяние оттого, что он не в силах ответить на вопрос: «Зачем человек живёт? Какой смысл жить, если всё равно умрёшь? Ну, куплю я одно имение, второе, третье – ну и что, ведь всё равно потом смерть. Ну, стану я писать лучше всех писателей, лучше Мольера, Шекспира, Гоголя, Пушкина, и что с того, если всё равно умирать?»9. После этого случая Толстой боялся, что совершит самоубийство, убирал с глаз верёвки, чтобы не повеситься, перестал один ходить в лес с ружьём, чтобы не застрелиться. Страшное чувство бессмысленности жизни, страх и ужас смерти и раньше преследовали Толстого и присутствовали в его произведениях: «Записки маркера», «Три смерти», «Записки сумасшедшего». Потом он создал повесть «Смерть Ивана Ильича», потрясающую описанием смерти и анализом бессмысленности жизни человека. Толстой попытался переменить свою жизнь.

Зло и насилие в понимание Толстого

Толстой пришёл к осознанию того, что жизнь дворян и вообще богатых людей не может быть признана справедливой, потому что она поддерживается за счёт труда других людей, основана на обмане и ограблении трудового народа. Идеалом для Толстого отныне становится жизнь, которую ведёт народ, - в труде, бескорыстии, доброте и смирении. Уже в «Исповеди» он обнаруживал умение передавать с глубоким сочувствием и пониманием народный взгляд на жизнь. Толстой считал, что надо уничтожить все виды зла и все формы насилия. Непротивление злу насилием – вот один из важнейших постулатов (бесспорная истина) социально-этического и религиозного учения, которое называется толстовством. Насилием нельзя ни уничтожить зла. Всякое насилие есть тоже зло, а зло невозможно истребить злом. «Как огонь не тушит огня, так - зло не может потушить зла»10- заявил Толстой в трактате «В чём моя вера?». Чтобы не было зла, говорит Толстой, не делайте зла. Делание людям добра – «в этом одном всё дело жизни христианина и весь смысл её, не уничтожаемый смертью» 11.

Отлучение Толстого от церкви

К этому ведёт один путь – путь нравственного самосовершенствования. Эта идея не нова в философии Толстого, но теперь основой этой философии он сделал христианское вероучение. Именно учение о жизни людей Толстой считал главным содержанием истинного, не извращённого церковью христианства. Церковь, по словам Толстого, извратила чистое и ясное христианское учение. Церковь есть «злейший враг христианства», она есть не что иное, как «название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими»12.

Толстой начал писать книги философско-религиозного содержания. Он написал повесть «Воскресенье», на неё во многом лежала печать новых

взглядов писателя. У него появились последователи. Возникло религиозно-общественное движение – толстовство, которое объявило своими основными принципами непротивление злу насилием, моральное самоутверждение и опрощение. Последователи толстовства появились не только во всех концах России, но и в других странах (такие как: Горький, Бунин, Ганди и др.). Толстой также писал и печатал статьи против господствующей церкви и государства и очень тяжело переносил то, что они подвергались преследованию.

Толстой заявлял, что всю жизнь будет печатать подобные статьи. Уже через пять лет, в 1901 году, правительство переменило отношение и через Святейший синод выступило против Толстого, отлучив его от церкви.

Часть 3

На рубеже веков

На рубеже нового века Толстой жил в предчувствии и ожидании социальных потрясений в России и во всём мире. Он верил в обновление жизни, понимал неизбежность крушения старого миропорядка. Остро ощущая кризисное состояние государственного строя в России и современного буржуазного общества, Толстой боролся против них теми средствами, которые он признавал справедливыми.

Свои мысли и чувства Толстой в это время чаще и охотнее всего торопился облечь в форму газетной и журнальной статьи, трактата:

«Солдатская памятка», «К рабочему народу», «Стыдно!», «Одумайтесь!», «Что же делать?» и многие другие.

Всю глубину «кричащих противоречий» во взглядах, учении и творчестве Толстого чётко раскрыл В.И.Ленин в своих гениальных статьях, которые были написаны в 1908 – 1910 годах.

«Толстой, как зеркало русской революции»

В.И.Ленин назвал Толстого зеркалом русской революции 1905 – 1907 годов, ибо совокупность толстовских «взглядов, взятых как целое, выражает как раз особенности нашей революции…»13.

Когда Толстой вскрывал вопиющие противоречия между ростом богатства в стране и ростом народной нищеты, он представал перед современниками и вошёл в сознание потомков как «самый трезвый реалист»14, имевший мужество смело срывать все маски с носителей зла. Но когда великий писатель русской земли предлагал явно утопические планы по переустройству общества, отрицал революцию, выдвигал новую религию, - тогда вылезло, безусловно, вредное содержание толстовского учения. Непротивление злу насилием Ленин считал одной из причин поражения первой русской революции. Эту наиболее слабую сторону учения Толстого подхватили толстовцы (участники религиозно-общественного движения, которое проповедовал Л.Н.Толстой). Революционный 1905 год принёс с собой исторический конец всей эпохе, которая могла и должна была породить учение Толстого – не как индивидуальное нечто, а как идеологию условий жизни, в которых действительно находились миллионы в течение известного времени.